Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2000

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

СВОЕ МЕСТО В КОМАНДЕ

В преддверии нового учебного года мы побеседовали о планах и перспективах психологической службы образования с начальником Управления специального образования Министерства образования РФ Дмитрием Степановичем ШИЛОВЫМ

Какие приоритетные задачи ставит перед собой ваше управление?

В области практической психологии образования главная задача нашего управления в этом году — нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение деятельности психологической службы. Мы и раньше выдвигали эту задачу на первый план, но не смогли, наверное, так обеспечить ее решение, чтобы это было действительно заметно.
Здесь необходимы определенные приоритеты. Сейчас наиболее целесообразным мы считаем обеспечение нормальной работы тех образовательных учреждений, которые по положению о службе практической психологии образования находятся на уровне специализированной помощи. Это центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Общеминистерская программа «Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» предусматривает важные мероприятия, связанные с их деятельностью. По сути дела, речь идет о создании программно-методической и нормативно-правовой базы деятельности таких центров.

Давайте попробуем расшифровать, что за этим стоит...

Программно-методическое обеспечение предполагает разработку программ того, что центр должен делать. А центры — разные, даже названия у всех разные: психолого-педагогические, медико-психологические, социально-диагностические и множество других вариантов. У каждого центра свой «крен» в зависимости от конкретной ситуации и от актуальных проблем региона. Поэтому и программы нужны конкретные, в которых был бы сделан акцент на проблемы той популяции, с которой работает центр.

То есть получается, что должно быть много разных программ?

Вот об этом и речь. Это, кстати, следует из результатов мониторинга, который проводил один из главных наших разработчиков — Центр «ДАР» имени Выготского. Более того, программы должны быть вариативны, потому что не может быть одной программы для всех. Все это усложняет задачу их разработки, но я думаю, что мы с ней справимся.

Как планируется последовательность разработки и внедрения?

Конкурсная заявка, определение тематики, мониторинг, разработка и апробация. Все это предусмотрено в проектном задании.
Затем, естественно, производится выбор экспериментальных площадок, на базе которых проходит апробация. После этого программа дорабатывается, и выпускаются рекомендации по ее реализации.
Работа, как видите, большая, поэтому она займет больше времени, чем всем хотелось бы, но ничего не поделаешь — всему должно быть уделено достаточно времени и внимания. Поэтому в текущем учебном году завершится только разработка программ, и уже потом за ней последует апробация.

То есть все программы будут разработаны в этом году? Сколько их, кстати?

Сейчас я не берусь сказать, сколько их все-таки получится, ибо пока процесс только начался. Но полагаю, что их будет не очень много — только по основным профилям деятельности центра с учетом его названия.
Вот, кстати, одна из программ уже готова и сейчас проходит стадию оценки. Это программа «Приобщение подростков к здоровому образу жизни» для ППМС-центров. Она сделана в форме методических рекомендаций для специалистов образовательных учреждений, которые занимаются с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основной акцент программы — на формирование здорового образа жизни, на обучение здоровью, на формирование мотивации сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Какие еще программы планируется разработать?

Например, в работе находится программа оказания помощи психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений. Положение об этих консилиумах разработано, принято и направлено во все субъекты федерации (и будет опубликовано в следующем номере «Школьного психолога». — Ред.). Правда, теперь нужна помощь в организации работы этих консилиумов в образовательных учреждениях. Это тоже планируется.
А вот подготовка документов, связанных с психолого-медико-педагогическими комиссиями, задерживается. Нам связывает руки неудачная формулировка в Законе «об образовании» — психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссия. На наш взгляд, союз «и» тут неуместен, комиссия должна быть единой. Поправка к закону подготовлена, но когда она будет принята — неизвестно.

Перейдем теперь к нормативно-правовой базе ППМС-центров. Какие здесь планируются документы?

Сегодня у центров практически ничего нет, кроме положения о центрах. Но все его пункты должны быть соответствующим образом прокомментированы и расшифрованы в нормативных документах.
Например, нужно четко прописать содержание деятельности и функциональные обязанности разных специалистов. Задача непростая, потому что медицинский работник — это одно, психолог — другое, социальный педагог — третье, и хотя они работают вместе, но функционал у каждого свой.
Еще одна проблема, которая требует решения, — это вопросы правовой защиты и финансового обеспечения самих специалистов. Даже при переходе специалиста из образовательного учреждения в центр до сих пор возникают проблемы. Минтруд получил наши предложения по этому поводу, но пока не торопится их реализовать.

