МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ВОДЯТСЯ ЛИ ЧЕРТИ В ТИХОМ ОМУТЕ,
или Как узнать агрессивен ли ребенок
Обычно, наблюдая за детьми, мы видим в
них ласковых мальчиков, девочек и недоумеваем,
когда эти милые создания начинают кричать,
размахивать руками, топать ногами. Остается
только удивляться, откуда же берутся чертики «в
тихом омуте». Несомненно, агрессивные тенденции
в поведении создают трудности для
взаимодействия с ребенком. Однако агрессивность
нельзя рассматривать лишь как отрицательное
явление. Она, по мнению ученых, является
естественным адаптационным механизмом, присущим
любой личности.
С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКЦИИ
В процессе развития ребенка у него
могут сформироваться различные формы проявления
агрессии: истинная, защитная, аутоагрессия и т.д.
Для того чтобы избежать формирования
агрессивности как устойчивой черты характера,
важно своевременно распознать ее.
Существуют разнообразные тесты и
методики, позволяющие проанализировать
качественно и количественно агрессивные
тенденции личности. Тем не менее агрессивность
не всегда возможно зафиксировать, поскольку
многие люди, понимая, что проявление
враждебности социально не одобряемо, умеют ее
маскировать. При этом сознание осложняет
отреагирование гнева.
По мнению многих ученых-психологов, в
диагностике агрессии наиболее эффективны
проективные методы. Их принято рассматривать в
качестве специального инструмента
клинико-экспериментального исследования тех
особенностей личности, которые в меньшей степени
доступны непосредственному наблюдению и не
выявляются с помощью опроса. Среди них —
ассоциативный рисуночный тест (АРТ). Он позволяет
построить вероятностную модель поведения
человека в различных ситуациях. Состоит из
восьми субтестов, шесть из которых снабжены
структурированным стимульным материалом и имеют
сходные задания. Одно из них — «Нарисовать
крокодила» — принято за основу в проведенном
нами исследовании.
МЕТОДИКА «КРОКОДИЛЫ»
Адаптированная для
экспресс-диагностики агрессивности методика
условно названа «Крокодилы».
Согласно мнению специалистов по
проективному рисунку, это животное является
символом агрессивного поведения. Изображение
крокодила способствует выявлению у человека
агрессивных тенденций. На рисунке проецируются
такие черты характера, как злопамятность,
подозрительность, враждебность.
Методика была апробирована на
различных возрастных группах. В статье
приводятся материалы обследования школьников
1-го, 7-го и 8-го классов.
Материалы: листы белой бумаги формата А4.
Изобразительные средства: простой и цветные
карандаши, фломастеры.
Цвет, форма, размер, сюжет дополнительно не
обсуждались.
Ограничений по времени не устанавливалось.
Младшие школьники обладают высокой степенью
конформности, поэтому при обследовании
необходимо разместить их таким образом, чтобы
предотвратить срисовывание.
СИНИЙ, ПОТОМУ ЧТО ДОБРЫЙ
В ходе анализа был выявлен тип
рисунков, которые можно назвать стереотипными.
Их содержание представлено героями наиболее
известных мультфильмов и сказок. Чтобы отделить
эмоциональное состояние ребенка от роли
персонажа, проводился пострисуночный опрос (ПРО).
Рассмотрим рисунок 1 (Таня, 13 лет). По
мнению девочки, это крокодил Гена, друг
Чебурашки. Она охарактеризовала персонаж в
соответствии с его ролью в мультфильме. Однако,
несмотря на некоторую стандартизацию
положительных качеств (он — умный, надежный), на
рисунке видна эмоциональная часть личности
девочки, которая отразилась в цветовом решении.
Использован карандаш синего цвета. Таня сказала,
что крокодил синий, потому что добрый.
Отметим, что отличная от природной
окраска аллигаторов встречалась в рисунках
редко (около 3%). Большинство школьников адекватно
использовали цветовую гамму. Отклонение от
общепринятых цветов может свидетельствовать о
креативности ребенка, образности его мышления, о
дополнительном способе передачи информации.
