Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НЕ ВСЯКОЕ МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО

Арт-терапия избирательного мутизма

Наверное, все психологи помнят хрестоматийный случай про сына английского лорда, который впервые заговорил лишь в пять лет. Родители уже отчаялись услышать от него хотя бы слово. Но как-то за обедом ребенок заявил:
— Каша подгорела.
— Почему же ты столько лет молчал? — удивились взрослые.
— До сих пор все было в порядке!
Долгое молчание ребенка в детском возрасте, как правило, тревожит родителей. Они послушно следуют за малышом, по направлению его указательного пальчика угадывают желаемое, многократно произносят названия предметов в надежде, что их чадо скоро заговорит. И при нормальном развитии рано или поздно (обычно не позже трех лет) это происходит.
Причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм».
Мутизм (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным.

СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ

Избирательный мутизм — невротическое отклонение, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми. Как правило, в психотравмирующей ситуации ребенок молчит, а в комфортных условиях говорит нормально.
Такое поведение чаще всего наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда общение со сверстниками не особенно актуально. Как известно, формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому именно она нарушается под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий. Случается, что нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием каких-либо психических потрясений.
Как правило, с возрастом мутизм исчезает сам по себе. Однако к тому времени личность может быть серьезно деформирована, если в детстве не предпринимались необходимые меры по коррекции и лечению этой сложной формы невроза. (Не из таких ли детей вырастают взрослые с коммуникативными проблемами, про которых говорят: «Из них слова не вытянешь»?)
Данная статья иллюстрирована рисунками двух сверхмолчаливых подростков. Обе девушки считают: «Зачем же общаться, если все равно не поймут?». Однако они по-разному изобразили свое состояние.

КТО-НИБУДЬ! ОТЗОВИТЕСЬ!

(Рисунок 1)

Рис. 1

Мила хорошо осознает свои чувства. Черное пространство — это ее среда жизни, коммуникативный вакуум. Небо и облака — эмоционально насыщенное, активное настоящее, которое существует за пределами ее мира. Железная дверь, по мнению автора, существует с детства и, похоже, поставлена ею самой. И хотя дверь ничего не закрывает (в пролом видно другую жизнь), она тем не менее остается непреодолимой преградой для взаимодействия с другими. Образ руки ассоциируется у девушки с мольбой о помощи. Самостоятельно изменить действительность Мила не может, боится, а скорее всего — не умеет. Ей кажется, что нарисованную руку в случае чего можно снова спрятать в черное пространство, где находится и сама девочка. Несомненно, там темно, но по крайней мере все привычно и знакомо.

МОЛЧАНИЕ

(Рисунок 2)

Рис. 2

Рита нарисовала свое состояние черным цветом. Однако изменить его она не хотела бы. «Ночь» дает спокойствие, умиротворение, возможность думать и избегать мирской суеты. Вот только найти бы такую же белую птицу, как она сама, рядом с которой нехолодно, а молчать хорошо и уютно.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Вероятно, каждому психологу приходилось встречаться с людьми, имеющими славу молчунов с раннего детства. Старания близких родственников разговорить такого ребенка обычно оказываются напрасными, несмотря на соблазнительные предложения, обещания, подарки и даже наказания. Он отворачивается, прячется за спину «доверенного лица», убегает, капризничает. Создается впечатление сверхзастенчивости, излишней робости или, напротив, вызывающего упрямства.
Иногда ребенок может вести себя агрессивно: замахнуться, ущипнуть, толкнуть, ударить не только близкого человека, но и постороннего взрослого, который пытался установить с ним контакт. Самый незначительный повод (деликатное замечание, строгий взгляд, ошибка в тетради) побуждает маленького упрямца замкнуться и надолго замолчать. Причем невозможно предусмотреть все случаи, которые для него будут психотравмирующими. По мнению ученых, неблагоприятные воздействия являются не причиной, а только предлогом для усиления природной молчаливости таких детей.