Есть ли предположения, какие нормативно-правовые документы могут быть приняты в этом учебном году?

За год ждать новых документов, которые вступили бы в юридическую силу, не приходится. Так быстро они не могут быть приняты. Они могут быть только разработаны в виде проектов. Список же разрабатываемых документов утвержден.

То, что вы рассказали, относится прежде всего к центрам. Это важное связующее, даже цементирующее звено в психологической службе образования, но все-таки не единственное. Что нового ждет тех читателей нашего еженедельника, которые работают в школах, детских садах, общеобразовательных учреждениях?

Мы определили целый комплекс мероприятий на 2001 год. Прежде всего, мы планируем разработать критерии оценки эффективности деятельности психологической службы, а также научно-методические основы управления деятельностью практических психологов учреждений образования.
В последнее время Министерство образования очень большое внимание уделяло процессу аттестации как педагогических кадров, так и образовательных учреждений. Поскольку центры — это тоже образовательные учреждения, то мы разрабатываем нормативное научно-методическое обеспечение аттестации и сертификации ППМС-центров в системе образования через процедуры лицензирования и аттестации.

Оценка эффективности деятельности — один из самых сложных вопросов
в работе психологической службы. Разрабатываемые критерии будут касаться оценки работы учреждения, службы или конкретного специалиста?

И учреждения, и службы, и работников.

А для аттестации на квалификационную категорию тоже появятся какие-то четкие критерии?

Безусловно. На это мы тоже замахнулись, правда, здесь сроки более поздние — 2001–2002 годы, но все равно когда-то надо это сделать.

Что еще в планах?

Отдельная важная тема — ранняя диагностика и раннее вмешательство. Созданный недавно Центр ранней диагностики разрабатывает программу создания системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. Также до конца этого года должна быть разработана модель единой системы раннего выявления отклонений в развитии и их коррекции.
Вместе с тем готовится методическое обеспечение коррекционной помощи таким детям и создание службы помощи семье, ибо без участия семьи раннюю коррекцию будет просто невозможно провести.
А вот Красноярский университет, например, заявил такую тему «Разработка компьютерной технологии психолого-педагогической диагностики детей   6–9-летнего возраста». Тогда у нас замкнется цепочка от ранней диагностики к диагностике дошкольной, а затем и диагностике младших школьников. Мы сможем наблюдать за ребенком в динамике, отслеживать его развитие и помогать, осуществляя коррекцию по ходу этого комплексного динамического сопровождения.

Но когда появятся меняющиеся во времени диагностические результаты, то встанет вопрос о разработке программ коррекции и сопровождения
в зависимости от результатов этой самой диагностики...

Безусловно. Это есть в будущих планах министерства и, в частности, нашего управления.
Хотел бы сказать, что в этом году очень удачно подошли к планированию научных разработок, ибо где-то 30% средств выделены непосредственно управлению министерства, и мы сами определяем те мероприятия, которые считаем первоочередными.

А остальные 70%?

Они пойдут на реализацию программ, прошедших открытый конкурс. Такой конкурс очень важен, ибо сегодня инновации рождает практика. А поддержка этих инноваций — это уже наше дело.

Когда будет объявлен конкурс?

Это будет ориентировочно 29 сентября в одной из газет.

А читатели «Школьного психолога» смогут принять участие в конкурсе по соответствующей проблематике?

Если редакция предоставит нам такую возможность, мы с удовольствием используем страницы «Школьного психолога» для публикации тех тем, которые касаются его читателей.

Дмитрий Степанович, что нового в содержательном плане ждет психологическую службу и школьных психологов в начавшемся учебном году?

Сегодня нет важнее проблемы, чем здоровье учащихся и воспитанников. Каждый специалист, работающий в образовательном учреждении, должен найти свое место в решении этой проблемы. Здесь поле деятельности для всех, и каждый может найти свою нишу.
Проблема ниши здесь встанет острейшим образом, поскольку предмет деятельности психологической службы на этом поле на данный момент не очерчен. Мне кажется, тут важно, соблюдя общие приоритеты, не потерять собственного предмета. Все должны заниматься общим делом, но и каждый должен заниматься своим. Вот это сочетание следует соблюдать.
В нескольких статьях Закона «об образовании» подчеркнуто, что за здоровье учащихся отвечает руководитель образовательного учреждения. Такая ответственность на него возложена, но санкции за неисполнение не прописаны, и в реальности руководитель часто обращает недостаточно внимания на эту проблему. Поэтому в школе должна быть какая-то структура, которая бы непосредственно содействовала сохранению здоровья детей.
И такой структурой станет Центр содействия здоровью, примерное положение о котором недавно утверждено приказом министра (см. внизу. — Ред.). В положении четко прописаны цели, задачи и основные направления деятельности центра, организация его деятельности, какие специалисты включаются в этот центр, чем они должны заниматься.