«ЧТОБЫ ЕГО НИКТО НЕ БОЯЛСЯ»
Тревожные дети в большинстве случаев
прибегают к использованию простого карандаша.
Как и во всех рисуночных техниках, в нашем
исследовании наблюдались такие признаки
тревожности, как стирание, прорисовывание
деталей, возвращение к различным частям рисунка,
штриховка. Причем, в рисунках детей младшего
школьного возраста количество стертых и
исправленных изображений во много раз больше,
чем у подростков. Этот факт можно объяснить
стремлением детей соответствовать школьным
нормам и правилам, поскольку рисование
воспринимается ими в качестве задания на оценку,
а не как способ самовыражения.
В то же время исправление (и/или
стирание) может рассматриваться как потребность
с помощью изобразительных средств уменьшить
переживание агрессии и порожденного ею страха.
Иллюстрацией к сказанному является
рисунок 2, на котором мальчик (Дима, 7 лет) сначала
обозначил очертания большого крокодила. Затем
долго стирал следы простого карандаша. В
конечном итоге размеры животного сильно
уменьшились. Причину такой метаморфозы объяснил
так:
— Он какой-то очень большой и злой, его
надо стереть, чтобы его не боялись. Чтобы никто не
боялся, я — тоже.
Ребенок явно обеспокоен тем, какое
впечатление произведет на окружающих его
агрессивность, стремится «усмирить» ее на
вербальном и невербальном уровне.
Возвращаясь к теме тревожности,
отметим, что рисунок отражает не только
устойчивые черты индивида, но и его состояние во
время тестирования. Возможна ситуативная
тревожность, которая вызвана общением с
незнакомым человеком (исследователем),
психологической атмосферой и другими причинами.
Поэтому необходимо учитывать личностные
характеристики исследователя: пол, возраст и т.д.
По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен
выступать не в роли регистратора, а в роли
партнера.
КОЕ-ЧТО ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ
Методика «Крокодилы» позволяет
«снимать» не только показатели эмоционального
состояния, но и диагностировать
интеллектуальное развитие испытуемых.
Например, на рисунке 3 мы видим
животное, уровень исполнения которого ниже
возрастной нормы. Обсуждение образа жизни,
географии распространения и других особенностей
крокодила позволит исследователю получить
дополнительную информацию о развитии
интеллектуальной сферы испытуемого.
Я И СОЦИУМ
На рисунках детей агрессивность может
проявляться в двух формах: как состояние самого
ребенка, а также как ощущение враждебного
социума по отношению к себе.
Например, рисунок 4 (Алина, 8 лет).
Девочка нарисовала животное, похожее на
динозавра. По ее мнению, это очень-очень злой
крокодил, живет на острове и является
полноправным его хозяином, как лев — царем
(хозяином) зверей. Такое понимание окружающей
социальной среды травмирует ребенка, вызывает в
нем страх. Графическим индикатором сказанного
являются облака, прорисованная линия основания,
хвост и гребень.
На рисунке 5 (Арина, 7 лет) изображен
крокодил в агрессивной позе, с хорошо
прорисованным хвостом, который в ассоциативном
проективном тесте трактуется как показатель
злопамятности. При рисовании основное время
затрачено на тщательное изображение добычи
красного цвета в пасти хищника. Известно, что
любая фиксация на какой-то части рисунка и
временные задержки являются индикатором
внутриличностного конфликта. Арина стремится
контролировать проявление своей агрессии, что
отражается в наличии таких элементов, как
подписывание рисунков и изображение солнца.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Дополнительные элементы (вода,
деревья, земля и др.) трактуются как желание
структурировать ситуацию и, следовательно,
контролировать ее.
Вода (озеро, река, бассейн...) в сочетании с
замаскированным в ней крокодилом имеет свою
символику. Она скрывает враждебное поведение,
демонстрирует латентную форму агрессии
(например, рисунок 6).
