Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2000

ГИЛЬДИЯ

ЭКСПРЕСС-КОНСИЛИУМ

Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна узнать его
также во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).

Школьный ПМПК является ценнейшим инструментом, который позволяет составить для каждого ученика собственный образовательный маршрут. Кроме решения такой утилитарно-педагогической задачи, консилиум также взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомит психологов со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников.

В лицейских и гимназических классах возникает новая проблема, обусловленная интенсивной учебной программой, значительной продолжительностью учебного дня, высокой загруженностью учителей и учащихся. Понимая необходимость проведения ПМПК, администрация школ не всегда имеет возможность организовать полноценный (по продолжительности) консилиум для разработки оптимального варианта индивидуального образовательного маршрута.

Для решения этой проблемы мы предлагаем так называемый экспресс-консилиум. Эта форма отвечает всем основным требованиям школьного ПМПК. Такой консилиум требует немало времени для подготовки, осуществляемой психологом, но во многом экономит время учителей.
Организация экспресс-консилиума осуществляется по следующей схеме.

АНКЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Учитывая, как много приходится учителю писать (планирование, разработка контрольных, заполнение журналов, проверка тетрадей и т.д.), в анкетах предусмотрен выбор возможных ответов. Анкеты представлены в виде двух таблиц, в которых отмечаются особенности учебной деятельности каждого учащегося в классе.

Первая таблица «Факторы, способствующие успешному обучению по вашему предмету» состоит из пяти столбцов:

1 — фамилия, имя учащегося;
2 — имеется ли положительная учебная мотивация по вашему предмету (да, нет);
3 — успешность овладения знаниями по вашему предмету (по 12-балльной системе);
4 — какой вид деятельности лучше удается учащемуся на ваших уроках (репродуктивная, творческая, иная);
5 — на какие индивидуальные особенности учащегося вы опираетесь (усидчивость, любознательность, умение работать самостоятельно, другие).

Таблица «Факторы, способствующие успешному обучению по вашему предмету»

1

2

3

4

5

Иванов Андрей

да

7 - 8

репродуктивная

усидчивость

Петрова Галина

да

11

репродуктивная

любознательность

...

       

Вторая таблица «Факторы, осложняющие обучение по вашему предмету» состоит из шести столбцов:

1 — фамилия, имя учащегося;
2 — несформированность общеучебных навыков: неумение выделять задачу, строить гипотезу, планировать деятельность, выбирать средства решения задачи, действовать в соответствии с инструкцией, осуществлять самоконтроль, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать (указать наиболее плохо сформированный навык);
3 — проблемы эмоционально-волевой сферы (неуверенность, тревожность, агрессивность, иное);
4 — речевые проблемы (недостаточный словарный запас, слова-штампы, слова-паразиты, иное);
5 — негативный предыдущий учебный опыт по вашему предмету (да, нет);
6 — слабое физическое здоровье учащегося (много пропусков, чрезмерная утомляемость к концу урока, учебного дня, иное).

Таблица «Факторы, осложняющие обучение по вашему предмету»

1

2

3

4

5

6

Иванов Андрей

не умеет строить гипотезу,
затрудняется при самостоятельной работе

не уверен в себе, часто переспрашиват

нет

нет

выраженная утомляемость к концу учебного года

Петрова Галина

нет

стремление быть лидером иногда проявляется в агрессии

нет

нет

нет

...

         

Анкета может начинаться с обращения:

Уважаемый коллега!

В начале учебного года мы предлагаем вместе поразмышлять о причинах школьной успешности или неуспешности наших учеников. Ваше мнение поможет разработать оптимальную программу психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

Благодарим за сотрудничество!
С уважением,
администрация и психологи школы

Заканчивается анкета вопросами:

  • Чем психолог мог бы помочь мне в работе с этим классом?

  • Кто из учащихся класса создает больше всего проблем своим поведением и/или учебой?

Анализ анкет позволяет конкретизировать педагогический запрос к психологу, а также сформировать у педагогов мотив к сотрудничеству с психологической службой. Отвечая на вопросы анкеты, учитель очерчивает те проблемы, в решении которых ему может помочь психологиче-ская служба. Психолог, составляя заключение, делает его максимально технологичным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Следующий этап — это проведение психологической диагностики, важной частью которой является подготовка заключения (представления).

Цель представления — показать педагогу особенности развития учащегося. Разрабатывая содержательные аспекты представления, мы старались избежать часто совершаемой школьными психологами ошибки, от которой еще в 20-е годы предостерегал профессор И.А. Арямов, который считал, что недостаточно «просто взять довольно много произвольных рубрик, дробящих психику ребенка на отдельные душевные способности, и на основании испытаний по этим рубрикам составлять «психологический профиль» ребенка».

