РЕПОРТАЖНАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ!В последнее время принято говорить о возрождении России. И мы уже ловим себя на том, что привыкли воспринимать такие высказывания как дежурные, а иногда — просто громкие фразы. На самом деле жизнь гораздо шире и богаче наших представлений о ней. Многочисленные поездки по стране каждый раз убеждают меня в этом. Не стала исключением и командировка в Ростов-на-Дону, где с 24 по 27 апреля на базе Областного психолого-педагогического и медико-социального центра проходил научно-практический семинар для южных регионов России «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи в региональной системе коррекционно-развивающего обучения». Подобные семинары по обучению и обмену опытом для представителей ППМС-центров уже три раза проходили в Москве. Но, учитывая большое количество желающих поучиться и специфику проблем, которые существуют в различных регионах, было решено сделать семинары кустовыми. Ростовское мероприятие проходило в рамках реализации программы по восстановлению системы образования Чеченской Республики (о принятии этого документа мы уже информировали читателей). Ростовский областной ППМС-центр стал базовым, поскольку здесь существует система психолого-медико-педагогической помощи и накоплен позитивный опыт работы с беженцами и вынужденными переселенцами. «Крестная» большинства российских ППМС-центров Т.Д. Пестич (в центре) устанавливает рабочие контакты с ростовчанами. Слева от нее представитель прокуратуры Е.Л. Воронкова, справа — заместитель министра образования РО Т.Г. ЗенковаКак нужны и полезны такие семинары, мы поняли сразу же по приезде на базу его проведения — санаторий «Евро-Азия-Дон». Участников приехало значительно больше, чем ожидалось (всего в семинаре приняли участие 133 человека). Его география такова: Краснодарский и Ставропольский края, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Вологодская, Владимирская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Орловская области, Карелия, Калмыкия, Республика Коми, Хабаровский край. Кстати, многие узнали о семинаре из нашей газеты. Программа была построена таким образом, чтобы участники не сидели в зале заседания, а постоянно работали на секциях, «круглых столах», знакомились с опытом учреждений Ростова и области. Помимо интересной программы приехавших привлекла возможность увидеть работу областного центра, слух о котором уже «прошел по всей Руси великой». В результате никто не был разочарован. Ну и самый важный момент на таких мероприятиях — возможность непосредственного общения: обмен опытом, проблемами, поиск совместных решений. Именно здесь происходит один из наиболее важных, на мой взгляд, процессов: создание единого информационного, терминологического, языкового пространства специалистов. Общаясь с ними, понимаешь: здесь нет случайных людей. Подавляющее большинство работающих в сфере специальной психологии и педагогики — люди неравнодушные, не побоюсь этого слова, самоотверженные. Наверное, с тех реальных дел, которыми они занимаются вопреки всем трудностям (экономическим, политическим, социальным), может начаться возрождение (по крайней мере, нравственное и духовное), если уж не всей страны, то отдельно взятых мест точно. На пленарном заседании с приветственным словом выступил министр общего и профессионального образования Ростовской области П.Н. Тищенко. Особое внимание он обратил на работу с детьми с ограниченными возможностями, сообщив, что в Ростовской области для этого имеются все типы образовательных учреждений. Но здесь есть определенные проблемы. После окончания учебы эти дети, как правило, не получают помощи и предоставлены сами себе. Поэтому их надо не только обучать, но и адаптировать к жизни. Основной распорядитель семинара — директор областного центра Л.К. ЧаусоваВ своем выступлении начальник Управления специального образования Минобразования России Д.С. Шилов дал краткий анализ развития и состояния специального образования в Российской Федерации, уделив особое внимание задачам психологического сопровождения детей со специальными нуждами. Особая роль отводится ППМС-центрам (всего в России их насчитывается более 500), на которые возлагаются большие надежды в оказании комплексной помощи различным категориям детей. При этом Дмитрий Степанович проявил хорошую осведомленность о состоянии специального образования в Ростовской области, отметив, что здесь существует разветвленная система помощи детям на базе ППМС-центров. Два следующих оратора — Т.Г. Зенкова, заместитель министра образования Ростовской области, и П.Н. Серов, начальник отдела специального коррекционного образования этого же министерства, — более подробно остановились на достижениях и проблемах коррекционно-развивающего обучения в Ростове и области. Татьяна Геннадиевна считает, что есть все основания говорить о существовании в Ростовской области всех звеньев, обеспечивающих практическую психологическую помощь. Высоко оценив работу областного ППМС-центра, она отметила ряд программ, разработанных его специалистами: выявление региональных критериев диагностической и коррекционной работы, реализация системы ранней диагностики. Региональной спецификой является работа с детьми из зон, где проходят военные действия. П.Н. Серов рассказал, что в Ростовской области уже утверждена региональная концепция специального коррекционного образования. Петр Николаевич считает, что в систему коррекционно-развивающего обучения должны входить не только специальные учебные заведения, но и отдельные классы и группы в общеобразовательных школах. А для этого нужно выявление и точный учет детей, нуждающихся в КРО. Собравшиеся смогли познакомиться с опытом соседнего региона. С докладом «Развитие службы практической психологии системы образования Краснодарского края» выступила Н.