КАК УЧИТЬ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ?Больные дети, дети-инвалиды... Эти словосочетания не могут не вызывать щемящее чувство. Чувство, которое сродни ощущению вины: я-то здоровый, бодрый, сильный, передо мной — безграничные возможности. А они... Недаром их часто так и называют: «дети с ограниченными возможностями». Ограничения, накладываемые на всю жизнедеятельность детей с хроническими заболеваниями, могут быть большими или не очень. Но они всегда есть. Многие из этих ребят порой остро переживают свою ущербность, непохожесть, «нетипичность». Особенно сильны бывают эти чувства, если больные дети сталкиваются с непониманием их проблем, с черствостью или приторно-фальшивой жалостью. Иногда другие дети их сторонятся, пугаются, рассматривают, как диковинных животных. Это больно, обидно. Потому что большинство этих детей — точно такие же, как их сверстники. Они так же хотят играть, общаться, дружить, радоваться жизни. И они умеют это делать. Надо только помочь, надо только относиться к ним так же, как и к другим. Двенадцатилетний подросток с диагнозом «детский церебральный паралич» с огромным трудом координирует свои движения и способен передвигаться только на инвалидной коляске. Но часто он может дать сто очков вперед здоровому сверстнику в умении управляться со сложными компьютерными программами или в игре в шахматы. На Западе такие дети учатся в обычных школах, в обычных классах, также получают «пятерки» и «двойки», а после окончания школы занимаются какой-либо посильной трудовой деятельностью. В нашей стране до последнего времени многие из них были обречены на домашнее обучение, общение только с родителями и телевизором и пожизненное заключение в стенах своей квартиры, поскольку на работу их не брали. Сейчас ситуация, к счастью, меняется. Появились специальные образовательные учреждения для больных детей и детей-инвалидов, где ребята могут вырваться из сетей вынужденного одиночества. Примером такого учреждения является зеленоградская школа-лаборатория № 367 (для больных детей и детей-инвалидов). Появившись три года назад благодаря усилиям замечательнейшего человека Татьяны Николаевны Забелиной, эта школа в короткий срок получила не только всероссийскую, но и международную известность. Кто уже только не побывал здесь, знакомясь с новой образовательной системой: американцы, французы, японцы, финны... Правда, иностранцы, как водится, нас не понимают. Французы так откровенно и заявили: «То, что вы делаете, абсолютно неправильно. Нельзя отделять детей-инвалидов в особую школу, нельзя изолировать их от здоровых сверстников, от детского социума». Между прочим, они правы. Для больного ребенка очень важно научиться контактировать со здоровыми детьми. Без этого социализация происходит значительно труднее. Правы иностранцы, без сомнения. Но правы они со своих, цивилизованно-европейских позиций, согласно которым каждая общеобразовательная школа должна быть приспособлена к обучению в ней как больных, так и здоровых детей (а как же иначе?). В школе (естественно!) должны быть пандусы, чтобы колясочники легко могли перемещаться по разным уровням; должны быть лифты, предназначенные для инвалидов, и специально оборудованные туалеты; должно быть оборудование для лечебно-оздоровительной физкультуры и подготовленный медицинский персонал. Ну и, разумеется, немалый штат психологов, специализирующихся в области специальной и клинической психологии. На Западе в школах все это есть. Поэтому им нет смысла создавать особые школы для хронически больных и инвалидов. Российские школьные реалии, увы, иные. Описывать их нет никакого желания. Можно сразу подвести итог: в обычных общеобразовательных школах детям с ограниченными возможностями места нет. Как-то забыли архитекторы школьных зданий (да и не только они!), что много, слишком много среди российских школьников больных и инвалидов. Переделать наши школы не представляется реальным. Поэтому и был выбран иной путь — создать школы, специально предназначенные для детей с ограниченными возможностями. Школа-лаборатория № 367 — одно из первых таких учебных заведений. Ее открытие было обусловлено потребностью общества в образовании детей, которые в силу различных заболеваний не могут посещать обычные школы и вместе с тем не имеют показаний для обучения во вспомогательных специализированных школах или школах-интернатах. То есть учащимися школы являются дети, имеющие самые разные заболевания (и соматические, и психоневрологические), но обладающие сохранным интеллектом. В настоящее время обучение ведется в трех отделениях (на базе школы, на дому, в учебном отделении городской больницы № 3). Согласно данным медицинских учреждений, численность детей в г. Зеленограде, нуждающихся