Марина БИТЯНОВА,
|
Психическая функция |
Особенности развития |
Сенсорное развитие |
· Зрительное восприятие
становится ведущим при ознакомлении с
окружающим; |
Внимание |
· Значительно возрастают
концентрация, объем и устойчивость внимания; |
Память |
· Преобладает
непроизвольная образная память; |
Мышление |
· Ребенок решает мыслительные
задачи, представляя их условия, мышление
становится внеситуативным; |
Речь |
· Речь отрывается от
конкретной ситуации, теряет ситуативность,
превращаясь в универсальное средство общения;
возрастает выразительность речи; |
Воображение |
Воображение приобретает
произвольный характер: ребенок умеет создать
замысел, спланировать его и реализовать; |
Самосознание |
· Возникает критическое
отношение к взрослым и сверстникам; |
Воля |
· У детей формируется
целеполагание, возникают борьба и соподчинение
мотивов, планирование, появляется самоконтроль в
деятельности и поведении; |
Эмоциональное развитие |
· Ребенок осваивает
социальные нормы выражения чувств; |
Нравственное развитие |
· У детей складываются первые
моральные суждения и оценки, первоначальное
понимание общественного смысла нравственной
нормы; |
ПАРАМЕТРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Развитие мышления
В исследовании, проведенном под научным руководством Д.Б. Эльконина в 80-х годах, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широкоизвестное явление — формализм мышления.
Развитие способности к воображению
Если в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры, то «при общем недостатке жизненного опыта на помощь ребенку приходит воображение» (Л.Ю. Субботина).
Развитие произвольности
Считается, что все процессы в дошкольном возрасте становятся более произвольными, но произвольность — это в принципе новообразование младшего школьного возраста.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия.
Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности.
Вслед за Н.И. Гуткиной, произвольность мы будем рассматривать в игре, где обеспечивается достаточный уровень игровой мотивации.
Мотивационная сфера
Важнейший критерий дошкольной зрелости в этой сфере — необходимый уровень развития самостоятельности ребенка.
Как показано в исследовании К.П. Кузовковой, критериями и признаками самостоятельности ребенка-дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении; стремление к применению к себе тех же средств, что используют взрослые по отношению к нему.
Самостоятельный ребенок организует взаимодействие с товарищами, соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей обстановки. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становится качественным приобретением формирующейся личности ребенка. Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в поисках общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации замысла.
Развитие самосознания
Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка, что является следствием кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная у ребенка в дошкольном возрасте, может стать причиной его неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем выражении — отказ вообще что-либо делать (А.И. Захаров).
Игровая деятельность
Мы считаем, что если ребенок не прошел все стадии развития игры — от манипулятивной до игры по правилам, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующий появление учебной мотивации.
Учебная мотивация определяет новый для ребенка тип ведущей деятельности — учебу. Этот тип ведущей деятельности возникает, когда отживает предыдущий — игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка-дошкольника.
К моменту кризиса семи лет игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры. Объясняется это, вероятно, тем, что (как отмечал еще Л.С. Выготский) процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила.
Если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, полноценно общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.
Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учебной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Ребенок старшего дошкольного возраста демонстрирует высокие показатели психического развития в рамках отживающего типа ведущей деятельности. Н.И. Гуткина предлагает определять готовность к школе по уровню психического развития ребенка, который он проявляет в игре.
Свой подход к диагностике, предлагаемый читателям в виде методической разработки, мы подвергли эмпирической проверке. Мы проводили исследование в течение 1999/2000 учебного года.
Проверялись два основных предположения.
1) Дети, психическое развитие которых соответствует параметрам дошкольной зрелости, успешно адаптируются к школе и усваивают учебные знания и навыки.
2) Диагностика параметров дошкольной зрелости может быть эффективно проведена в виде целостной ролевой игры, которая позволит детям «в рамках отживающего типа ведущей деятельности» продемонстрировать в полном объеме уровень психического развития.
Мы сравнили прогностичность общепринятой диагностики психологической готовности ребенка к школе и разработанной нами диагностики дошкольной зрелости.
Получены следующие результаты.
Диагностика дошкольной зрелости оказалась более эффективной при прогнозировании успешности обучения и адаптации ребенка, чем диагностика психологической готовности. Среди детей, показавших высокую дошкольную зрелость, 100% успешно адаптировались к школе и успешно обучались; среди детей, показавших высокую психологическую готовность, — только 71,4%.