Ю. Ожеред, ведущий специалист Департамента науки администрации Краснодарского края. Она рассказала о системе психологической службы края, в которой работают и краевой и городской психологические центры. Теперь в крае стоит задача преобразования районных территориальных служб в ППМС-центры. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев также хорошо знакома краснодарцам. В крае существуют поселения представителей различных национальностей, покинувших родные места. Но эта проблема имеет и положительные стороны: приехало много высокопрофессиональных специалистов, среди которых психологи, логопеды, дефектологи, врачи. Даже на этом семинаре присутствовал такой человек — О.И. Могила, которая переехала из Баку в город Лабинск. В Ростовском ЦВИНП. Идет урок курса «Самопознание»Директор Ростовского областного ППМС-центра Л.К. Чаусова рассказала о его координирующей роли в региональной системе коррекционно-развивающего обучения. Выступления заместителей директора и методистов центра (М.Л. Барановой, А.В. Солтовец, Э.Н. Мордвиненко, А.А. Осиповой) раскрывали основные направления его работы. Эта часть пленарного заседания определила тональность всего семинара, придав дальнейшим обсуждениям творческий и профессиональный характер. В конце этого насыщенного дня все иногородние слушатели получили возможность познакомиться с центром. Его сотрудники (а их в центре 120 человек), принимая в небольшом помещении многочисленных гостей, продемонстрировали незаурядные организаторские способности. Профессионально разделив народ на несколько групп (сказываются навыки тренинговой работы), специалисты центра распределили участников таким образом, чтобы каждый имел возможность познакомиться с основными отделами: научно-методическим, социально-психологическим, ПМПК. Желающие смогли подержать в руках методические разработки и нормативно-правовую документацию областного ППМС-центра и сделать заказ на интересующие их материалы. Наибольший интерес вызвала комната психологической разгрузки (подарок Министерства образования РФ), где каждый смог отдохнуть и предаться релаксации. Перед тем как разойтись по отделам, организаторы предоставили нам возможность познакомиться друг с другом. Тут выяснилось, что наши ряды, хотя и с опозданием, пополнились. Представители Ингушетии были задержаны бдительными стражами порядка на железнодорожном вокзале. Несмотря на солидный вид и статус (двое — директора школ-интернатов и одна женщина — главный специалист Министерства образования), их подвергли в разных инстанциях тщательной проверке, вплоть до снятия отпечатков пальцев. Зато все были рады принять их в наши, уже сплоченные к тому времени ряды. Второй день семинара начался с интенсивной работы по секциям. Их было три, причем каждая интересна по-своему. Практически на всех было максимальное количество народа и происходила битва за каждый лишний стул. На семинаре присутствовали психологи, педагоги, логопеды, дефектологи, медики, руководители центров и представители региональных органов образования, и каждый мог выбрать для себя что-то близкое. Так ломаются барьеры в общенииПервая секция «Комплексная диагностика динамики развития проблемного ребенка» (руководители М.Л. Баранова и Н.Э. Мордвиненко) собрала в основном практиков: психологов, дефектологов и логопедов. В ходе обсуждения и обмена опытом участники решили, что необходимо иметь пакеты методик для дифференцированной диагностики детей разного возраста. Разговор, который проходил на секции «Опыт применения современных пихолого-педагогических, оздоровительных методов и технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения» (руководители Г.Ф. Карпова, М.Н. Мясникова, Н.А. Шухвостова), был интересен практически всем специалистам. Обсуждались современные, в том числе и авторские, подходы к коррекции нарушений развития у детей. Были представлены эффективные варианты игротерапии, сказкотерапии и песочной терапии. Раскрыты возможности таких загадочных методов, как хирофонетика и иппотерапия. Последние два метода были рекомендованы к распространению. А в Ростове было предложено даже открыть реабилитационный центр с использованием иппотерапии (какой казак без коня!). На секцию «Научно-методические основы деятельности ППМС-центров» (руководители Т.Д. Пестич, А.А. Осипова, А.В. Солтовец) собрались представители различных регионов. Поднимаемые проблемы были одинаково интересны и работникам «заслуженных» центров, и тем, кто только начинает. Правда, последние предпочитали больше слушать и задавать вопросы, зато первые активно отстаивали свою точку зрения. Споры (в которых, как известно, и рождается истина) были достаточно жесткими, хотя и профессиональными. Чувствовалось, что, несмотря на разные подходы, проблемы у всех, как правило, одни и те же. Многие центры «варятся в собственном соку», поэтому неизбежно возникала терминологическая путаница, что поставило задачу выработки единого профессионального языка. Достаточно остро встал вопрос и о создании экспертных советов на базе ППМС-центров, которые могли бы оценивать качество диагностических и коррекционных программ и методик. Специфической проблемой для южных регионов является двуязычие детей беженцев и переселенцев. Многие из-за плохого знания языка не могут нормально учиться в русскоязычных школах. Работа семинара единогласно была продолжена в полувечернее-полуночное время. Специалисты областного центра напряженно
работали все дни семинара.
|