в обучении в школах такого типа, в ближайшем будущем может составить 800 человек. Это говорит о своевременности создания учебного заведения данного типа. А если посчитать, сколько таких детей в Москве? Классные помещения совсем небольшие: в уютных комнатах дети занимаются по шесть—восемь человек. В одном классе могут учиться ребята с совершенно разной нозологией — с астенией, ДЦП, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях дети занимаются в школе, но индивидуально, то есть у них такие же уроки, как и у других, но с глазу на глаз с учителем. Зато на переменах есть возможность пообщаться со сверстниками. В школе имеются все необходимые условия для нетипичных детей: и пандусы, и специально оборудованные туалеты, и приспособления для занятий лечебной физкультурой. Недавно Министерство образования выделило школе набор мягкой мебели и модули для развивающих занятий. Школьная жизнь здесь почти ничем не отличается от жизни обычных школ: помимо уроков — олимпиады, КВНы, праздничные концерты, экскурсии, факультативы, кружки, читательские конференции и многое другое. Но что резко выделяет школу-лабораторию № 367 среди других школ — это серьезное отношение к проблеме психологической поддержки детей. Здесь действительно работает целая психологическая служба, в составе которой семь педагогов-психологов. Кроме них есть еще социальные педагоги, дефектологи, логопеды. Разительное отличие от школ, где под гордым именем психологической службы скрывается одинокий специалист, судорожно пытающийся «охватить» своими услугами добрых полтысячи учащихся и десятки учителей. Татьяна Николаевна Забелина, директор этой уникальной школы, с самого начала прекрасно понимала, что дети с ограниченными возможностями нуждаются не только в полноценном образовании и общении со сверстниками, но и в постоянной квалифицированной психологической помощи. Ведь многие из ребят перенесли многочисленные психологические травмы, связанные с их заболеваниями, некоторые имеют серьезные психические нарушения, обусловленные органическими поражениями мозга. Есть и такие, кто до поступления в школу находился в ситуации очевидной коммуникативной депривации (каково было учителю услышать слова одного из первоклассников во время игровой разминки на занятиях: «А я еще ни разу (!) в жизни не играл с другими ребятами»). Первые два года деятельности школы показали, что работы психологам хватает. Выявились и проблемы, самую главную из которых можно сформулировать так: «Какой именно должна быть психологическая помощь детям с ограниченными возможностями?» Обобщенный ответ заключается в следующем: необходимо создать систему психологического обеспечения особой образовательной среды для нетипичных детей. Эта проблема актуальна потому, что дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды, имеют специфические психологические особенности и личностные характеристики. Своеобразие учебно-воспитательного процесса в школе-лаборатории № 367 заключается в необходимости учитывать многообразие условий жизни и обучения практически каждого ребенка. В настоящее время отсутствуют методические разработки для обучения в одной школе детей со столь широким спектром индивидуальных особенностей. В нашей стране накоплен достаточно богатый опыт проектирования развивающих образовательных систем, однако не имеется наработок, связанных с проектированием образовательной среды для детей с разными типами нарушения здоровья. Для решения этой проблемы потребовалось привлечение не только психологов-практиков, но и ученых — ведь нужно было создать научное психологическое обоснование такой системы. С сентября 1999 года в структуре школы начала действовать специально созданная научно-практическая лаборатория социально-психологической поддержки образовательной среды. Целью лаборатории стало создание и развитие системы психологической поддержки оптимальной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями. Сейчас эта цель реализуется через решение следующих основных задач:
В рамках научно-практической лаборатории объединились практические психологи с различными специализациями, исследователи, научные работники. Научным руководителем школы-лаборатории стал академик В.В. Рубцов, директор Психологического института РАО. Итоги работы научно-практической лаборатории подводить еще рано. Но о некоторых предварительных результатах уже сказать можно. В чем особенности детей с ограниченными возможностями? Каков уровень их умственного развития? Какие методы практической психологической работы с такими детьми являются наиболее эффективными? Как построить взаимоотношения психолога с родителями нетипичных детей? Каковы технологии работы с учителями? Об этом — в последующих публикациях. Игорь ВАЧКОВ, |