Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2000

ГИЛЬДИЯ

ВЕРНЕМ ЭМОЦИИ В ШКОЛУ

Успеваемость зависит от многих причин и является индикатором состояния благополучия общества. На сегодняшний день фиксируется все большее число подростков, которые отрицают даже сам факт возможного послушания взрослым, в том числе родителям и учителям, объясняя это своей большей по сравнению со старшими информированностью о «современных правилах жизни», которые они черпают из различных масс-медиа. По сути, на мировоззрение подростка наиболее весомое влияние оказывают телевидение и видео.

Эта отдельная дополнительная «вводная» имеет огромное значение для развития подростка, причем эффективность влияния TV во много раз превышает силу воздействия профессионалов, работающих с этой категорией детей. Ни один традиционный и скучный урок, воспринимаемый как давление на проявление своего «Я», собственных мнений, суждений, отношений к реалии, не сравнится по яркости и своеобразию с теле- и видеообразами. И коль скоро общество не собирается отказываться от услуг телевидения и видео, то мы в свою очередь должны продумать меры противодействия этому разрушающему личность монстру TV.

КОНКУРЕНТ УРОКАМ

Доктор медицинских наук Л.П. Гримак в своей статье «Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению)» (Прикладная психология, 1999, № 1) утверждает, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека, быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни подростка. «Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15–20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения».

По данным Тульского областного центра прикладной социологии и педагогического мониторинга «Статус», который обследовал пять школ Центрального района г. Тулы, работающих в инновационном режиме, 54,8% учащихся чувствуют на уроках усталость, 42,6% — скуку, 27,1% — страх неудачи и только 23,2% — уверенность в себе, 15,5% — радость и 8,4% — удивление.

В связи с этим возникает необходимость искать новые, творческие методы, которые позволят «отвоевать» душу ребенка. Если бы подростки могли, они заменили бы скучное времяпрепровождение в школе на просмотр телевизионных программ. Зрелищные, динамичные, красочные фильмы заставляют их быть внимательными, сила искусства наполняет и формирует мир чувств. А серые и безликие уроки не могут на сегодняшний день стать тем «кристаллом», который бы концентрировал их внимание и заставлял ответственно относиться к своим обязанностям школьника.

ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ

Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием формул и скучных параграфов учебников. Школе нужно сменить способы подачи учебного материала, использовать новейшие технологии на уроках, вовлекать детей-подростков в театральные студии или кружки, формировать специальные группы, в которых подростки могли бы почувствовать и осознать все богатство своего внутреннего мира.

Усилиями педагогов необходимо создать творческую и раскрепощенную атмосферу на уроках, которая способствовала бы развитию у школьников желания познавать новое, спешить в школу. Эмоциональный голод, духовная пустота шаг за шагом формируют у подростков безразличие, апатию, либо уводят в мир вечных грез.

В ходе нашего исследования из бесед с ребятами стало очевидно, что большинство из них не посещают никаких учреждений дополнительного образования, не любят читать. Они просто вынуждены заниматься «ничегонеделанием» в ожидании возвращения родителей с работы, дабы те наконец-таки проверили правильность выполнения домашнего задания.

Сейчас речь идет об осознании ребятами ценности своего свободного времени. Многие современные специалисты оправдывают призывы к дополнительному отдыху учащихся тем, что они якобы перегружены. Для примера можно было бы привести продолжительность рабочего дня школьников-подростков в Англии или Соединенных Штатах. Эти данные могли бы опровергнуть распространенное у нас мнение о перегруженности современных акселератов.

«ДА, АЗИАТЫ МЫ...»

Развалившиеся детские организации оставили детей в подъездах, подвалах, где они делают все, что почерпнули из просмотренных накануне боевиков, детективов, рекламы.

После бесед даже с успевающими и благополучными учениками остается ощущение их лености, инфантилизма, непонимания целей своего существования в обществе людей. Некоторые подростки, правда, весьма ловко пользуются чужими мыслями из классики. Порой они похожи на грибников, которые набрали огромную корзину всевозможнейших грибов, но что с ними делать, категорически не знают.

Известно, что в школах Европы уделяется большое внимание развитию речи: ее мелодичности, ритму и даже тембру, причем многое из этого развивается на уроках, а не в специальных студиях. Если вы припомните любого европейца, его манеру поведения, то вам станет ясно, что ближайшие наши родственники не они, а Хан Батый и Чингисхан.