Мы остановились на следующих сторонах учебной деятельности, которые должны быть отражены в психологическом представлении: регуляторной, когнитивной, организационной и эмоциональной. Отдельным пунктом представления должны стать рекомендации по организации работы с учащимся.

Предлагаемая ниже схема может стать основой для психологического представления на консилиуме и при этом оказаться полезной как учителю-предметнику, так и классному руководителю. Основные параметры данной схемы соотносятся с разработками Н.Ф. Кругловой, Ф.И. Кевля и других специалистов.

1. Регуляторная сторона

1.1. Принятие учебной задачи (понимание задания, способность повторить его своими словами, удержание инструкции).
1.2. Анализ условий (способность из всех условий выбрать главные, определяющие стратегию).
1.3. Построение гипотезы и выбор оптимального способа деятельности (в этом пункте следует особо отметить способность к нестандартным решениям, если ребенок обладает ею).
1.4. Планирование и контроль деятельности.
1.5. Коррекция (сравнение своих реальных действий с принятым планом, своевременное выявление и исправление ошибок).
1.6. Самооценка выполнения учебной задачи (рефлексия).

2. Когнитивная сторона

2.1. Восприятие (ведущая сенсорная система).
2.2. Память (объем, оперативная, долговременная, особенности запоминания).
2.3. Внимание (концентрация, переключение, распределение).
2.4. Речь (способность к вербальной рефлексии).

3. Организационная сторона

3.1. Период наибольшей продуктивности.
3.2. Тип нервной системы и темп психической деятельности.
3.3. Тип утомления (истощение, пресыщение).

4. Эмоциональная сторона

4.1. Самооценка и уровень притязаний.
4.2. Статус в группе.
4.3. Особенности восприятия критики.

5. Рекомендации

5.1. Необходимый объем помощи на этапе ориентации в учебной задаче.
5.2. Учет ведущих сенсорных каналов.
5.3. Стратегия подачи учебного материала (сразу в полном объеме или пошаговая).
5.4. Использование периода наибольшей продуктивности и учет типа утомления.
5.5. Оптимальная организация работы (самостоятельно, в составе малых групп с распределением ролей, поручение творческих заданий).
5.6. Стратегия проверки знаний и оценки работы (нуждается ли в «похвале авансом», выдерживает ли публичную критику, есть ли необходимость давать критические замечания в форме рекомендаций).

ВЕДУЩАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам учебную информацию. Вместе с тем не следует считать подобный метод панацеей. Во-первых, помимо сенсорного канала «вход» существует и канал «выход», которые не всегда совпадают. Во-вторых, учителю желательно порекомендовать развивать у учащегося все каналы, а не только тот, который уже достаточно развит.

Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал (аудиальный, визуальный или кинестетический) развит у учащегося лучше. Эти признаки представлены в таблице «Особенности восприятия учащимися информации». При этом обязательно следует помнить, что в «чистом» виде любой тип встречается редко.

Таблица «Особенности восприятия учащимися информации»

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Организован, наблюдателен, как правило — спокоен. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом — хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию.

Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Чувствителен к интонации.

Чутко реагирует на физическое вознаграждение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Лучше обучается, когда есть возможность что-то делать руками. При чтении водит пальцами. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии.

ПЕРИОД НАИВЫСШЕЙ ПРОДУКТИВНОСТИ,
РЕСУРС НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ТИП УТОМЛЕНИЯ

В психологическом представлении, предназначенном для педагогов, рекомендуется выделять параметры, которые имеют непосредственное отношение к учебному процессу.

Так, понятие «период наивысшей продуктивности» для педагога станет важным, если оно будет связано с распорядком учебного дня. Например, учителям будет полезно знать, что наивысшая продуктивность у учащегося N проявляется в начале урока, а учащегося M — в середине или в конце. Здесь необходимо иметь в виду, что высокой точности при прогнозировании добиться сложно: у N, например, высокая продуктивность может проявляться в начале урока, если речь идет о первых уроках гуманитарного цикла.

Говоря о типе нервной системы, необходимо показать, как это отражается на темпе деятельности учащихся. Для этого учителя получают информацию о том, как тип нервной системы проявляется в работе, например:

— сильный тип — высокий темп деятельности в начале урока, постепенно снижается;
— средний — темп деятельности удерживается примерно на одном уровне в течение урока;
— средне-слабый — возможно временное снижение темпа из-за утомления;
— слабый — темп работы быстро снижается и остается на сниженном уровне в течение урока.

СТАТУС В ГРУППЕ

Знание особенностей каждого ученика не заменит учителю знания класса целиком, особенностей межличностных отношений.

