БЕЗ ТЕСТОВ
НАБЛЮДАЯ СИТУАЦИЮ
Какие
психологические процессы и состояния важно
отследить, работая с малой группой?
Академическая психология, представители которой
защитили по этой теме не одну сотню диссертаций
(в том числе и ваша покорная слуга), назовет не
менее двух-трех десятков таких параметров;
большинство школьных практиков перечислят от
силы два-три.
Оптимальный подход, как всегда, посередине.
Есть ряд принципиально важных параметров,
которые нужно уметь видеть
(а если не дал Бог простой наблюдательности —
диагностировать) в детском коллективе.
ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ
Системы устойчивых межличностных
отношений, основанные на симпатии
Есть ли они? Как продолжительно могут
существовать в группе? Как взаимодействуют друг
с другом? Стабильность—непостоянство дружеских
диад и микрогрупп плюс доброжелательность
отношений между микрогруппами являются важными
показателями состояния класса, зрелости
сложившихся в нем отношений.
Готовность группы к выдвижению
лидера в ситуации, требующей управления
групповыми действиями
Именно так, с моей точки зрения, надо
ставить вопрос. Дело не в том, есть ли в классе
ребята, готовые взять на себя бремя лидерства.
Была бы подходящая ситуация, а кому лидировать,
всегда найдется.
Подходящая ситуация складывается при наличии
как минимум следующих условий: задача, стоящая
перед группой, требует объединенных усилий
(совместной деятельности); каждый член класса
готов хотя бы частично признать значимость
данной задачи для себя; класс в целом и
большинство учащихся в отдельности готовы
следовать за лидером, после того как он проявит
себя.
Умение следовать за лидером — это
признак социальной зрелости и отдельного
человека, и группы.
Еще ряд важных вопросов: кто в данной
группе выдвигается на роль лидера? Какие
ценности и цели он собой олицетворяет? Какой
стиль управления группой приемлет?
Уровень сплоченности группы
Сплоченность как понятие в социальной
психологии трактуется чрезмерно широко и вольно.
Аспекты сплоченности многообразны. Это и наличие
в группе общих чувств, настроений и «веяний», и
общность оценок и реакций на воздействия извне
или со стороны отдельных участников, и
готовность к принятию коллективной
ответственности за те или иные действия группы и
т.д.
Сплоченное состояние обладает огромной
ценностью как для группового развития, так и для
каждого конкретного человека. Такое состояние
группы способствует эффективному труду (да, в
сплоченной группе люди лучше работают); делает
группу более стабильной и управляемой.
Сплоченность улучшает психологическое здоровье
людей, входящих в группу: повышает самооценку,
снижает тревожность, порождает у человека ценное
для него состояние личной защищенности.
Готовность к принятию групповых
решений
Важный показатель высокого уровня
развития класса — умение принимать коллективные
решения, которые работали бы на развитие группы в
целом, но при этом воспринимались бы каждым
членом группы как его собственные.
Здесь важно все: как протекает обсуждение, как
принимается итоговое решение, как ведут себя те,
кто не согласен с ним, и как на их протест (скрытый
или открытый) реагирует большинство группы.
Готовность к принятию общего решения выражается
и в том, как в дальнейшем выполняется принятое
обязательство: появляются ли добровольные (или
назначенные) ответственные лица, осуществляет ли
лидер контроль за реализацией решения и т.д.
Уровень доверия и открытость
внутригрупповым конфликтам
Только на первый взгляд доверие и
готовность к конфликтам являются совершенно
различными феноменами. Они глубоко и серьезно
взаимосвязаны. Доверительность порождает
открытость, способность вести себя в группе
естественно и спонтанно.
Открытость неизбежно порождает объективные
противоречия между свободно самовыражающимися
людьми. Однако, если уровень доверия высок, эти
противоречия выявляются и достойно разрешаются.
Хорошо развивающийся класс — не тот, где нет
конфликтов. Это группа, в которой конфликты
проявляются и достаточно доброжелательно
разрешаются. И, конечно, очень важна природа
конфликтов, возникающих в группе: что лежит в их
основе. Непонимание? Склонность к
противостоянию? Глубокие различия в ценностных
ориентациях?
Принятые способы нормативного
контроля
Как в группе принято относиться к
фактам нарушения принятых норм и правил общения?
Склонна ли группа к наказаниям (и каким?)
ненормативных детей или всемерному
психологическому поощрению тех, кто блюдет
групповую этику? Какой стиль поведения в этих
ситуациях предпочитают высокостатусные члены
группы — «звезды», лидеры, референтные лица?
СОЗДАВАЙТЕ УСЛОВИЯ!
Как можно определить уровень и
особенности развития школьного класса как малой
группы?
Первое, что приходит в голову, тестовая
диагностика. Первая мысль не всегда самая
правильная. Конечно, такие тесты и опросники
существуют. Более того, их много, но ни один из них
не может конкурировать в объективности и
валидности со старым добрым наблюдением.
Создавайте условия, требующие проявления тех или
иных групповых процессов — сплочения, принятия
групповых решений, лидирования, — и наблюдайте
за тем, что происходит на ваших глазах. Вы увидите
реальную группу в динамике, в самопроявлении.
Ситуации для наблюдения можно использовать, что
называется, «подручные» (какие есть в данный
момент), а можно создавать их специально. Второе
предпочтительнее, в силу того что в классе редко
возникают собственно групповые ситуации (нет
единой деятельности), а группа проявляется
именно в те моменты, когда люди вынуждены
объединять свои усилия для достижения некоторой
поставленной перед ними цели.
