НЕКРУГЛАЯ ДАТА
ВЫСТРАДАННЫЙ ГУМАНИЗМ
28 августа 1903 года родился Бруно
Беттельхейм, крупный психоаналитик и специалист
по детской психотерапии. Согласно традиции,
принятой в отечественных справочных изданиях,
«Психоаналитический глоссарий» называет его
австро-американским психологом, подразумевая,
что его научная деятельность делится на два
периода, проходивших сначала в Старом, потом в
Новом Свете.
Так же определяется, например,
национальная принадлежность Курта Левина или
Шарлотты Бюлер. Однако они, прежде чем покинуть
Европу, успели создать себе имя в психологии,
прославиться крупными научными достижениями.
Беттельхейм первую половину жизни
провел в скромном звании рядового практикующего
аналитика, не надеясь превзойти именитых коллег.
Он родился и вырос в Вене, на родине психоанализа,
здесь получил медицинское образование и
психоаналитическую подготовку. Его размеренная
жизнь, казалось, не предвещала никаких трагедий и
триумфов. Но судьба распорядилась иначе, и на
долю Беттельхейма в избытке достались «огонь,
вода и медные трубы».
Подобно основателю психоанализа,
Беттельхейм недооценивал надвигавшуюся угрозу
нацизма и не последовал примеру многих коллег,
которые, начиная с 1933 года, потянулись за
океан. Как и Фрейд, он встретил германскую
аннексию Австрии в Вене. Судьба обоих была
предрешена — проповедникам «еврейской
порнографии», как нацисты именовали психоанализ,
был уготован один путь — за колючую проволоку,
потом в газовую камеру. Заступничество
влиятельных зарубежных последователей и
внесенный ими крупный денежный выкуп позволили
Фрейду спастись. За Беттельхейма заступиться
было некому. Вскоре в переполненном товарном
вагоне он двигался тем путем, который для тысяч
ему подобных был последним. Его путь лежал в
Дахау.
Наверное, психолог — это не просто
ремесло, а мировоззрение, аналитический образ
мыслей и особая манера восприятия
действительности. Даже в нечеловеческих
лагерных условиях Беттельхейм продолжал
оставаться психологом.
Он внимательно наблюдал за поведением
окружавших его людей — таких же заключенных, как
и он сам, и приставленной к ним охраны — и пытался
анализировать их душевное состояние, мотивы и
чувства.
Он был поражен, насколько эффективно
функционирует нацистская система подавления
личности, имевшая целью низведение заключенных
до полуживотного состояния. Однако сломить
удавалось не всех. И это было абсолютно
необъяснимо с привычных для Беттельхейма
психоаналитических позиций. Позднее он писал: «В
условиях, преобладавших в лагерях, оказалось
невозможным рассматривать храбрые, ставящие под
угрозу жизнь поступки с позиций инстинкта
смерти, аутоагрессии, маниакального отрицания
опасности, нарциссизма или любой другой
категории психоанализа. Способ, каким человек
действовал в критический момент, нельзя было
вывести из его глубинных либидозных мотивов. Ни
его сны, героические или кошмарные, ни свободные
ассоциации или осознанные фантазии — ничто не
позволяло сделать точное предсказание
относительно того, пойдет ли он в следующий
момент на риск жизнью, чтобы защитить жизнь
других, или же в панике предаст многих в тщетной
попытке получить какую-то привилегию для себя».
Глубокое профессиональное знание
психоанализа оказалось практически бесполезным
и для самого Беттельхейма: «Самое удивительное
заключалось в том, что психоанализ, который я
привык считать лучшим ключом ко всем
человеческим проблемам, не помог мне найти
решение о том, как вообще выжить в лагерях и как
выжить, сохранив хотя бы некоторое достоинство».
В ходе своих наблюдений Беттельхейм
приходит к выводам, удивительно созвучным
позиции другого заключенного психотерапевта —
Виктора Франкла. Только наличие твердой
внутренней позиции, позитивного жизненного
смысла, несводимого к мелким потребительским
удовольствиям, позволяет сохранить человеческое
в человеке.
Люди, лишенные идейных принципов,
замкнувшиеся в узком мирке потребительских
интересов и потому не имевшие
морально-психологической внутренней опоры,
подвергались быстрой личностной дезинтеграции.
Они начинали идентифицировать себя либо со
своими палачами, подражая и прислуживая им, либо
с уголовниками. «Их поведение, — пишет
Беттельхейм, — показало, насколько слабо
аполитичный средний класс Германии мог
противостоять национал-социализму. У них не было
ни моральной, ни политической, ни социальной
философии, которая помогла бы им сохранить свою
целостность и давала внутреннюю силу для
противоборства с нацизмом. У них не было или
почти не было ресурсов, на которые можно было бы
опереться, попав в заключение. Их самоуважение
строилось на статусе и уважении, которые были
связаны лишь с их положением и зависели от их
работы, семейной роли или подобных внешних
признаков».
Перед собой Беттельхейм поставил
задачу описать, проанализировать и сохранить для
потомков поучительные примеры человеческой
слабости и стойкости перед лицом бесчеловечной
машины подавления. Он начал «писать» устную
книгу, последующее издание которой виделось в ту
пору несбыточным чудом. Но иногда чудеса
случаются.
Нацистская бюрократическая машина
дала сбой, и по необъяснимой причине в 1939 году
заключенный Беттельхейм был освобожден из
лагеря и получил разрешение эмигрировать.
Оказавшись в Америке, он обобщил свои наблюдения
сначала в статье «Индивидуальное и массовое
поведение в экстремальных ситуациях» (1943), а
затем в книге «Просвещенное сердце» (1960),
принесшей ему мировую известность.
Несмотря на ставшую для него очевидной
ограниченность психоаналитической теории,
Беттельхейм остался на фрейдистской позиции,
однако предпринял самоотверженные усилия по ее
гуманизации и сближению с социальными реалиями
эпохи.
В 1944 году он организовал и возглавил
клинику для детей с психическими травмами и
нервными расстройствами при Чикагском
университете. Новым значительным успехом
явилась его книга «Психоанализ волшебной сказки.
О пользе волшебства» (1977), удостоенная нескольких
научных и литературных премий. А книга «Сносные
родители» в начале девяностых составила
серьезную конкуренцию бестселлерам доктора
Спока.
Секрет популярности Беттельхейма
прост: его гуманизм — не декларативный, а
выстраданный. Когда этот человек пишет о
человечности, он знает цену своим словам.
Бруно Беттельхейм среди выпускников
Венского университета (стоит второй справа)
Публикация произведена при поддержке мебельной компании «XXL-house» . Воспользовавшись услугами компании «XXL-house», Вы сможете по выгодным ценам приобрести высококачественную мебель на заказ, которая прекрасно впишется в интерьер квартиры и будет радовать Вас своим комфортом и эстетичностью, будь то мебель для спальни, детской, гостиной, прихожей или рабочего кабинета. Подробнее ознакомиться с предложением и увидеть фотографии изготовленной мебели можно на сайте компании «XXL-house», который располагается по адресу http://xxl-house.com/
Сергей СТЕПАНОВ |