Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2000

БЕЗ ТЕСТОВ

НАБЛЮДАЯ СИТУАЦИЮ

Какие психологические процессы и состояния важно отследить, работая с малой группой?
Академическая психология, представители которой защитили по этой теме не одну сотню диссертаций
(в том числе и ваша покорная слуга), назовет не менее двух-трех десятков таких параметров;
большинство школьных практиков перечислят от силы два-три.
Оптимальный подход, как всегда, посередине.
Есть ряд принципиально важных параметров, которые нужно уметь видеть
(а если не дал Бог простой наблюдательности — диагностировать) в детском коллективе.

ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ

Системы устойчивых межличностных отношений, основанные на симпатии

Есть ли они? Как продолжительно могут существовать в группе? Как взаимодействуют друг с другом? Стабильность—непостоянство дружеских диад и микрогрупп плюс доброжелательность отношений между микрогруппами являются важными показателями состояния класса, зрелости сложившихся в нем отношений.

Готовность группы к выдвижению лидера в ситуации, требующей управления групповыми действиями

Именно так, с моей точки зрения, надо ставить вопрос. Дело не в том, есть ли в классе ребята, готовые взять на себя бремя лидерства. Была бы подходящая ситуация, а кому лидировать, всегда найдется.
Подходящая ситуация складывается при наличии как минимум следующих условий: задача, стоящая перед группой, требует объединенных усилий (совместной деятельности); каждый член класса готов хотя бы частично признать значимость данной задачи для себя; класс в целом и большинство учащихся в отдельности готовы следовать за лидером, после того как он проявит себя.

Умение следовать за лидером — это признак социальной зрелости и отдельного человека, и группы.

Еще ряд важных вопросов: кто в данной группе выдвигается на роль лидера? Какие ценности и цели он собой олицетворяет? Какой стиль управления группой приемлет?

Уровень сплоченности группы

Сплоченность как понятие в социальной психологии трактуется чрезмерно широко и вольно. Аспекты сплоченности многообразны. Это и наличие в группе общих чувств, настроений и «веяний», и общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, и готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы и т.д.
Сплоченное состояние обладает огромной ценностью как для группового развития, так и для каждого конкретного человека. Такое состояние группы способствует эффективному труду (да, в сплоченной группе люди лучше работают); делает группу более стабильной и управляемой.
Сплоченность улучшает психологическое здоровье людей, входящих в группу: повышает самооценку, снижает тревожность, порождает у человека ценное для него состояние личной защищенности.

Готовность к принятию групповых решений

Важный показатель высокого уровня развития класса — умение принимать коллективные решения, которые работали бы на развитие группы в целом, но при этом воспринимались бы каждым членом группы как его собственные.
Здесь важно все: как протекает обсуждение, как принимается итоговое решение, как ведут себя те, кто не согласен с ним, и как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы.
Готовность к принятию общего решения выражается и в том, как в дальнейшем выполняется принятое обязательство: появляются ли добровольные (или назначенные) ответственные лица, осуществляет ли лидер контроль за реализацией решения и т.д.

Уровень доверия и открытость внутригрупповым конфликтам

Только на первый взгляд доверие и готовность к конфликтам являются совершенно различными феноменами. Они глубоко и серьезно взаимосвязаны. Доверительность порождает открытость, способность вести себя в группе естественно и спонтанно.
Открытость неизбежно порождает объективные противоречия между свободно самовыражающимися людьми. Однако, если уровень доверия высок, эти противоречия выявляются и достойно разрешаются. Хорошо развивающийся класс — не тот, где нет конфликтов. Это группа, в которой конфликты проявляются и достаточно доброжелательно разрешаются. И, конечно, очень важна природа конфликтов, возникающих в группе: что лежит в их основе. Непонимание? Склонность к противостоянию? Глубокие различия в ценностных ориентациях?

Принятые способы нормативного контроля

Как в группе принято относиться к фактам нарушения принятых норм и правил общения? Склонна ли группа к наказаниям (и каким?) ненормативных детей или всемерному психологическому поощрению тех, кто блюдет групповую этику? Какой стиль поведения в этих ситуациях предпочитают высокостатусные члены группы — «звезды», лидеры, референтные лица?

СОЗДАВАЙТЕ УСЛОВИЯ!

Как можно определить уровень и особенности развития школьного класса как малой группы?
Первое, что приходит в голову, тестовая диагностика. Первая мысль не всегда самая правильная. Конечно, такие тесты и опросники существуют. Более того, их много, но ни один из них не может конкурировать в объективности и валидности со старым добрым наблюдением.
Создавайте условия, требующие проявления тех или иных групповых процессов — сплочения, принятия групповых решений, лидирования, — и наблюдайте за тем, что происходит на ваших глазах. Вы увидите реальную группу в динамике, в самопроявлении.
Ситуации для наблюдения можно использовать, что называется, «подручные» (какие есть в данный момент), а можно создавать их специально. Второе предпочтительнее, в силу того что в классе редко возникают собственно групповые ситуации (нет единой деятельности), а группа проявляется именно в те моменты, когда люди вынуждены объединять свои усилия для достижения некоторой поставленной перед ними цели.
Для диагностики сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства можно с большим эффектом использовать приведенные рядом (и многим известные) упражнения.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Публикация произведена при поддержке компании «Центр каминов и котлов». Компания «Центр каминов и котлов» предоставляет услуги продажи, монтажа и сервисного обслуживания оборудования для отопления загородного дома и дачи. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене купить дизельные и газовые котлы, горелки, водонагреватели, насосы, тепловые аккумуляторы, радиаторы, источники бесперебойного питания для котлов отопления, и многое другое отопительное оборудование. Подробнее ознакомиться с каталогом продукции и предоставляемыми услугами, можно на сайте компании «Центр каминов и котлов»., который располагается по адресу http://www.kotly-center.ru/

