Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2000

ГИЛЬДИЯ

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

— Ну не для себя уж точно.
А.А. Ширвиндт
(на встрече со зрителями)

— Себя надо любить, дурак ты этакий!
Из мультика

С пионерских времен (кто их помнит) или просто со школьного возраста остались в нашей жизни магические слова «работа над собой», «саморазвитие», «самосовершенствование», «самовоспитание» и теперь модное среди психологов и околопсихологов словосочетание «личностный рост». «Он много работает над собой», «он занят личностным ростом» — основания для уважительного отношения к человеку. Или по крайней мере для уважительного о нем разговора. Хотя порой и для насмешек за глаза. Приходилось сталкиваться?

ЗА ЧТО ДРУЗЕЙ МЫ УВАЖАЕМ

Идет разговор на занятии в психологическом клубе:

— Народ, за что мы людей обычно уважаем?
— За силу характера.
— За целеустремленность.
— За силу воли.
— За духовное развитие.
— За то, что любим...
— В самом деле? А если мы уважаем противников, врагов — такое бывает?
— Бывает...
— Похоже, дело тут не в любви. Хотя любовь бывает и вместе с уважением, верно? За что еще — уважаем?

Славная девушка Марина предлагает вариант:

— За то, что человек в чем-то лучше.
— В чем?
— Да в чем угодно!
— Действительно так? Если Олег лучше тебя умеет играть в крышечки от пивных бутылок, ты будешь его именно за это уважать?
— Ну вряд ли за это... — Марина смеется.
— А за что?
— Ну если он умнее, профессиональнее, мудрее, наконец.
— Выходит, мы уважаем человека, если он лучше в какой-то ценной, важной для нас области?
— Пожалуй, так.

Разговор продолжается, и постепенно высказывания сводятся к двум вариантам: мы уважаем в человеке ценимые нами качества (сами по себе), а также более высокий, чем у нас, уровень их развития. Собственно, развитие у себя, формирование таких вот ценных качеств и называется самосовершенствованием, духовным (и не только) ростом.

ЧТО ТУТ НЕ ТАК

На первый взгляд, все очень даже приемлемо и серьезно. Но... почему-то в повседневной реальности такой подход не всегда вызывает мое уважение. Дело в том, что приведенное рассуждение не учитывает — прямо и недвусмысленно — эту самую повседневную реальность.

Хотя иллюзия правильности рассуждения создается: нам кажется, что речь идет о важных и насущных вещах. Как же — целеустремленность! Мудрость! Интеллект! Но — задумаемся — о чем именно тут все-таки речь? Точнее: как все это проявляется на практике?

Давайте сразу договоримся: никто не против личностного роста и работы над собой. Нас только не радует ситуация, когда этот рост и эта работа предлагаются как самоцель, то есть ради самих себя:

— Зачем растешь?
— Чтобы расти...
— А кайф зачем ловишь?
— А ради кайфа!

Как вы думаете, может ли человек, который ежедневно самопогружается и занимается глобально-ориентированными размышлениями, быть обычным лодырем? Или сухим и никчемным занудой? Или откровенно вредным человеком? (Хотя чаще — никчемным:
— Мой сын занялся медитацией.
— И что ты?
— Я только рада: лучше уж заниматься хоть чем-то, чем день-деньской сидеть без дела.)
Словом, если мне с восторгом начинают рассказывать о каком-нибудь почти просветленном знакомом, чьи духовные искания приближаются если не к подвижничеству Будды, то уж точно к подвигам Геракла, меня обычно как-то неуместно (по ходу разговора) начинает интересовать вопрос: а вся эта титаническая работа над собой — зачем? И я вовсе не намекаю, что, мол, «незачем». Меня искренне и всерьез интересует, ради чего тратит силы, время (а по нашим, богатым духовными гуру временам — и деньги) наш близкий к просветлению друг и товарищ. Что от его просветленности прибавляется в мире? Ну кроме этой его просветленности?

ПУСТОЕ МЕСТО?

Если кто-то просветляет сам себя (и вообще делает что-то сам — ради себя и с использованием самого себя), простите за не совсем приличное сравнение, это вам ничего не напоминает? А если сам для себя, но с использованием других?