Среди детей, продемонстрировавших высокую степень сформированности приемов игровой деятельности, 87,5% успешно адаптировались и успешно обучались. А вот среди детей, продемонстрировавших средние показатели сформированности приемов игровой деятельности, — только 45,5%.
Таким образом, результаты исследовательской работы подтвердили справедливость наших предположений.
«Входная» школьная диагностика должна выявлять, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития.
Наиболее соответствует задачам такой диагностики «большая» ролевая игра с сюжетом, распределением ролей и правилами.
К ее описанию мы и приступаем.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА»
Предлагаемая игра — про доброго волшебника Ням-Няма, который оберегает все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка украл у мороженого цвет, вкус, запах.... Это мороженое тоже охранял добрый волшебник Ням-Ням.
Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые они спасают мороженое. Выполняя задания, дети демонстрируют сформированность тех качеств и процессов, которые входят в рабочую модель дошкольной зрелости.
Дети вместе с ведущим путешествуют по карте. Наблюдатели, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему в случае необходимости.
Текст и последовательность игры
Деятельность ведущего |
Диагностируемые качества
и |
Ведущий.
Здравствуйте, будущие первоклассники!
Представляете, к нам в детский сад (школу) пришло
сегодня письмо. От кого бы вы думали? От доброго
волшебника Ням-Няма — он большой друг всех детей,
он охраняет все детские сладости. Дуля. Меня зовут Дуля, я знаю
много всяких тайн и тоже буду путешествовать с
вами по заколдованному лесу. А для начала, прежде
чем отправиться в путь, вы должны решить, какие
испытания вы готовы пройти: трудные или легкие.
Вот здесь лежат конверты, куда вы будете собирать
осколочки мороженого. Пусть каждый из вас сейчас
возьмет конверт и на нем напишет букву «Т», если
он выбирает трудные задания, «С» — средней
трудности, «Л» — легкие. Дуля. Хорошо. Справились.
Каждый получает по голубому осколочку
мороженого. Цвет, конечно, бледноватый. Но чем
дальше мы пойдем, тем ярче будет становиться наше
мороженое. Ведущий. Теперь, судя по карте, мы прибыли в Паутинный Крест. И чтобы не запутаться, нужно взяться за шнурок, идти по картинкам и запоминать то, что на них нарисовано. Дуля. Обязательно запомните,
в каком порядке расположены картинки. Иначе в
конце пути вы не сможете выйти из этого
заколдованного леса. Ну, как? Запомнили? А теперь
будьте честными: кто хорошо запомнил? (Раздаются
«осколочки») Дуля (шепотом). А в Долине
Молчания мы должны притаиться, закрыть глаза и не
подглядывать. Местные духи должны к нам
привыкнуть, чтобы пропустить дальше... Вы
что-нибудь слышали? Что? Ведущий. Нас пропустили дальше! Ура! Дуля. Да, но еще есть цветные
осколочки, которые нужно получить, без них
мороженое не оживет. Кстати, мы сейчас и
находимся на Холме Оживления. Нам нужно оживить
кружочки. К ним вы можете пририсовывать что
хотите. Но сделать это нужно так, чтобы
получилась какая-нибудь картинка или предмет.
Каждый новый рисунок должен быть непохож на
предыдущий... Итак, сколько каждый оживил
кружочков? Получите цветные осколочки. Ведущий. Ой! Ребята! Мы опять в
западне, в болоте. Если мы сейчас что-нибудь не
придумаем, то завязнем здесь навсегда. Никто не
знает, что надо делать? Дуля. Добрый волшебник благодарит всех и дарит вам сладости... Вы можете проверить, как справились с его просьбой: если на улице в киосках уже сегодня будет продаваться мороженое, то мы действительно его оживили... |
Речь (1) Речь, образная память (2) Достается карта Появляется игрушка (сидит на плече) (3) Уровень притязаний (4) Ватман Раздаются индивидуальные листочки с «Дорожками» Речь, слуховое и зрительное внимание (6) Ситуации, картинки
Нравственное развитие (7)
Координация (8) Шнурок с картинками (9)
Координация (10) Шнурок
Произвольность, самоконтроль (11)
Воображение (12) Полоски с кружочками Мышление (13)
Память (контроль) (14) Самооценка (15) Математематические навыки (16) |
ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка дошкольной зрелости.