РУКА
(предложено для диагностических целей Е. Сидоренко)

Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару.
Ведущий дает участникам группы примерно полминуты для выполнения этого задания, а затем громко произносит: «Рука!» Каждый участник должен мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько человек показывают на одного и того же участника или на кого-то не показывает никто, опыт повторяется.
Упражнение заканчивается, когда вся группа разбивается по команде ведущего на согласованные пары, однако в диагностических целях важно отследить не только и не столько результат и число проб в процессе его достижения. Важен сам процесс: реакция членов группы на «выпадение» одного или нескольких членов, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали, реакция участников, которым показалось, что они нашли пару, а их предполагаемый партнер показал на другого члена группы и т.д.
Модификация этого упражнения — «Пальцы» (по команде выбросить одинаковое количество пальцев). Упражнение выявляет лидерство, готовность к принятию групповых решений, уровень доверия и взаимопринятия.

РАССАЖИВАНИЕ ПО ПРИЗНАКУ
(предложено для диагностических целей Е. Сидоренко)

Участникам группы предлагается сесть так, чтобы на стуле, на котором сейчас сидит ведущий, оказался самый светловолосый человек, справа от него — более темноволосый, и далее по кругу так, чтобы самый темноволосый оказался на стуле, который стоит слева от ведущего.
Во время упражнения не разрешается разговаривать. Стиль взаимоотношений в группе будет проявляться в том, как участники без слов советуются друг с другом, сотрудничают, пытаются оказывать давление и т.д.
Другой вариант этого упражнения — «Построиться по...» (кругу, квадрату, треугольнику, причем за определенное число отсчитываемых ведущим секунд). Можно усложнить процедуру: предложить строиться в определенную фигуру с закрытыми глазами.
Упражнение выявляет: ведущие способы взаимоотношений в группе, особенности принятого нормативного контроля, лидерские процессы.

ВЫБОР ЛИДЕРА
(предложено для диагностических целей Е. Сидоренко)

Участники должны молча договориться о том, кто будет лидером дискуссии. На это молчаливое обсуждение группе дается минута, после чего ведущий просит выбранного лидера поднять руку. При неудаче игру можно повторить.
В этой игре в миниатюре отражается структура группы и ее история.

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ГРУППУ
(предложено К. Фопелем)

Ведущий предлагает каждому участнику задуматься над тем, насколько он себя чувствует включенным в группу. Затем ведущий предлагает всем молча встать и выстроиться в одну линию таким образом, чтобы у двери стоял человек, который ощущает себя максимально включенным в группу, а у противоположной стены — тот, кто чувствует себя совершенно не включенным в группу. Все остальные должны расположиться на линии, соединяющей этих участников, причем не рядом, а друг за другом.

Вопросы для обсуждения

Кто из участников чувствует себя наименее включенным в группу?
Что мешает вам чувствовать себя более включенным?
Что вы сами можете сделать, для того чтобы полнее включиться в группу?
Каким образом вам могут помочь в этом другие участники?
В какой мере результат обсуждения оказался неожиданным для вас?
Упражнение выявляет уровень открытости внутригрупповых отношений, сплоченность.

ГРУППОВОЙ ОБРАЗ

Участникам предлагается представить, что их группа — это автомобиль, а каждый человек — его определенная деталь. Далее группе предлагается решить, кто какой деталью в этом автомобиле является. При этом нет необходимости следовать за реальным устройством машины. У автомобиля, сконструированного из членов группы, может оказаться три мотора, пять колес и ни одного руля. Что ж, такова реальная групповая ситуация.
После проведения упражнения обсуждается, какие роли и групповое поведение соотносятся с той или иной деталью созданного автомобиля.
Упражнение выявляет лидерство в группе, структуру эмоциональных отношений, открытость и доверительность.

НАЙДИ СВОЕ МЕСТО

Участникам группы предлагается без слов немного походить по тому помещению, в котором проходит встреча, присмотреться к нему, а затем занять то место, которое видится каждому сейчас наиболее комфортным: на полу, на стуле, на столе, лицом в центр, лицом к стене и т.д. Эта процедура проходит также без слов. Хорошо, если это упражнение удастся провести в темноте или полусумраке.
Затем ведущий предлагает осмотреться, соотнести свою позицию с размещением других людей и при желании поменять свое положение или обратиться к кому-то с просьбой переместиться в пространстве. Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются менять их по просьбе других участников.
В конце обязательно проводится обсуждение.
Упражнение выявляет уровень сплоченности, открытости отношений, готовности членов группы к взаимоподдержке.