Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2000

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ВОЛШЕБСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Как не потерять его при преподавании в школе: приглашение к дискуссии

В последние годы появилось несколько учебников по психологии и для младших школьников, и для подростков, и для старшеклассников (хотя, напомним, такого предмета в школьной программе пока нет). Лично у меня не вызывает сомнений необходимость введения курса психологии — и не только в старших, как считают некоторые специалисты, но и во всех классах школы, начиная с первого. Представляется, что психологические знания должны быть доступны детям и в буквальном смысле пропитывать образовательную среду и жизнь ребят.

Подобные идеи не новы: сходной позиции придерживаются такие авторитетные психологи, как И.В. Дубровина, Е.А. Климов, А.А. Реан (кстати, все они — авторы недавно вышедших из печати учебников по психологии для школьников).

Несмотря на солидарность с этими уважаемыми людьми и признанными профессионалами, я должен сформулировать простой и очень важный вопрос: зачем? С какой целью создаются учебники еще по одному школьному предмету? Ведь стало уже общим местом говорить о бессмысленной перегруженности школьной программы.

Я убежден, что только ответив на вопрос о целях преподавания психологии, можно перейти к поискам наиболее приемлемых форм преподнесения психологических знаний школьникам.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И АСТЕРОИДЫ

Возможен вариант, что основными целями психологии как школьного предмета будут: усвоение определенного объема знаний и формирование некоторого набора навыков и умений (по типу «уметь оперировать основными психологическими понятиями» или «уметь определять важнейшие эмоции на схематическом изображении»). Я такой вариант не принимаю. Увольте! Подобной психологии в школе видеть не хочется.

На самом деле, как-то жутковато представлять стоящего у доски отрока, судорожно ловящего подсказки одноклассников на вопрос о типах и процессах памяти. У него, вот беда, память подкачала, того гляди пару влепят... Но ему и в голову не приходит, что материал этого скучного предмета можно использовать для помощи самому себе. А почему не приходит? Да потому что психология является для него таким же предметом, как и все остальные, содержание которых так же далеко от его реальной жизни, как столкновение астероидов в созвездии Гончих Псов.

Или, может быть, на уроках психологии мы будем ставить «тройки» за неадекватную самооценку и «пятерки» за четко воспроизведенные собственные личностные качества, полученные при самотестировании?

Думается, что при введении такого школьного предмета конкурс на психологические факультеты вузов резко сократится. Пока еще многим подросткам и старшеклассникам психология интересна. Боюсь, что с ней произойдет та же метаморфоза, что и с литературой, когда она воспринимается ребятами как учебный предмет (может быть, современные тинейджеры с упоением бы зачитывались «Мастером и Маргаритой», если бы роман не включили в школьную программу...).

О ДУШЕ БЕЗ ДУШИ

Не должна становиться психология — самая увлекательная из наук (где все — про тебя!) — очередным обязательным уроком, на котором строгий педагог будет жестко спрашивать за невыученное определение. Нельзя превращать знание о внутреннем мире человека в материал, подлежащий обязательному усвоению — наподобие таблицы умножения.

Почему нельзя? Потому что животворное содержание этой области науки (искусства?) исчезнет под гнетом дидактических принципов. Вспомним, как часто исчезает волшебство психологической науки в процессе преподавания ее в вузе. Недаром одна из известнейших исследователей, доктор психологических наук, автор многих книг, постоянно работающая психологом в школе, на одном из семинаров призналась, что никогда не сможет преподавать в университете, «потому что там надо ставить отметки»...

Рассматриваемая проблема, собственно, является отголоском, а точнее, прямым следствием переживаемого сегодня системного кризиса психологии как науки. Одно из проявлений этого кризиса состоит в том, что психология, ставшая по сути естественной наукой, потеряла возможность понимать душевную жизнь в ее естественности и единстве проявлений. Психология оказалась «учением о душе без души».

Сейчас об этой проблеме говорят Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и многие другие психологи. Об этом в начале двадцатого века писал Виктор Дильтей. Еще раньше образно поднял эту проблему И.-В. Гете в бессмертном «Фаусте» (перевод Н. Холодковского):

Живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нем познанье получить,
Ученый прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!

ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ

Но как же тогда быть с психологией в школе? У меня нет четкого ответа. Могу только предположить, что, по-видимому, курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам (не будем забывать, что не все они станут в дальнейшем профессиональными психологами).

Содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма — быть приемлемой для эффективной практической работы. Почему бы не преподносить психологические знания, например, через систему специальных обучающих тренингов? При таком подходе психология в школе будет способствовать психическому и личностному развитию детей. Эта цель представляется более привлекательной, чем бездумное усвоение детьми академических знаний.

Как известно, обучение всегда есть процесс передачи учителем ученику смыслов и ценностей. Думается, что именно через психологию — пожалуй, в не меньшей степени, чем через литературу — может и должно идти вхождение ребят в мир ценностей. При этом речь идет не об абстрактных «общечеловеческих ценностях», а о тех, которые явно или неявно представлены практически в любой психологической теории.

Кроме того, психолог, способный вести с детьми откровенный (интимный!) разговор об их внутреннем мире, о душе, с неизбежностью привносит в процесс взаимодействия собственные ценности и смыслы, через призму которых рассматривает конкретные психологические знания. Получается, что не сами по себе знания, а особое ценностное отношение к этим знаниям становится предметом осмысления на занятиях. Может быть, именно в этом и должна быть главная цель введения психологии в школе? Может быть, через принятие ценностей психолога и ценностей психологии (порядок тут не важен, поскольку почти всегда эти ценности совпадают) будет формироваться особая психологическая культура учащихся, которая поможет им жить среди людей?

Возможна еще одна цель введения психологии в школе. Через содержание психологии как науки, искусства и практики жизни школьник может прийти к осознанию содержания собственного внутреннего мира, к осознанию самости. При этом психолог должен выполнять не функции лидера и вожака, точно знающего, куда идти, и уж, конечно, не конвоира, подгоняющего понурых арестантов, а функции проводника, который предоставляет, когда нужно, необходимую информацию. Иными словами, психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно-научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной.

КАКИМ БЫТЬ УЧЕБНИКУ?

Ну а теперь поговорим о том, каким должен быть учебник по психологии для школьников. Каковы самые общие требования к нему?

Традиционность стиля, формы и содержания учебника не привлечет, как мне кажется, юного читателя. По-моему, ни в коем случае материал в школьных учебниках нельзя подавать по аналогии с типичными, традиционными вузовскими учебниками, слегка только облегчив и оживив стиль изложения. К сожалению, практически все имеющиеся к сегодняшнему дню учебники психологии, написанные для школьников, страдают этим недостатком. Думается, что настало время новых учебников — и для старшеклассников, и для студентов вузов.

Азбука такой науки, как психология, должна быть необычной, яркой, захватывающей, парадоксальной. Может быть, ее следует преподносить как фейерверк сказок, историй, приключений, загадок и тайн? Во всяком случае, форма учебника по психологии должна отличаться неклассичностью. Вместе с тем, всякий учебник должен иметь определенный внутренний «стержень» — какую-то центральную концептуальную идею, которая скрепляла бы и объединяла весь материал. Такой идеей, возможно, могла бы стать помощь в самоисследовании и саморазвитии, в повышении уровня самосознания.

Думаю, что создать такой учебник может только по-настоящему талантливый писатель, знающий литературные произведения и способный преподнести психологические знания ярко, доступно, компактно. Использование примеров из литературной классики особенно важно: цитаты и анализ художественных произведений могут стать «мостиком», связывающим материал науки с внутренним миром школьника.

На самом деле проблема преподавания психологии не решена и на вузовском уровне: до сих пор, например, нет у нас в стране по-настоящему хорошего учебника по общей психологии. Да и вся система подготовки профессиональных психологов не устраивает многих специалистов. Так стоит ли транслировать нерешенные проблемы высшей школы в общеобразовательную?

Я хочу призвать всех заинтересованных читателей подумать о том, какой все-таки должна быть психология для школьников, как сохранить живую душу в науке о душе.

На последней странице этого номера приводится анкета. Ответы на нее вы можете присылать в редакцию «Школьного психолога», они станут основой для продолжения разговора на эту тему. Не забудьте поставить на конверте пометку «Уроки психологии».

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «funcalls». Посетив сайт проекта «funcalls», который располагается по адресу http://www.funcalls.ru/, Вы сможете заказать именные поздравления с Днем Рождения на мобильный телефон. А так же к Вашим услугам большой выбор оригинальных смс и голосовых открыток с шутками и розыгрышами, для друзей, коллег и родственников, признания в любви, стихи, тосты, афоризмы, и многое другое.