Игра является самостоятельной, цельной структурой. Поэтому она создает целостную картину и у ребенка (он в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он сможет себя по-разному проявить) и у взрослых, проводящих эту игру и наблюдающих за детьми. Ведущие могут импровизировать в рамках сюжета игры, вплетая сказочные истории для объяснения затруднительного вопроса.
Выводы о сформированности тех или иных параметров зрелости дошкольника делаются на основании не одной какой-либо процедуры, а поведения ребенка в течение всей игры.
Ребенок, участвуя в этой игре, имеет возможность проявить все параметры дошкольной зрелости.
Все параметры делятся на два типа: а) отслеживаемые на карте наблюдения по заранее выделенным в процессе игры критериям; б) определяемые после проведения игры по продуктам деятельности детей. Все параметры заносятся в общую карту (см. Карту наблюдения).
Каждый ребенок после выполнения заданий получает цветные «осколочки». Они нужны для легкости и простоты подсчета. Они символизируют: для ведущего — качество прохождения испытания ребенком; для ребенка — кусочки мороженого. В конце игры, после индивидуального подсчета, «осколочки» складываются в общее мороженое — наклеиваются на ватман.
В игре обязательно должны выполняться все этические нормы и принципы, которые действуют при любом диагностическом исследовании. С педагогами, если они участвуют в наблюдении, необходимо провести дополнительную беседу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ
Во время игры на полу должен быть расстелен ковер, потому что многие задания дети выполняют на полу.
У каждого ребенка должна быть ручка на шнурке, чтобы он ее не потерял в течение игры. Если ведущий хочет проверить внимательность (в некотором смысле произвольность и др.), то он может дать инструкцию детям взять свои ручки в руки и не терять их во время игры.
Цветные «осколочки», которые выдаются детям, могут быть разной формы, она ничего не определяет (кроме 6). Они выдаются в зависимости от качества выполнения заданий (см. Критерии выдачи цветных «осколочков»). На каждое задание придумывается разный цвет, чтобы потом, в конце игры, можно было без таблицы наблюдения определить, как ребенок выполнил задания.
За детьми в игре проводится включенное и отсроченное наблюдение. Включенное наблюдение производится наблюдателями, непосредственно в игре не участвующими, с помощью карты наблюдения. Результаты отсроченного наблюдения вносятся в карту после подсчета «осколочков», полученных детьми.
Сюжет игры может варьироваться – главное, чтобы суть отслеживаемых параметров оставалась прежней. Помещение может быть оформлено в зависимости от условий и фантазии психологов.
Время игры: 1–1,5 часа.
Ведущие: 1 человек ведет игру, 1–2 человека заполняют карты наблюдений.
Место проведения: класс или актовый зал, освобожденные от мебели.
Несменяемые материалы: карта на шнурке; Дуля (3); письмо от доброго волшебника; машинка и емкость с краской, куда макается машинка (5); картинки-путаницы (6); картинки на шнурке (9); шнурок (10); «заплатки» Равена (13); картинки (дубликат) (14); ручки на шнурках для детей.
Индивидуальные материалы: конверты (4); разноцветные «осколочки» (можно сложить в целлофановую сумочку с кармашками для разных цветов или можно поставить пластмассовые стаканчики после каждого препятствия с «осколочками» нужного цвета); полоска ватмана (5); индивидуальные тропинки (5); гусеница с предложениями-небылицами (6); полоски с нарисованными кружочками (12); листок с лестницей и цветными квадратиками (15); лист ватмана с нарисованным контуром мороженого (16); сладости (17).
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
(См. поля описания текста игры)
(1) Дети перечисляют сладости. Здесь определяется общая осведомленность, умение построить фразу, предложение. Служит для введения детей в понятную для них сферу интересов и вкусов.
(2) Какое бывает мороженое? (Цвет, форма, величина, тактильные ощущения, материал, эмоциональная оценка, эстетическая оценка.)
Называемые детьми признаки делятся по уровню сложности. Здесь можно выделить количественные и качественные показатели, называют ли дети слова какой-либо одной категории или могут использовать различные «определения».
(3) Игрушка помогает обезличивать некоторые задания. Например, получение «осколочков» мороженого из рук Дули производит на детей совсем другое впечатление, нежели из рук ведущего.