Для диагностики сплоченности группы, ее ролевой
структуры, лидерства можно с большим эффектом
использовать приведенные рядом (и многим
известные) упражнения.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Публикация произведена при поддержке компании «Центр каминов и котлов». Компания «Центр каминов и котлов» предоставляет услуги продажи, монтажа и сервисного обслуживания оборудования для отопления загородного дома и дачи. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене купить дизельные и газовые котлы, горелки, водонагреватели, насосы, тепловые аккумуляторы, радиаторы, источники бесперебойного питания для котлов отопления, и многое другое отопительное оборудование. Подробнее ознакомиться с каталогом продукции и предоставляемыми услугами, можно на сайте компании «Центр каминов и котлов»., который располагается по адресу http://www.kotly-center.ru/
РУКА
(предложено для диагностических целей
Е. Сидоренко)
Все участники группы
должны молча, глазами найти себе пару.
Ведущий дает участникам группы примерно
полминуты для выполнения этого задания, а затем
громко произносит: «Рука!» Каждый участник
должен мгновенно показать рукой на человека,
который составляет с ним пару. Если оказывается,
что несколько человек показывают на одного и
того же участника или на кого-то не показывает
никто, опыт повторяется.
Упражнение заканчивается, когда вся группа
разбивается по команде ведущего на
согласованные пары, однако в диагностических
целях важно отследить не только и не столько
результат и число проб в процессе его достижения.
Важен сам процесс: реакция членов группы на
«выпадение» одного или нескольких членов,
которых никто не выбрал или которые никого не
выбрали, реакция участников, которым показалось,
что они нашли пару, а их предполагаемый партнер
показал на другого члена группы и т.д.
Модификация этого упражнения — «Пальцы» (по
команде выбросить одинаковое количество
пальцев). Упражнение выявляет лидерство,
готовность к принятию групповых решений, уровень
доверия и взаимопринятия. |
РАССАЖИВАНИЕ
ПО ПРИЗНАКУ
(предложено для диагностических целей
Е. Сидоренко)
Участникам группы
предлагается сесть так, чтобы на стуле, на
котором сейчас сидит ведущий, оказался самый
светловолосый человек, справа от него — более
темноволосый, и далее по кругу так, чтобы самый
темноволосый оказался на стуле, который стоит
слева от ведущего.
Во время упражнения не разрешается
разговаривать. Стиль взаимоотношений в группе
будет проявляться в том, как участники без слов
советуются друг с другом, сотрудничают, пытаются
оказывать давление и т.д.
Другой вариант этого упражнения — «Построиться
по...» (кругу, квадрату, треугольнику, причем за
определенное число отсчитываемых ведущим
секунд). Можно усложнить процедуру: предложить
строиться в определенную фигуру с закрытыми
глазами.
Упражнение выявляет: ведущие способы
взаимоотношений в группе, особенности принятого
нормативного контроля, лидерские процессы. |
ВЫБОР
ЛИДЕРА
(предложено для диагностических целей
Е. Сидоренко)
Участники должны
молча договориться о том, кто будет лидером
дискуссии. На это молчаливое обсуждение группе
дается минута, после чего ведущий просит
выбранного лидера поднять руку. При неудаче игру
можно повторить.
В этой игре в миниатюре отражается структура
группы и ее история. |
ВКЛЮЧЕННОСТЬ
В ГРУППУ
(предложено К. Фопелем)
Ведущий предлагает
каждому участнику задуматься над тем, насколько
он себя чувствует включенным в группу. Затем
ведущий предлагает всем молча встать и
выстроиться в одну линию таким образом, чтобы у
двери стоял человек, который ощущает себя
максимально включенным в группу, а у
противоположной стены — тот, кто чувствует себя
совершенно не включенным в группу. Все остальные
должны расположиться на линии, соединяющей этих
участников, причем не рядом, а друг за другом.
Вопросы для
обсуждения
Кто из участников
чувствует себя наименее включенным в группу?
Что мешает вам чувствовать себя более
включенным?
Что вы сами можете сделать, для того чтобы полнее
включиться в группу?
Каким образом вам могут помочь в этом другие
участники?
В какой мере результат обсуждения оказался
неожиданным для вас?
Упражнение выявляет уровень открытости
внутригрупповых отношений, сплоченность.
|
ГРУППОВОЙ
ОБРАЗ
Участникам
предлагается представить, что их группа — это
автомобиль, а каждый человек — его определенная
деталь. Далее группе предлагается решить, кто
какой деталью в этом автомобиле является. При
этом нет необходимости следовать за реальным
устройством машины. У автомобиля,
сконструированного из членов группы, может
оказаться три мотора, пять колес и ни одного руля.
Что ж, такова реальная групповая ситуация.
После проведения упражнения обсуждается, какие
роли и групповое поведение соотносятся с той или
иной деталью созданного автомобиля.
Упражнение выявляет лидерство в группе,
структуру эмоциональных отношений, открытость и
доверительность. |
НАЙДИ
СВОЕ МЕСТО
Участникам группы
предлагается без слов немного походить по тому
помещению, в котором проходит встреча,
присмотреться к нему, а затем занять то место,
которое видится каждому сейчас наиболее
комфортным: на полу, на стуле, на столе, лицом в
центр, лицом к стене и т.д. Эта процедура проходит
также без слов. Хорошо, если это упражнение
удастся провести в темноте или полусумраке.
Затем ведущий предлагает осмотреться, соотнести
свою позицию с размещением других людей и при
желании поменять свое положение или обратиться к
кому-то с просьбой переместиться в пространстве.
Упражнение заканчивается, когда все заняли те
места, которые им нравятся, и отказываются менять
их по просьбе других участников.
В конце обязательно проводится обсуждение.
Упражнение выявляет уровень сплоченности,
открытости отношений, готовности членов группы к
взаимоподдержке. |
|