ЧТО ЧУВСТВУЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ

Рассмотрим особенности воспитательного взаимодействия с детьми, которые обладают сильным характером, волей, упрямством, недетской выдержкой.
В основе их упорного молчания лежит скрытое стремление к лидерству, «царствованию» хотя бы среди самых близких людей. Таким поведением ребенок привлекает к себе внимание, поскольку для общения приходится угадывать все его желания.
Взрослые, которых тревожат добровольный «обет молчания» и непонятные им причины ненормального протеста ребенка, стремятся перевоспитать маленького упрямца во что бы то ни стало. Однако избавиться от мутизма невозможно посредством уговоров, лести или карательных мер. Требуются терпение и специальная коррекционная работа. Прежде всего необходимо создавать условия для самостоятельности, как можно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора.
Например, при покупке сладостей или игрушек можно продемонстрировать непонятливость и предложить малышу самому обратиться к продавцу с просьбой. В случае отказа — не уговаривать, но и не покупать желаемое.
Важно не ущемлять гордости (самолюбия) молчуна, а постараться перестроить систему отношений с ним. Психологи, например, предлагают сообщить, что его молчание заразительно. В итоге мама (или другое значимое лицо) тоже «заразилась» и не может ни о чем попросить постороннего человека. Да и дома теперь придется молчать.
В случае агрессивного поведения ребенка не стоит объяснять ему, что так поступать нехорошо. У многих детей-молчунов высокий интеллект, они умны и прекрасно понимают это сами. В подобных ситуациях, по утверждению И. Медведевой и Т. Шишовой, помогают аналогичные ответные действия пострадавшего взрослого. Например, если ребенок постоянно щиплет кого-то, следует поступить так же по отношению к нему. При этом нельзя демонстрировать мстительность: «Ах, раз ты так, получи в ответ!» Ребенку надо сообщить примерно следующее: «Мне очень жаль, но что поделаешь? Твое поведение — заразно, как грипп. Придется и мне так поступать...»
Таким образом, ребенок с избирательным мутизмом попадает в положение, подобное тому, в какое он сам ставит окружающих. Главное, нельзя наказывать, высмеивать, оскорблять, унижать, требовать говорить.
Известны случаи, когда учителя и родители стараются «переупрямить» молчуна, например ставят в угол (у классной доски и т.п.), до тех пор пока он не заговорит. Однако подобные меры только ожесточают ребенка, усугубляют его состояние. В силу своих индивидуальных свойств такие дети предрасположены к невротическим расстройствам и реакциям протеста. Они особенно чувствительны, ранимы, обидчивы. Вот почему терпение, деликатное и осторожное отношение — незаменимые помощники педагога.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

В психолого-педагогической литературе описаны и другие причины избирательного мутизма. Например, дизартрия (плохая подвижность речевого аппарата), заикание, страх речи, другие дефекты речи и слуха.
Могут иметь место патологическая застенчивость и психические заболевания. При этом, несомненно, наряду со специально организованной работой учителя и родителей необходима помощь специалистов (психиатров, логопедов, психологов).
Основные причины мутизма определяют содержание коррекционной работы с детьми-молчунами.
Детский психиатр И. Медведева и педагог Т. Шишова предлагают методику драматической психоэлевации — своеобразный кукольный театр. Ребенку прописывают лечебные пьесы, предлагают разыгрывать этюды (театрализованные представления), в которых «ведущим недостатком» (избирательным упрямым молчанием) наделен не ребенок, а кукла-собака. Хозяин — добрый, хороший, но вынужден страдать из-за вредности собачьего характера.
Первоначально эти сценки можно показать в виде кукольного спектакля. Затем предложить ребенку роль какого-нибудь персонажа. Лучший вариант — роль хозяина. Ситуации должны нарастать по степени драматизма, но при этом не травмировать психику ребенка. Высокие результаты достигаются, если малыш находится в группе обычных детей. Когда наступает переломный момент и ребенок нарушает «обет молчания», его необходимо зафиксировать и подкрепить всеобщим одобрением, восхищением успешно сыгранной ролью. Молчун должен понять и принять, что предпочтительнее гордиться говорением, нежели упорным молчанием.
Приведу пример одного из этюдов, предлагаемых И. Медведевой и Т. Шишовой для лечения избирательного мутизма. (См. статьи в журнале «Домовой», №№ 9—11, 1996 г. и другие публикации названных авторов.)