Карта представляет собой красочный рисунок, на котором отмечены все этапы пути (лист А4). Карта висит на груди у ведущего (для простоты обращения с ней и для высвобождения внимания ведущего и привлечения внимания детей).
(4) Выбор заданий соотносится с уровнем притязаний детей. Детям сообщается, что есть трудные задания, средней степени трудности и легкие. Индивидуальный выбор ребенка фиксируется на конверте для большей наглядности и своеобразной «материализации» этого выбора. В итоге каждый получает конверт с написанной на нем (ведущим) буквой. Также на конверте ребенок сам пишет свое имя. В дальнейшем в конверт ребенок складывает «осколочки» мороженого: цветные фигурные бумажки, получаемые за выполнение различных заданий.
(5) Перед детьми лежит длинная широкая
полоска бумаги, на которой нарисована дорога. В
начале дороги стоит игрушечная машинка. Колея
дороги рисуется чуть шире, чем расстояние между
колесами машин, чтобы ребенок, «ведя» машину,
прикладывал некоторые усилия, стараясь не
выехать в «кювет». Это испытание дает нам
информацию о крупной моторике ребенка. Перед
этим испытанием, для тренировки каждому
предлагается индивидуальный листочек (размера
А4) с тренировочной дорожкой (см. приложение 1) для
получения информации о мелкой моторике руки
ребенка. В начале «своей» дорожки дети пишут
первую букву своего имени или имя целиком. И уже
после этого приступают к Большой Тропе. По
очереди каждый ребенок берет в руку машинку,
макает ее в разведенную гуашевую краску и «едет»
по нарисованной дороге, стараясь не съехать за ее
край. Доехав до помеченной ведущим точки (тропа
заранее разбивается какими-нибудь кустиками на
равные отрезки), он передает машинку другому. И
так до тех пор, пока каждый не совершит свой путь.
В это время один из наблюдателей фиксирует
последовательность, в которой дети проходят
Большую Тропу. Анализ (по детским дорожкам)
заносится в общую карту наблюдения после
проведения игры.
Здесь дети получают первые «осколочки»
мороженого — голубые треугольники (критерии
получения «осколочков» описаны ниже), которые
кладут к себе в конверт.
(6) На полу лежит «гусеница», которая
представляет собой бумажную гармошку, где на
каждой «страничке» написана нелепица (см.
приложение 2). Количество нелепиц равно
количеству детей. Как только ребенок разгадывает
нелепицу, его бумажка отрывается. Ее можно отдать
ребенку в конвертик (как символ личного
завоевания-победы). Дальше дети переходят к
нелепицам-картинкам (см. приложение 3). Каждый
ребенок получает одну картинку, на которой он
должен найти ошибку.
Задания направлены на выявление речевого
развития, слухового и зрительного внимания и
памяти. Информация об этом фиксируется
наблюдателями по критериям. А ведущий выдает
детям «осколочки» желтого цвета — кружки и
квадратики.
(7) Здесь наблюдатели получают
информацию о социальных мотивах и нравственном
развитии ребенка, о его желании и способности к
кооперации и сопереживанию.
Ведущий исправляет ярким фломастером буквы на
индивидуальных конвертах. На самом деле задания
сложнее не становятся, они даже не
дифференцированные. Просто потом можно факт
этого выбора использовать, если у кого-то что-то
не получается, в виде помощи и поддержки другого
ребенка (но всякие изменения, например помощь,
фиксируются наблюдателями).
(8) Задание на координацию и
двигательное развитие, на владение своим телом.
Выполнение фиксируется наблюдателями.
По некой линии расставлены кегли или маленькие
стулья. Задача детей — прыгать между ними, не
сбивая препятствий. По окончании они получают
фиолетовые квадратики.
(9) Это задание связано с заданием,
описанным в пункте 14, и направлено на
исследование памяти ребенка. Здесь дети должны
запомнить последовательность из пяти картинок
(см. приложение 4), а затем, отсроченно, выстроить
эту последовательность в Болоте (см. пункт 14).
Картинки на шнурках раскладываются в паутину, и
каждый ребенок выбирает себе один шнурок.
