Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2000

НОВОСТИ-2000

БЕЛГОРОД

Психологи Областного центра психолого-педагогической помощи детям завершили работу в летних оздоровительных лагерях

Банальная, но актуальная истина: подростковый возраст — время поисков себя, своего места в жизни, время проб и ошибок. Наиболее характерными и особенно опасными факторами риска в этом возрасте являются первые попытки приобщиться к курению, к алкогольным напиткам, к наркотикам. Дети, подростки и молодежь экспериментируют с психоактивными веществами, несмотря на многочисленные предупреждения и предостережения взрослых, и зачастую переоценивают свои личные возможности.
Специалисты центра психолого-педагогической помощи детям Управления образования администрации Белгородской области апробируют новые формы и методы работы с детьми и подростками в области антинаркотической пропаганды.
Одна из таких форм — работа с детьми разных возрастных групп в летних оздоровительных лагерях. Во время летних каникул бригада психологов центра неоднократно выезжала в районы по заявкам руководителей оздоровительных лагерей (информация о возможности работы такой бригады была предоставлена руководителям заранее). Основная задача таких поездок — дать детям знания о здоровом образе жизни, сформировать соответствующие привычки. При этом психологи понимали, что главная опасность — показаться скучными и неинтересными, да еще в прекрасное время летнего отдыха. Поэтому они приложили максимум усилий, чтобы сделать профилактическую программу живой и занимательной. Для этого использовались различные формы: диспуты и «круглые столы», деловые игры и анкетирование, конкурсы антирекламы. Были и лирические отступления.
Показателем эффективности работы выездной бригады стал тот факт, что руководители оздоровительных лагерей, видя искреннюю заинтересованность ребят, пригласили наших специалистов повторно, но уже в другую лагерную смену. Сами же психологи считают, что главный итог подобных мероприятий — это осознание детьми ответственности за сохранение здоровья, это желание как можно больше узнать о здоровом образе жизни и умение говорить «нет» опасным соблазнам, разрушающим судьбы людей.

Светлана КАЛАНЦЕВА,
Белгородский областной центр психолого-педагогической помощи детям
Тел.: (0722) 32-6854, 27-46-35

МАГНИТОГОРСК

Летняя пора для педагогов-психологов Городского центра школьной психологической службы была не менее напряженной, чем учебный год

Не секрет, что количество детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и коррекции, растет ежегодно. По мнению работников центра, это обусловлено рядом факторов: травмирующим воздействием окружающей среды, физическими и психологическими перегрузками учащихся, неумеренностью требований к ним со стороны педагогов, ростом социальных аномалий, потерей нравственных ориентиров.
Летом в центре занимались разработкой городской программы развития службы практической психологии образования на 2000—2005 годы. Программа разрабатывалась на основе Федеральной программы развития образования и Типового положения о службе практической психологии образования.
Согласно разработанной программе, деятельность нашего центра была четко структурирована. При определении новой структуры работники опирались на опыт психологического центра Юго-Западного округа г. Москвы. Его руководитель Екатерина Бурмистрова в мае была в Магнитогорске. Ее советы были для нас неоценимы.
Теперь в центре работают три отдела: отдел квалифицированной психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса, отдел работы с образовательными учреждениями и аналитико-диагностический отдел.
В первом из названных отделов практикующие психологи будут работать по различным направлениям, в том числе и по такому новому для города и нетрадиционному, как «Образовательная кинесиология».
Педагоги-психологи отдела работы с образовательными учреждениями призваны не только оказывать методическую помощь педагогам-психологам образовательных учреждений, но и заниматься практической деятельностью, используя собственные профессиональные программы. Упор делается на работу с подростками: им будет оказываться содействие в реализации их интересов и потребностей. Работа по психологической реабилитации будет проводиться с теми, кто оказался в кризисных житейских ситуациях. Важное направление этого отдела — профилактика социальной дезадаптации детей и подростков.
Городское управление образованием поручило центру в новом учебном году сформировать банк данных об уровне и особенностях психологического развития детей и подростков образовательных учреждений города. Создание этой базы данных будет основываться на новых информационных технологиях, разработанных под руководством заведующего кафедрой Челябинского государственного пединститута Д.Ш. Матроса.

Людмила БОРИЧЕВСКАЯ,
Магнитогорский городской центр службы практической психологии образования
Тел.: (3511) 34-01-54

ОМСК

Городская психологическая служба провела набор детей в группы развития специализированного детского сада

Тамара Федотова и возглавляемая ею городская психологическая служба полны творческих планов

В нашей стране многие учреждения, и не только образовательные, занимают помещения бывших детских садов. Омская городская психологическая служба этим летом тоже получила в свое распоряжение целое здание, где раньше находился детский сад. Но прежних хозяев здесь решили не выгонять, а лишь реорганизовать их работу.
Руководитель службы Тамара Федотова объясняет такое необычное решение не только желанием сохранить группы дошкольников. Служба получит уникальную возможность апробировать коррекционные и развивающие программы, прежде чем рекомендовать их к широкому внедрению. Кроме того, те дети, по которым городская ПМПК затрудняется выдать определенное заключение, тоже смогут посещать специальную группу. Специалисты ПМПК тем самым получат возможность продолжить и уточнить свои наблюдения.
К настоящему моменту завершен набор в две развивающие группы: для 3—4-летних и для 5—6-летних детей. Формирование специализированной группы продолжается.
Естественно, работа городской психологической службы этим не ограничивается. В ста шестидесяти школах Омска насчитывается около двухсот психологов, немногим более чем за год служба сумела организовать их в профессиональное сообщество. За основу работы взята модель сопровождения Марины Битяновой, кстати, постоянного автора «Школьного психолога».
Приоритеты дальнейшей деятельности служба видит в согласовании усилий всех специалистов для решения главной задачи: создания условий для полноценного психологического развития каждого ребенка.

Омская городская психологическая служба
Тел.: (3812) 56-53-42

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МЕДЛАБ». Компания «МЕДЛАБ» предлагает по выгодной цене купить медицинское и лабораторное оборудование от ведущих отечественных и зарубежных производителей. Посетив официальный сайт компании «МЕДЛАБ», который располагается по адресу http://medlab.ua/, Вы сможете ознакомиться с каталогом предлагаемой продукции. Подробное описание товара и отзывы других покупателей помогут определиться с выбором заказа, а низкие цены и доставка в любой регион Украины, позволят сэкономить Ваши деньги и время.