О НЕВЕЖЕСТВЕ
СВОЕМ СОБСТВЕННОМ И МНОГИХ ДРУГИХ

Для многих знания — орудие безумия,
почти для всех — высокомерия, если — что бывает
редко — не упадут они в добрую и хорошо
воспитанную душу.
Тогда многое такой человек знает о животных,
птицах и рыбах: знает, сколько у льва волос в
гриве, сколько перьев в хвосте у ястреба,
сколькими витками обвивает спрут потерпевшего
кораблекрушение, как спариваются слоны,
оборотившись спиной, и как у них два года длится
беременность, и какое слон послушное и
долговечное животное и по уму ближайшее к
человеку, и живет он два или три столетия; как
Феникс сгорает в благоухающем огне и сожженная
вновь возрождается, как морской еж задерживает
корабль, движущийся с любой скоростью, но
извлеченный из воды теряет всякую силу; как
охотник заколдовывает с помощью зеркала тигра,
как аримасп поражает грифов мечом, как киты
своими спинами вводят в заблуждение моряков;
знает, как безобразен новорожденный медвежонок,
редкостен детеныш у самки мула, неповторим и
жалок змееныш, как слепы кроты, глухи пчелы и,
наконец, что из всех животных только крокодил
движет верхней челюстью.
Эти вещи в большей части или ложны, что стало
очевидным во многих подобных случаях, когда они
происходили в наших землях, или они были
достоверно неизвестны самим авторам, их
сообщающим, но вследствие того, что они не были на
виду, в них и верят охотнее, и легче их измышляют;
и, наконец, даже если эти вещи были бы истинны, они
ничем бы не способствовали счастливой жизни.
Ведь какая польза, спрашивается, будет в том,
чтобы знать природу зверей и птиц и не знать и не
стремиться узнать природу людей, для чего мы
рождены, откуда идем и куда направляемся?
Франческо ПЕТРАРКА
Из инвективы «О невежестве своем собственном и
многих других», 1367 г.
Перевод Н.В. Ревякиной
В оформлении использована гравюра
итальянского художника конца XVIII века
Франческо Бартолоцци