Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2000
 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

О дате и времени первичного приема я, как правило, договариваюсь с родителем по телефону. Уже в телефонном разговоре я стараюсь получить информацию о людях, которые ко мне придут, спрашиваю, какие проблемы есть в их семье.

Родители (чаще мама или бабушка) говорят, что проблем у них много, например, «поведение ребенка в последнее время». Такой запрос, конечно, расплывчат и может свидетельствовать о растерянности родителей, но в то же время, как это ни странно прозвучит, и об их информированности. Потому что слова «много проблем» уже показывают, что родитель знает, с чем именно идти к психологу.

Первая моя задача — немного уменьшить напряжение от «первого контакта» и ободрить родителя. Конечно, я не обещаю решить все его проблемы, но мысль о том, что всегда можно что-то сделать, стараюсь донести обязательно.

Иногда родители интересуются, какие формы работы будут использованы. Я объясняю, что после первой встречи мы определим, что делать дальше: нужны ребенку коррекционные, развивающие занятия или же больший эффект даст работа со всей семьей (с помощью специалиста по семейной работе) либо эти формы будут дополнять друг друга.

На первой встрече обязательно присутствуют и ребенок и родитель. Хотя бывают случаи, когда лучше вначале встретиться только с родителем.

Обычно это диалог, в котором родитель (сознательно или бессознательно) дает мне понять, что проблема заключена больше в нем, чем в ребенке. Тогда моя начальная задача — добиться, чтобы взрослый в еще большей степени принял заявленную проблему как свою. Исключения составляют те ситуации, когда родитель хочет дать информацию из истории семьи, которая включает в себя травмирующий опыт (например, клиническая смерть ребенка в раннем возрасте или же смена родителя, о которой ребенок не знает, и т.п.).

Родитель подробно рассказывает о том, с чем он пришел к психологу. Моя принципиальная позиция — это должен быть честный и открытый разговор в присутствии ребенка. Я исхожу из того, что ребенок — равноправный член семьи и имеет полное право знать, зачем его сюда привели. Он должен знать, что думает мама о нем. Это важно, потому что дети часто беспокоятся о существующих проблемах даже больше, чем эти проблемы того заслуживают. Такие фантазии мешают им адекватно воспринимать происходящее.

Я смотрю, как ребенок отзывается на слова родителя и как родитель реагирует на слова ребенка: смотрит ли мать на ребенка, дает ли она ему возможность сказать что-то в ответ, начинает ли тут же проявлять признаки раздражения и т.п.

Показательными являются реакции самого ребенка. Часто, пока родитель высказывает свои жалобы, ребенок сидит насупившись, всем своим видом показывая, как ему неприятен этот разговор, или же он сидит безучастно, поглядывая по сторонам, или же он все время смотрит на мать. Это очень важные сигналы об отношениях «ребенок-родитель здесь и сейчас».

Во время разговора даю понять ребенку и родителю свою позицию: я понимаю их точку зрения и принимаю их такими, какие они есть. Для меня показать, что я принимаю маленького ребенка, довольно просто, но показать, что я принимаю родителя таким, каков он есть (часто с его негативным отношением к ребенку, или же с подавленным гневом на него, или с непониманием собственного дитя), достаточно сложно, хотя я стараюсь «не волноваться» и спокойно слушать.

Далее я предлагаю родителю заполнить краткую анкету, а ребенку «позаниматься, поиграть или порисовать» со мной: я пытаюсь определить его первичную направленность, познавательную или игровую.

Задания (тестовые задачи) ребенку даются в соответствии с правилами.

Правило первое: начинаем со сложных заданий, требующих напряжения умственной деятельности, концентрации внимания и т.п. Далее переходим к более простым игровым и рисуночным заданиям (тесты, направленные на определение особенностей личностного развития ребенка, на выявление специфики межличностного общения и т.п.).

Правило второе — это соответствие методик запросу. На их выбор, конечно, влияют интуиция и опыт психолога, потому что запрос от родителей бывает «истинным» или «ложным».

Например, родитель говорит, что его ребенок очень беспокойный и неусидчив на уроках. Можно предположить, что у ребенка задержка психического развития, какие-то нарушения интеллекта, и дать ему батарею интеллектуальных тестов. Выполнение такого задания займет немало времени: консультация закончится, ребенок устанет, а вы ничего не выясните, так как окажется, что с интеллектом у него все в порядке. Поэтому важно сразу подобрать те методики, которые не займут много времени, зато скажут многое о ребенке.

В своей работе я предпочитаю проективные методики: «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Лестница», «Два дома», «КАТ», «Дополнение предложений». Дети от такой работы не устают, с удовольствием ее выполняют. Методику «Рисунок семьи» я не использую на первичной консультации, потому что она занимает много времени, а мне важнее узнать больше о самом ребенке, чем о том, как он воспринимает свою семью (ведь я немного уже вижу его отношения с родителем «вживе»).

Постепенно кое-что проясняется, и я начинаю думать о следующей встрече.

Вера СТЕПАНОВА,
педагог-психолог,
г. Москва

Публикация произведена при поддержке: инновационная компания «Частная медицинская практика Сарклиник» предоставляет профессиональные услуги в области рефлексотерапии. Если Вам требуются медицинские услуги по лечению детского ночного энуреза, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как “детский энурез народные средства”, и пытаться найти достойное предложение в результатах поиска. Воспользовавшись услугами компании «Частная медицинская практика Сарклиник», Вы сможете пройти современное комплексное лечение детского энуреза, энуреза у подростков и взрослых. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте компании, который располагается по адресу http://www.sarclinic.ru/