Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ВИДИМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Рано или поздно перед каждым психологом встает вопрос о том, как продуктивней оказывать психологическую помощь человеку: через индивидуальную консультацию или путем включения его в тренинговую группу. Разумеется, на выбор окажут влияние и профессиональные предпочтения. Однако для решения этого вопроса попробуем все-таки уяснить те достоинства и недостатки, которые имеют групповая и индивидуальная формы психологической помощи. При анализе будем опираться на преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах, выделенные К. Рудестамом (1993).

ЦВЕТОЧКИ И ЯГОДКИ

Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема — единственная в своем роде. Там, за стенами кабинета, — счастливые и беззаботные люди, не ведающие, как ему тяжело.

Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Он обязательно встречает в группе людей с такими проблемами, в сравнении с которыми его собственные — это просто цветочки. А они — эти другие участники группы — живут, действуют и не теряют оптимизма. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Однако, если жизненные трудности, переживаемые человеком, значительно серьезней, чем у других участников, то работа в тренинговой группе может оказаться для него менее полезной, чем индивидуальные консультации.

МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ

Следующее важное преимущество группового взаимодействия по сравнению с диадическим (в паре с психологом) состоит в том, что группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.

В группе можно, например, заняться ролевыми играми и буквально воссоздать конкретные жизненные обстоятельства кого-то из участников. Скажем, разыграть сцену привычного школьного конфликта, включающего несколько человек, и представить различные варианты его протекания, апробировать разные стратегии поведения. При индивидуальной психологической работе смоделировать сложное пространство человеческих отношений в социуме почти невозможно — хотя бы потому, что «актеров» маловато.

ЖИВЫЕ ЗЕРКАЛА

В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и о его восприятии поведения субъекта. В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, то есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает прежде всего чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. Например: «Когда я вижу, как ты обращаешься к Сергею, мне становится стыдно и обидно». Никаких «ярлыков» и никаких утверждений типа «Знаешь, Вася, ты человек нахальный и недалекий» не допускается.

В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь. Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе и дома человек наслушался уже вдосталь. Но суждения эти, категоричные, явно оценочные, предвзятые, пристрастные, не могут быть приняты — срабатывает защитный психологический механизм отрицания.

Случаются ситуации, когда в обыденной жизни человек просто не имеет возможности услышать хоть какое-то мнение о себе — нет рядом людей, которым можно полностью довериться. Нет близких, способных на полную искренность. Да и небезопасно это — не всегда и близкие нас щадят.

В тренинговой группе создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Каждый может выступить «зеркалом», дающим отражение. Наверное, среди этих «зеркал» есть и «кривые». Но возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом.

Когда человек взаимодействует только с психологом, он тоже может получить обратную связь. Но при этом у него отсутствует выбор — мнение-то лишь одно. В группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.

ПОЛЕЗНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

При получении психологической помощи через группу человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.

В случае индивидуальной работы «экспериментирование» со стилями взаимоотношений заключается только в проговаривании и обсуждении с психологом возможных последствий их переноса в реальность. Но предварительной апробации в кругу разных по типу людей (что возможно в тренинговой группе) не происходит.

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ ВЫБОР

В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.

Участники группы не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды, если сочтут их приемлемыми для себя.

Идентификация, являющаяся, как известно, одним из механизмов стихийного развития личности, становится в группе надежной опорой происходящих с людьми изменений.

Работа с глазу на глаз с психологом, разумеется, также включает в себя идентификацию. Однако здесь снова обнаруживаем тот же недостаток: клиенту, кроме как с психологом, идентифицироваться не с кем, а всегда ли личность психолога настолько устраивает клиента? В группе же все личности разные, и у каждого найдется нечто, с чем можно отождествиться.

ПРОДУКТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе — во всяком случае, в той степени, в которой это можно обнаружить во время тренинговой работы.

Создавая дополнительные трудности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов. Задача ведущего — не дать напряжению выйти из-под контроля и полностью разрушить отношения в группе. Продуктивные конфликты помогают прояснить отношения между людьми, научить их выражать подлинные чувства, способствуют нахождению неординарных способов взаимодействия, создают динамику группового развития.

При индивидуальной психологической работе конфликты между психологом и клиентом рассматриваются обычно как деструктивное явление или трактуются с психоаналитических позиций как эффект переноса (трансфера).

САМОРАСКРЫТИЕ

Группа, по-видимому, в большей степени, чем индивидуальное консультирование, помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем, что иначе, чем через других людей, это в полной мере невозможно.

Открытие себя другим и себе позволяют понять и изменить себя, повысить уверенность. Работа в тренинге открывает перед участником группы возможности, вероятно, недоступные в других условиях: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими людьми, человек свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы. Он расширяет поле своего сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.

Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий — он совершает самооткрытие, которое порождает самораскрытие — для других. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим, сначала он должен открыть себя себе — таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Конечно же, такое самооткрытие еще поверхностно и неясно. Взаимодействие с другими позволяет прояснить туманный образ своего Я.

В случае индивидуальной работы с психологом этот процесс может быть более растянут во времени.

И, наконец, сравнение групповой и индивидуальной форм психологической работы было бы неполным без обращения к экономическому аспекту. Если психолог ведет частную практику, то психологическая помощь через группу для него более выгодна — и по времени, и по итоговой оплате. Важно, что групповая форма предпочтительней и для клиентов: работа в тренинге дешевле, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа, как мы уже говорили, гораздо более эффективна).

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛА

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Вместе с тем, заметим, что есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе.

Обратим внимание на вопрос о том, кого не следует включать в тренинги и для кого более предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности. Скорее всего, ярко выраженные интроверты будут чувствовать себя в группе неуютно.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

Публикация произведена при поддержке интернет магазина ингаляторов и товаров для здорового дыхания «Магазин-ингаляторов.рф». На страницах интернет магазина «Магазин-ингаляторов.рф», Вы найдете большой ассортимент товаров для красоты и здоровья, который включает в себя ингаляторы, небулайзеры, пикфлоуметры, кислород, кислородные коктейли и комплектующие для ингаляторов. Консультанты магазина помогут подобрать самый подходящий для Вас товар, а курьеры доставят покупку в удобное для Вас время и место, что позволит заниматься шоппингом не покидая дома или офиса, экономя Ваши деньги и личное время.