В дополнение к идеографическому тесту отношений, классической социометрии (анкетирование с последующим составлением таблиц выборов, «воронки» Морено) и методике Рене Жиля целесообразно использование игровых модификаций социометрического метода. В небольшом классе с младшими подростками эффективно применение методики игровых выборов, выполняющих как диагностическую, так и формирующую функции.

С помощью комплекса психодиагностических материалов и наблюдения определяется статус ученика в группе сверстников. В ходе консилиумов рекомендуется обратить внимание на динамику изменения статуса, что особенно важно на этапе адаптации новичков к новому социуму и при составлении программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков «группы риска».

СВОДНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вместе с представлением на каждого учащегося педагог получает так называемое сводное заключение в виде таблицы «Обобщенные психолого-педагогические данные по классу».

Таблица «Обобщенные психолого-педагогические данные по классу____»

Фамилия, имя

Ведущая система восприятия

Период продуктивной деятельности

Тип нервной системы

Тип утомления

Статус в группе

Иванов Андрей

кинестетическая

середина урока

слабый

истощение

принимаемый

Петрова Галина

визуальная

первая половина урока

средний

пресыщение

лидер

...

         

Имея перед глазами результаты психологического обследования, сведенные в таблицу, учитель может пользоваться ею как своеобразной «шпаргалкой» при подготовке и проведении урока.

Представленные в таблице данные позволяют педагогу решить самые разные задачи:

— повысить самооценку учащегося, его статус в группе, мотив к обучению;
— понизить межличностную и ситуативную тревожность;
— предъявлять учебный материал (и проверять его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
— предлагать учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока.

ДЛЯ ПРИМЕРА

Рассмотрим обычный урок, в котором присутствуют все традиционные элементы: проверка домашнего задания, изучение нового материла, повторение и закрепление пройденного.

Для проверки домашнего задания имеет смысл вызвать не самого сильного ученика, у которого период наибольшей продуктивности непродолжителен и приходится на начало урока. В зависимости от избранного способа проверки (устный опрос, выполнение письменного задания или постановка эксперимента) можно выбрать ученика по его ведущему сенсорному каналу (визуал, аудиал, кинестетик).

При изучении нового материала лучше выбрать ученика с сильным типом нервной системы, чей период наивысшей продуктивности совпадает с серединой урока. Кроме этого, полезно учесть и ведущий сенсорный канал ученика, к примеру, это может быть визуал. Наилучшим образом для этого этапа урока подойдет признанный лидер группы или тот, кто претендует на эту роль.

Закрепляя пройденный на уроке материал, целесообразно пригласить ученика-аудиала (для устного повторения) или кинестетика (для постановки опыта). Лучше выбрать из учащихся, чей период наивысшей продуктивности приходится на вторую половину или конец урока.

При такой организации урока учитель использует все сенсорные каналы учащихся и каждый может получить информацию удобным для себя образом. При этом каждый из учеников имеет возможность проявить себя в период своей наивысшей продуктивности. Смена видов деятельности является профилактикой истощаемости.

Кстати, подобная таблица облегчает проведение урока в незнакомом классе, например, при замене. Даже в этом случае урок можно провести весьма эффективно.

Школьный ПМПК не должен быть застывшей, неизменной формой. Он может быть организован самым различным образом в зависимости от наполняемости и количества классов, особенностей развития учащихся, сложности учебных программ, квалификации школьных психологов и педагогов. Знакомство со всем многообразием форм, среди которых есть и такая, как «экспресс-консилиум», внедрение оптимальных вариантов в практику школьной жизни позволит оптимизировать процесс обучения.

Спонсор публикации статьи: интернет магазин спортивного инвентаря www.Sport-Gold.ru. Воспользовавшись услугами интернет магазина, Вы сможете по выгодным ценам купить трехколесные детские велосипеды и веломобили Berg, Kettler и Giant. Так же к Вашему вниманию самокаты, веломобили для взрослых, батуты, беговые дорожки, санки, многофункциональные тренажеры и многое другое. Удобная система оплаты товара и доставка по Москве и московской области, позволят совершить полезную покупку, не покидая дома или офиса, экономя Ваши деньги и личное время


1. Арямов А.И. Основы педологии. М.: Работник просвещения, 1928.
2. Гриндер Майкл. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1995.
3. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, № 3.
4. Круглова Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности подростков. М.: Психологический институт РАО, Экопсихологический центр развития образовательных и социальных систем, 2000.
5. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Прогноз — не диагноз //Школьный психолог, № 19—20, 1998.
6. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в негосударственных образовательных учреждениях //Тезисы Международной конференции «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России». М., 1999.

Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Татьяна КИРИЛИНА,
Ольга КАРДАШИНА,
г. Москва