Здесь отмечается также самооценка ребенка, его
критичность: розовые «осколочки» получает тот,
кто говорит, что хорошо запомнил
последовательность картинок (ведущий при этом
объясняет все «сказочные» последствия
нечестности).
(10) С помощью шнурка на полу делается круг — Круглая Пустота. Задача детей — ее перепрыгнуть и сделать «лилипутики» (шаги — носок к пятке). Здесь ребята за выполнение задания получают синие «осколочки». Наблюдатели фиксируют выполнение.
(11) Задание направлено на получение информации о самоконтроле ребенка. Дети закрывают глаза (что в этом возрасте для многих представляется трудным), и ведущий рядом с детьми, которые «хорошо» сидели, кладет белые «осколочки». Поведенческие реакции фиксируются наблюдателями.
(12) Задание направлено на исследование воображения. Холм Оживления представляет собой сложенные в гармошку листочки бумаги, сваленные в кучу. На каждой полоске-гармошке изображены с двух сторон круги разных размеров (см. приложение 5). Дети их должны дорисовать, включив в какое-либо изображение, чтобы получился законченный рисунок. Ребенок подписывает свою полоску. Ведущий вместе с Дулей ходит и расспрашивает ребят о том, что они рисуют (можно даже делать подписи к рисункам). При оценке развития воображения проводится количественный и качественный анализ изображенных сюжетов (критерии — ниже). Если кто-то не справляется с заданием, то те, кто уже закончил, могут помочь. Наблюдатели это фиксируют. После выполнения задания дети получают бордовые «осколочки».
(13) Задание направлено на исследование развития мышления. Полянки представляют собой картинки из матриц Равена (см. приложение 6). Каждый ребенок получает по три картинки различной сложности. Ведущий с Дулей ходит и проверяет правильность выполнения. В итоге дети получают зеленые «осколочки».
(14) Это задание связано с заданием,
описанным в пункте 9, и направлено на диагностику
развития памяти.
По болоту разбросаны в беспорядке картинки, уже
не нанизанные на шнурок (это дубликат), а также
несколько лишних картинок (штук 8–12). Дети должны
догадаться, что их задача состоит в том, чтобы
собрать свою последовательность и пройти по ней,
как по дорожке, дальше. У ведущего задача сложная:
он ходит и по шпаргалке проверяет правильность
выполнения. За это задание дети получают красные
«осколочки».
(15) Это задание выявляет самооценку
детей и их начальные математические навыки.
Каждый ребенок получает листок. На нем с одной
стороны наклеены бумажки таких цветов, которые
были использованы в игре, а с другой стороны
нарисована лестница (см. приложение 7).
Листок подписывается. Дети высыпают из своих
конвертиков полученные «осколочки» и, посчитав
их количество по цветам, ставят этот результат
напротив каждого наклеенного цвета.
После этого они переворачивают листок и ставят
себя на ту или иную ступеньку лестницы, тем самым
оценивая свою успешность в игре. Словами это
детям не объясняется, они сами должны понять
смысл задания.
(16) На полу лежит лист ватмана, на котором нарисован слабый контур мороженого. Плоскость в контуре залита клеем (канцелярский или жидкий ПВА). Дети, подсчитав свои «осколочки», «оживляют» мороженое — приклеивают цветные «осколочки» на ватман. В итоге получается разноцветное «оживленное» мороженое.
(17) Из пакетика дети достают различные маленькие сладости (шоколадки, медальки, орешки и т.п.).
КРИТЕРИИ ВЫДАЧИ ЦВЕТНЫХ «ОСКОЛОЧКОВ»
Голубой (5)
Каждый получает по одному «осколочку»; только в крайнем случае ребенку не дается ничего, если он совсем плохо проходит Тропу или шалит и всем мешает.
Желтый (6)
Это единственное задание, где форма «осколочков» задается заранее: дети получают кружки за выполнение слуховых заданий и квадратики — за выполнение зрительных заданий. Посмотрев в конце на количество «осколочков» на индивидуальном бланке ребенка, можно будет вспомнить, за что он их получил.
1 «осколочек» — выполнил правильно, самостоятельно;
0 — неправильно;
1 — за помощь кому-нибудь (за каждый вид задания отдельно).
Фиолетовый (8)
1 — не сбил ничего, прошел аккуратно;
0 — сбил препятствия.
Розовый (9)
1 — если ребенок говорит, что хорошо все запомнил;
0 — если говорит, что не запомнил или не попросил «осколочек» (не уверен в себе).