ЭТЮД «СОБАКА ПОТЕРЯЛАСЬ»

Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело, похолодало, собаке было страшно и хотелось есть. Прохожий спросил ее:
— Собака, ты чья?
Но собака ничего не ответила.
— Раз молчишь, значит, ничья, и я не могу отвести тебя домой, — сказал прохожий и пошел дальше.
А собака осталась одна на пустынной улице. Она дрожала от холода и ужаса. Наконец, появилась девочка, которая пожалела собаку и предложила:
— Песик, бедненький, давай я отведу тебя домой, к хозяину! Ведь ты совсем продрог. Скажи, где ты живешь?
Собаке очень хотелось рассказать доброй девочке о том, кто ее хозяин, назвать адрес, по которому он живет, но она все-таки почему-то промолчала. Девочка ушла, так и не дождавшись ответа. Наступила ночь, стало еще холоднее. Вскоре пошел дождь. Собака тоскливо заскулила от одиночества...
Что же произошло дальше, нужно придумать и разыграть вместе с ребенком. Желательно, чтобы роль собаки исполнял ребенок-молчун. Замечательно, если он выберет роль прохожего или девочки, у которых в пьесе много слов.
Не подвергая сомнению эффективность данной методики, выскажу несколько предположений.
Думаю, психологу надо быть осторожным при подборе содержания лечебных пьес и главных героев. Так, при разыгрывании приведенного в качестве примера этюда у невротизированного ребенка высока вероятность актуализации многочисленных страхов: боязнь собаки, страх остаться одному, потеряться и др. Бывает, что в результате возникшего конфликта молчун еще больше замыкается, отказывается не только участвовать в спектакле, но даже просто надеть игрушечную собаку на руку.
Данный сюжет не для каждого ребенка является достаточным поводом, чтобы заговорить. Другими словами, механизм проекции может «не сработать» не только из-за возможных страхов, но и просто потому, что маленькому человеку не нравятся, например, цвет, размер, облик кукольного персонажа.
Запланированный лечебный эффект кукольных театрализаций во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и вдумчивой позиции психолога, его способности к прогнозированию возможных ситуаций в процессе куклотерапии.

СЦЕНАРИЙ И ЭКСПРОМТ

В коррекции избирательного мутизма эффективны и те арт-терапевтические техники, которые условно можно назвать куклотерапией с помощью самодельных пальчиковых кукол. Их преимущество — в простоте и доступности исполнения, в свободе выбора сюжетов и героев в ситуации «здесь и сейчас». Причем, куклы и сценарии рождаются стихийно, в процессе занятия. Как утверждают психофизиологи, именно посредством спонтанного рисования активизируется механизм проекции, играющий немаловажную роль в достижении терапевтического эффекта.
Представленное далее в статье арт-терапевтическое занятие применимо во всех случаях избирательного мутизма. Однако в зависимости от ситуации оно может в большей степени иметь паллиативный (давать временное облегчение), нежели лечебный характер.
Для решения проблемы недостаточно одного-двух занятий. Необходима длительная, систематическая коррекционная работа. Психологу потребуется немало выдумки при поиске приемов и «педагогических хитростей», а также огромное терпение. Как известно, избирательный мутизм из-за своей «многоликости» одно из самых труднокорректируемых невротических отклонений.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Общие замечания

Может проводиться индивидуально или в группе от трех до семи человек. Возможны гомогенные группы, в которых дети имеют невротические отклонения в виде избирательного мутизма. Организация гетерогенных групп допустима только в том случае, если это не вредит психическому здоровью детей с развитием в рамках возрастной нормы.
Сценарий заранее не планируется. Его придумывают дети в зависимости от выбранных ими персонажей («пальчиковых» кукол). Однако психолог с помощью созданной им самим куклы может включаться в театрализацию и направлять общий ход игры с целью достижения коррекционного и терапевтического эффекта. Попутно, наблюдая за нюансами поведения каждого участника группы, можно решать воспитательные и развивающие задачи.
Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.

Материалы

Кусочки ткани различной фактуры и цвета в форме равностороннего треугольника (сторона ребра около 8 см). Диагностические возможности арт-техники усиливаются, если используемые ткани имеют однотонную окраску, а их цвета подобраны в соответствии с сокращенным вариантом теста Люшера. (В этом случае для каждого ребенка необходимо подготовить набор лоскутков восьми цветов.)
Резиновые колечки для укрепления ткани на пальце в виде косынки.
Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы.