Кроме прямых агрессивных символов
(когти, зубы, шипы), о враждебности
свидетельствует количество изображенных
животных. Например, на рисунке 7 (Оля, 8 лет)
девочка изобразила двух крокодилов, которые
расположены рядом и как бы поддерживают друг
друга. В ходе пострисуночного опроса выяснилось,
что данная работа является примером ситуативной
агрессии, так как выполнена сразу после
нелюбимого урока математики.
ИДИ НА МЕСТО
Очень важным показателем является
место животного на листе бумаги.
Положение в верхнем левом углу
выявляет тревожность (рисунок 8, Наташа, 7 лет) и
ориентацию на прошлое.
Срезание рисунка левым краем листа
свидетельствует о фиксации на прошлом и,
возможно, отрицании его (рисунок 9, Саша, 8 лет).
Краем листа срезан хвост. Таким действием
ребенок отрицает свою злопамятность,
проговаривая при этом, что он всех любит и всех
прощает.
Положение животного в центре страницы
свидетельствует о чувстве неполноценности и
незащищенности (рисунок 10, Юля, 7 лет). Этот
рисунок был сделан очень застенчивой девочкой,
которая физически менее развита по сравнению со
сверстниками. Контакта с ней в ходе исследования
установить не удалось.
Если весь рисунок сделан как вид
сверху (рисунок 11, Надя, 15 лет), то состояние
испытуемого интерпретируется как депрессивное.
В ходе опроса девушка сообщила, что получился
слишком большой крокодил для такого маленького
озера, ему там очень тесно. Творческая работа и
рассказ Нади отражают конфликтную ситуацию,
вызванную потребностью выразить свою
агрессивность и одновременно желанием
замаскировать ее (в воде). Учителя и школьный
психолог отмечают крайнюю неудовлетворенность
девушки социальной ролью и материальными
условиями жизни. Отмечают частые вспышки
агрессивности, сменяющиеся депрессивным
состоянием.
Рисунки анфас, как правило, характерны
для людей с бескомпромиссным поведением.
В процессе пострисуночного опроса, как
правило, выясняются причины агрессии. Так, Люда
(рисунок 13, 17 лет) прокомментировала свое
произведение: «Крокодил бывает злой тогда, когда
он один».
В исследовании наблюдались и прямые
проговаривания типа: «Я его совсем не боюсь», «Я
их всех съем», «Всех бы вас, радостных,
перекусать», которые высоко информативны.
Таким образом, при интерпретации
методики «Крокодилы» приемлемы параметры,
характеризующие стандартизированные
проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера,
«Несуществующее животное» и др.). Данная методика
проста в исполнении, доступна, интересна для
детей, не вызывает у них сопротивления.
Полученные нами результаты совпали с
оценкой независимых экспертов (учителей,
школьного психолога, родителей), что позволяет
рекомендовать ее для первичного выявления
агрессивных тенденций в поведении школьников.
Несомненно, методику «Крокодилы» следует
использовать как дополнительную в сочетании с
другими тестами.
Наталья АКИМОВА, студентка,
Людмила ЛЕБЕДЕВА, кандидат
педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник,
Ульяновский государственный
педагогический университет
Публикация произведена при поддержке интернет магазина детских товаров Babadu. Посетив интернет магазин Babadu, который располагается по адресу http://babadu.ru/, Вы найдете большой ассортимент продукции, и сможете по выгодным ценам купить ортопедические детские рюкзаки для девочек и мальчиков. А так же к Вашему вниманию продажа развивающих игрушек для детей всех возрастов, товаров для школы и творчества, детской одежды, мебели и много другого. Система отзывов позволит узнать опыт других покупателей о том или ином товаре, или поделиться своим, а удобная система оплаты и доставка товара по всей России, позволяют сделать покупку, не покидая дома или офиса.
|