Синий (10)
2 — выдается только одному человеку, который прыгнул дальше всех;
1 — всем остальным.
Белый (11)
1 — получает тот, кто тихо сидел, не мешал никому, не открывал глаза;
0 — тот, кто шептался, шумел, мешал остальным.
Бордовый (12)
Каждый ребенок получает столько «осколочков», сколько кружков он «оживил» (максимальное количество — 8).
Зеленый (13)
1 — за каждую правильную картинку.
Каждый ребенок может получить еще один «осколочек» – за быстроту выполнения (максимальное количество у одного ребенка — 4).
Красный» (14)
2 — получает тот, кто выстроил правильную последовательность и нашел свои картинки;
1 — кто только нашел картинки, но забыл про последовательность;
0 — кто все сделал неправильно.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Параметры Критерии оценки |
Фамилии детей |
||
ЭМОЦИИ + явное выражение эмоции, богатые
мимические проявления СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ см. Опушка Путаниц (6) ++ правильно найдены ошибки и
«правильная» помощь другим детям ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ см. Опушка Путаниц (6) ++ правильно найдены ошибки и
«правильная» помощь другим детям УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ см. описание заданий (4, 7) + выбрал трудные задания КООРДИНАЦИЯ см. Нора-Змейка, Круглая пустота (8, 10) + координация нормальная, ловкий,
движения плавные, хорошая осанка МЕЛКАЯ МОТОРИКА см. Большая Тропа (5) + рука развита хорошо, ребенок уверенно
держит ручку, линии четкие, плавные, не выходят за
границы «дорожки» РЕЧЬ (0—10 баллов) см. Опушка Путаниц (6) — ответы на вопросы правильность произношения (+ ± –) ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ см. Долина Молчания (11) + ребенок выполняет все задания,
включен в игру, понимает условия игры; в Долине
Молчания сидит тихо, выполняя инструкцию КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ см. (7) + ребенок нормально ведет себя в
коллективе, общается со всеми членами группы;
если надо, помогает при выполнении заданий;
изменяет трудность выполняемых заданий ВООБРАЖЕНИЕ (0—16 баллов) см. Холм Оживления (12) Количественная оценка: общее
количество заполненных «кружочков» (0—8) САМООЦЕНКА см. (15) + ребенок ставит себя на верхнюю
ступень МЫШЛЕНИЕ см. Лесная Больница (13) + правильно подобраны все три
«заплатки» ПАМЯТЬ см. Паутинный Крест (9, 14) ++ правильно найдена
последовательность и картинки |
В карте наблюдения можно отразить сформированность приемов игровой деятельности. Понаблюдайте, насколько ребенок включен в игру, оказывает ли помощь товарищам, принимает ли правила и инструкции ведущего.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Для простоты обработки можно перевести значки в баллы:
++ — 3 балла,
+ — 2 балла,
± — 1 балл,
– — 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок — 51.
По результатам дети делятся на три группы.
Вторая группа — дети с высокой дошкольной зрелостью, получившие 75–100% из возможного количества баллов: 38–51 балл.
Первая группа — дети со средней дошкольной зрелостью, получившие 50–75% из возможного количества баллов: 26–37 баллов.
Нулевая группа — дети с низкой дошкольной зрелостью, получившие 0–50% из возможного количества баллов: 0–25 баллов.
Дети из второй группы имеют наиболее
благоприятный прогноз обучения и адаптации в
школе. По нашим данным, из этой группы 76,5% детей
оказались успешными в обучении и адаптации в
школе в первый год обучения.
Дети первой группы имеют более низкий прогноз
успешности — из этой группы 23,5% детей были
успешными в обучении и адаптации.
Дети из нулевой группы показывают низкую
адаптацию (дезадаптацию) и нуждаются в
психолого-педагогической помощи.
При качественном анализе нужно обратить внимание на такие параметры, как сформированность приемов игровой деятельности, развитие речи, развитие воображения, развитие памяти, развитие наглядно-образного мышления. Также необходимо посмотреть на то, изменяет ли ребенок сложность заданий (см. (7)). Эти параметры являются наиболее прогностичными в отношении успешности ребенка в школе.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВОБОДНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
Это отдельное наблюдение, которое психолог может осуществлять на прогулке или в классе. Для изучения сформированности приемов игровой деятельности в данном диагностическом подходе используется структурированное наблюдение. Этот метод описан английским детским психологом Д. Лешли, которая широко применяет его в работе с дошкольниками. Она использует карточки со структурными рубриками.