Основные процедуры

Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей-молчунов в коммуникативный процесс.
Из собственного опыта предлагаю прием «запрета на разговор». После того как куклы изготовлены и каждой из них предстоит, например, обратиться к волшебнику с самой сокровенной просьбой, наступает действие «запрета на разговор». Дети в кругу пытаются договориться, чья кукла в этой театрализации не участвует. На первых занятиях желающих отмолчаться немало. Они выжидают, предпочитают наблюдать, чтобы определиться, какая позиция выгоднее. Однако некоторые не выдерживают и вступают в невербальный контакт с помощью своей куклы. Молчуны как бы «сигналят» ведущему, чтобы обратить внимание на себя, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу.
На последующих занятиях желающих не говорить ни при каких обстоятельствах становится все меньше, и в конце концов дети с удовольствием отводят эту роль ведущему, ревностно наблюдая за исполнением «запрета на разговор».
Запрет на разговор особенно эффективен в случае, если избирательный мутизм — одно из проявлений негативизма. Несомненно, успех приема зависит и от содержания коммуникативных заданий на этапе настроя.
Например, можно предложить участникам разделиться на пары, по секрету от всех договориться, какое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные с помощью опосредованных вопросов должны догадаться об их замысле.
Замечу, что если ребенок с интересом выполняет индивидуальные задания, связанные с изобразительной творческой деятельностью, но при этом упорно молчит, то хорошо помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не принуждать говорить и не иронизировать.
Сам факт того, что молчун приходит на групповые занятия и выполняет некоторые задания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе.

Первый этап. Настрой (разогрев)

Каждому ребенку предлагается занять место за столом. Приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.

Ведущий. Возьми карандаш (или по желанию фломастер, краску, пастельные мелки и др.), закрой глаза и попробуй рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивай движения руки. Можно просто «калякать».
Рассмотри свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделай это.
Возьми другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует твоему настроению, и снова нарисуй «каляки» («каракули»), только теперь с открытыми глазами. Подойди с рисунком к любому из участников группы и предложи дополнить его таким образом, чтобы получилось какое-либо понятное изображение.

На этом этапе особенно упрямым молчунам стоит предложить различные способы невербального общения. Полезно нарисовать человечка, который упрямо молчит, а потом — себя (или мальчика, похожего на тебя). Интересны темы «Молчание», «Одиночество», «Добро».

Второй этап. Активизация коммуникации

Участникам группы предлагается сесть в круг, положить на пол свои работы так, чтобы их могли рассмотреть все. Далее желающие рассказывают о получившихся изображениях и своих чувствах.
(Дети-молчуны, которые отказались попросить кого-нибудь поучаствовать в совместном творчестве, после этого этапа обычно более расположены к общению.)
Завершить этот этап желательно взаимным дарением своих рисунков на память.

Третий этап. Индивидуальная работа

Каждому ребенку необходимо выбрать один из восьми предложенных ему лоскутков ткани. Закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальчике левой руки. Внимательно рассмотреть забавную куколку. Затем закрыть глаза и представить лицо, которое бы точно выражало характер придуманного героя. Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый?
Ведущий. Нарисуйте подходящее по размерам и выражению лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно нарисовать и вырезать одежду.
Активизировать процесс вербального общения на этом этапе всегда удается с помощью так называемого фоторобота. Ведущий арт-терапевтического занятия делает из ткани собственную куклу большого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Для того чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов какой-либо одной детали (глаза, брови, рот и др.). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. (Выбранные черты лица наклеиваются на бумагу.) К общению также побуждает и подбор имени для куклы.

Четвертый этап. Вербализация и кукольная театрализация

Ведущий. Придумайте историю, которую кукла обязательно хотела бы рассказать, чтобы удивить окружающих. Если для маленького спектакля необходимы другие персонажи, вы можете сделать еще одну или несколько куколок.
Обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли. Ну, а если хочется поделиться секретом, то его лучше рассказать кому-нибудь «на ушко».

Психологу необходимо подчеркнуть, что говорить предлагается вовсе не ребенку, а его куколке. Таким образом, молчун ставится в ситуацию выбора «дозы» коммуникативного участия.
Диагностическим моментом этого этапа становятся: выбор цвета ткани для косынки, особенности сотрудничества с другими детьми (социометрический выбор), характер проявления эмоций, образ и содержание рассказа от имени куклы, а также лицо куклы, нарисованное на бумаге.

Пятый этап. Заключительный

Каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. Кукла (без лица), если хочет, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос и т.д.
Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес маленьких упрямцев, и они с удовольствием включаются в общение.
Замечу, что даже самые «закоренелые» молчуны сдаются, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т.п. Например, двум-трем желающим предлагают спрятаться за занавес. Затем кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные пытаются отгадать, чей это голос.
Таким образом, на заключительном этапе создаются условия, побуждающие к общению в том числе и тех детей, которые первоначально отказывались участвовать в вербальной коммуникации группы. У ребенка появляется возможность «подправить» ощущение неудовлетворенности собой, если оно возникло на занятии.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник,
Ульяновский государственный педагогический университет