Говорят, каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет. И тогда, если все, о чем человек хлопочет, это он сам (или и того меньше), то чтоR всем остальным — людям, жизни, миру — до него? Вот он уйдет, выпадет из мира — и что? Что ты есть, что тебя нет... Не это ли называется «пустым местом»?

В русле нашего разговора у меня есть предположение, что и личностным ростом можно заниматься «в себя», ради самого себя, не зная другой цели. Всю жизнь. И чем тогда это отличается, к примеру, от коллекционирования марок? Хорошее дело — любить марки, никто не спорит, но чтобы подобное занятие было сутью и содержанием жизни?..

Если же человека заботит что-то вне его (и даже вне явной связи с ним самим), то есть что-то большее, чем он сам, — вот здесь и начинается ценность этого человека для окружающего мира, для нас с вами. Человек может не думать о самосовершенствовании, но он будет любим.

КРИТЕРИЙ — ЖИЗНЬ

Вопрос «зачем?», возникающий порою столь, казалось бы, неуместно, неслучаен и многое помогает расставить по местам. Здесь нас интересуют не долгие теоретические рассуждения о грядущей «нирване» или любой другой неощутимой абстракции, а связь устремлений человека с повседневной жизнью, чтобы жизнь эта «работала» не когда-то потом, а прямо здесь и сейчас, с теми, кто в этот момент находится рядом. И вообще, чтобы эта жизнь — «работала». Поэтому мне близко такое размышление: если ты духовно растешь, то ты знаешь зачем, и конкретная практика твоей жизни это подтверждает.

И тогда наша работа над собой обретает смысл. И результат. Тогда понятно, ради чего, с какой целью мы тратим себя.

Только жизнь, каждый ее день и час, может дать нам вполне честный ответ: результативна ли наша работа, осмысленны ли наши усилия? И, кстати, появляется возможность подумать о разумной достаточности. Вместо того чтобы «копать отсюда и до вечера», занимаясь личностным ростом вплоть до появления «высшего света» или пока не надоест, можно расти так и столько, чтобы жизнь давала желаемый результат. В подобной работе над собой появятся выходные и даже отпуск, которые и должны быть у нормального человека.

СРЕДСТВА ОПРАВДЫВАЮТ ЦЕЛЬ

Ну конечно, могут возразить мне начитанные люди, найдешь сейчас таких, которые что-то делают не для себя. И потом с опорой на толстые источники докажут, что даже самое доброе дело делается из соображений личной выгоды. Пусть и вторичной. Дескать, что бы хорошее человек ни делал, это ему лично зачем-то надо. Ну компенсирует он так что-то свое. Из детства. Самоутверждается.

Может быть. А может быть, и нет. Не суть. Главное здесь в другом.
Цель все-таки вряд ли оправдывает средства. Жуткие примеры последствий такого подхода нам с вами известны. (Начиная с деятельности отцов-иезуитов и заканчивая ежедневными зубодробительными скандалами с целью, например, «исправить» мужа или жену.)

Средства же, по моему глубокому убеждению, цель оправдать могут. Потому что цель — это чья-то фантазия. А средства — это реальность, прямо или косвенно касающаяся окружающих людей — нас с вами. И если у человека мечта всей жизни — уничтожить все велосипедные шины на планете Земля, и ради этого он ежедневно и добросовестно помогает, скажем, престарелым людям (ну вот связалось как-то одно с другим в его голове — встречается и более непонятная «логика»), то мы, наверное, не будем особо интересоваться взглядами такого человека на велосипеды. А вот помощь его встретим с благодарностью. Так?

А раз так, не все ли нам равно, что компенсирует или утверждает человек в своей жизни, если в нашей с вами от этого кому-то становится хорошо?
Если мы что-то делаем и от этого кому-то хорошо и никому не плохо, то это хорошо. Да?

Тимур ГАГИН
психолог ЦМППС «Саторис», г. Уфа
Тел.: (3472) 42-19-19

Публикация произведена при поддержке центра иностранных языков “АКЦЕНТ”. В широкий спектр предложений компании “АКЦЕНТ”, входит такая образовательная программа для компаний, как корпоративное обучение английскому языку, которая сэкономит ценное время благодаря тому, что позволит изучать английский в офисе, и поможет наладить деловые связи между сотрудниками. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте центра иностранных языков “АКЦЕНТ, который располагается по адресу http://accent-center.ru/