На мой взгляд, чтобы «оевропеизировать» нашего школьника, необходимо внедрять и развивать театральное мастерство: сценическую речь, расслабление мышц, развитие внимания, способность к этюдности. Это будет серьезным посылом к дальнейшему самосовершенствованию. Свобода, о которой так пекутся некоторые современные идеологи-педагоги, это не дикарство Маугли, а овладение всем необходимым инструментарием для самоактуализации.

ТВОРЧЕСТВО И ШКОЛА — ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ

Особенно страшным в настоящее время является изобилие в продаже всевозможнейших готовых решений, подсказок, домашних заданий, сочинений и т.п. Это совершенно убивает стремление ученика к поиску, ему остается только найти нужный магазин и необходимую сумму денег для приобретения подобной «литературы». (Такая ситуация удобна некоторым учителям и родителям.)

На мой взгляд, учитель, работающий с подростками, должен обладать даром удивлять, он сам должен уметь удивляться и восхищаться всем, что дает детям. Роль личности учителя нельзя переоценить, ибо он — главный авторитет. Сколько раз я наблюдала, как подростки давали ту же самую оценку явлению или событию, которую они слышали от учителя!

Мысли, соединенные с чувствами, управляют всем когнитивным процессом, активизируют и организуют его, оказывают влияние и на перцептивные процессы. Свобода творчества должна доминировать не только в начальной школе на уроках труда и не только во время кружковой театральной работы, но развиваться по всем направлениям в среднем звене во время уроков.

В современной школе во главу угла поставлены нормы, стандарты, оценки, всевозможнейшие контрольные и проверочные. Создается вполне оправданное ощущение, что школа — это не «святая святых» по формированию, взращиванию людей с богатым миром эмоций, а цех по производству массового ширпотреба, будущих налогоплательщиков.

ЕСТЬ ПАНАЦЕЯ!

Что же делать, когда ни уроки музыки, ни уроки труда (творчества), ни уроки изобразительного искусства не спасают и не защищают душу ребенка от холода бессмысленной информации?

На мой взгляд, театрализация, драматизация и ролевая игра могут стать спасением для потерянных и растерявшихся душ детей. Названные методы — это глоток свежего воздуха, луч света в темном царстве академичной школы, возможность быть самим собой, не подчиняясь одной только воле Марьи Ивановны.

Жизнь, в конечном счете, — это игра. Будучи свободным в выборе средств, можно их искать, повторять и шлифовать так, как нравится тебе и твоим партнерам по решению задач. Мир творчества дает ребенку ощущение защиты, надежности и наполняет жизнь смыслом. Играя, можно «примерять» любые эмоции и чувства, прожить несколько жизней, общаться сколько захочешь. Играя, можно стать Ньютоном, заново открыть все законы, прочувствовать любую ситуацию, связанную с учебным программным материалом.

ТЕАТР НА УРОКЕ

На примере уроков английского языка можно проследить за реальными возможностями и эффективностью ролевой игры и элементов психодрамы.

При организации микродиалогов возникла идея расширить рамки этой работы до уровня разыгрывания сценок. При этом создавались декорации и костюмы. Это вызвало восторг у ребят. Инсценировка диалогов с музыкальным сопровождением послужила стимулом для развития положительных эмоций, снятия напряжения и страхов, свойственных всем изучающим иностранный язык. Игра в театр пробудила у учащихся не только чувство заинтересованности, но и уверенность в своих силах. В ситуации эмоционального подъема и полного раскрепощения новая лексика запоминалась практически мгновенно.

Главным итогом использования элементов психодрамы в практической работе является снятие напряжения, или катарсис, причем не только у отдельно взятого участника игры (протагониста), но и у всей группы (зрителей), так как появилась возможность активно сравнивать себя с другими участниками. Ребята с интересом наблюдают за развитием действия, и даже без дополнительных (и в этой ситуации — совершенно лишних) реплик со стороны учителя, способны самостоятельно регулировать свое поведение и правильность высказываний на английском языке.

Наблюдая за игрой партнеров, ребята проходят этап разогрева, они становятся готовы к самовыражению, когда не принимать участия в игре просто невозможно. И вот тогда начинается истинное творчество, ибо сознание освобождено от страхов и напряжения, а присутствует желание самовыразиться «здесь и сейчас».

Используя игры на уроке, инсценируя отдельные его эпизоды, возможно добиться повышения эмоционального участия детей как в уроке, так и в процессе обучения в целом. Подросткам нравится участвовать в театральных постановках, разыгрывать разнообразные сценки и роли, сопоставляя их с современной действительностью и со своими личностными чертами.

Проблемное обучение может быть обогащено элементами театрализации. Ребята могут изобразить в лицах исторические события, фрагменты литературных произведений и даже пути научного поиска.

Марина БЕСЕДИНА