Мы пользуемся картой наблюдения. Особое внимание уделяется перечню пунктов по каждому направлению развития. Эти пункты обычно располагают примерно в том порядке, в котором у ребенка должны появиться соответствующие новообразования. Мы опирались на это положение, а также на критерии, которые разработаны на основе концепции Д.Б. Эльконина.
Схема наблюдения за сформированностью приемов игровой деятельности
Критерии оценки |
Игра в целом |
ФИО 1 |
ФИО 2 |
ФИО 3 |
... |
Устойчивость замысла игры
(плановость) |
а — активное участие ребенка
п — пассивное участие ребенка
+ — наличие наблюдаемого признака
– — отсутствие наблюдаемого признака
? — значок, используемый для отметки о наблюдаемом признаке
В ходе игры или непосредственно сразу
после ее окончания ведущий и его помощники
заполняют эту схему.
Графа «Игра в целом» позволяет оценить
готовность детской группы к совместной игровой
деятельности (в том числе — в рамках обучения).
Последующие графы — сформированность приемов
игровой деятельности у конкретных детей.
При обработке используется такой же подход, как и
в диагностической игре. Всего ребенок (после
перевода значков в баллы: 1 и 0 баллов) может
набрать 12 баллов.
Дети делятся на три группы.
Вторая группа — 75—100%: 9—12 баллов.
Первая группа — 50—75%: 6—8 баллов.
Нулевая группа — 0—50 %: 0—5 баллов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в
школе: диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка. М., 1997.
2. Битянова М.Р. Куда уходит детство? Школьный
психолог, № 12, 1999.
3. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай интеллектуальные
возможности своего ребенка. М.: Когито-центр, 1998.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 тт.
Т.2. М., 1982.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к
школе. М., 1996.
6. Диагностика и коррекция психического развития
дошкольника /Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. Минск, 1997.
7. Диагностика учебной деятельности и
интеллектуального развития детей /Под ред.
Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.
8. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.
М., 1985.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
10. Захаров А.И. Эмоциональный мир дошкольника. М.,
1988.
11. Сильвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки
в дошкольном возрасте. Новые исследования в
психологии, № 2, 1978, с. 80—84.
12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.
Ярославль, 1997.
13. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск,
1991.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
"НЕЛЕПИЦЫ"
- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки и шубы и идут кататься на санках.
- Весной все звери готовятся к долгой спячке.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- Зимой мы купаемся и загораем, выращиваем цветы и собираем ягоды.
- Вася захотел шоколадку. Он пошел в магазин и взял ее.
- Утром на ужин мы едим суп, а вечером завтракаем в школе.
- Собаки спят в кровати, а утром встают и выгуливают девочек и мальчиков.
- Чтобы перейти дорогу, нужно сначала посмотреть направо и идти на красный свет.
- В кастрюле чашка варится, и посуда моет маму.
- Домик девочку рисует и песенки поет.
- Чтобы летом было теплее, дети надевают варежки на ноги.
- Взрослые утром встают и идут в школу и в детский сад, они там учатся и играют.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Картинки
Ботинки — гриб — бутылка — коза — лопата
Свинья — книги — рыба — корабль — лук
Рыба — стол — ландыш — голубь — ковш
Машина — бабочка — медведь — ножницы — арбуз
Свекла — расческа — яблоко — глобус — лошадь
Лебедь — самолет — морковь — кровать — кот
Велосипед — груша — лиса — колокольчик — стакан
Петух — чашка — слива — платье — жук
Кастрюля — собака — метла — ласточка — куртка
Диван — гусь — тележка — вишня — слон
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Круги
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Комплектование "заплаток" Равена (приводятся стандартные номера "Прогрессивных матриц Равена")
А1 — АВ7 — В1А2 — АВ5 — В2
А3 — АВ10 — В3
А4 — АВ4 — В4
А5 — АВ3 — А11
А6 — АВ8 — В1
А7 — АВ2 — В2
А8 — АВ2 — АВ9
А9 — АВ1 — АВ11
А10 — АВ1 — В3
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Лестница