Какова, по-вашему, роль психологической службы и школьного психолога в обеспечении здоровья учащихся? Что здесь может сделать психолог, сохраняя специфику своей деятельности?

Психологическая служба и школьный психолог должны обеспечить создание комфортной обстановки для обучающихся. Укрепление здоровья — это не их прямая задача, но задача всей команды специалистов, работающих в образовательном учреждении. Ведь и медицинская служба образовательного учреждения не столько лечит, сколько ведет профилактическую работу. А вот как ее вести, как доходчиво донести необходимые знания? Медик не всегда сможет с этим справиться. Здесь нужны и педагоги, и психологи.
Выстраивание всего режима школьной жизни вплоть до формирования расписания должно проводиться с участием психологов. Ведь у нас сегодня какая-то часть детей «выплескивается» из школы только по той причине, что учитель не смог найти нужную ноту, тембр, контакт с ребенком. А проблема коммуникации учителя с учеником — чисто психологическая.

Но ведь учителя мало убедить, его еще надо научить. А это гораздо более сложная задача...

Она может реализоваться через разного рода семинары, тренинги. То же относится к профилактике наркомании и токсикомании, табакокурения, алкоголизма. Учителя и этому никто не учит.
Но какие бы задачи ни ставились перед школой и перед службами обеспечения и сопровождения, психологическая служба должна сохранять свой предмет и свою специфику в рамках этой общей задачи.

Проблема со здоровьем детей в школе в огромной степени связана с травмирующим воздействием самой школы. Двадцать учителей травмируют, а один учит здоровью — это путь явно непродуктивный. Как это противоречие будет сниматься? Какова здесь может быть роль психологической службы?

Любой специалист, работающий в команде, видит свою нишу, о чем я уже говорил. Здесь ниша психолога очевидна: работа с семьей, с учителем, с педагогическим коллективом, проведение тренингов, непосредственная работа с обучающимися, влияние на формирование расписания. Все это ведь тоже психолога касается. И если это грамотный специалист, он сразу видит огрехи.

Будет ли в каких-то нормативных документах, касающихся обеспечения здоровья школьников, упомянуто о том, что такие-то вопросы должны решаться с учетом мнения психологов?

При формировании функциональных обязанностей это будет учтено.

Чьих функциональных обязанностей?

Психолога.

А что тогда обяжет других специалистов обращаться к психологу? Например, учителя в случае проблем
в классе или завуча в случае проблем с расписанием...

Что обяжет? Документ нужен, конечно.

Такой документ планируется?

Мы пока идем по пути выстраивания документов для психологической службы и социальных педагогов. Но при этом я и мои коллеги ведем линию на интеграцию, на комплексное взаимодействие, на создание бригады специалистов, понимающих друг друга, знающих дело и свои обязанности в этом общем деле.

У нас обычно строительство начинается с расчистки строительной площадки. Нет ли опасности, что при строительстве этой интегральной службы будет потеряно то полезное, что многими годами и многими тысячами людей наработано в рамках становления психологической службы?

Такой опасности нет. Фактически можно говорить о том, что эта интегральная служба складывается как бы вокруг психологической, поскольку в ней задает тон психолог. Возможности социального педагога связаны с семьей, со всем, что с ребенком происходит за пределами школы. Учитель «зациклен» прежде всего на преподавательской деятельности. У логопедов и дефектологов задачи вообще специфические.
А у психолога есть возможности, есть соответствующие знания, и он методологически подготовлен к подобного рода командной работе.

Беседовал Марк САРТАН
Управление специального образования Министерства образования РФ
Тел.: (095) 923-35-15

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Lalak». Воспользовавшись предложением интернет магазина «Lalak», Вы сможете по выгодной цене купить шеллак для ногтей, и жидкость для снятия shellac. Посетив сайт интернет магазина «Lalak», по адресу http://lalak.ru/category/shellak-cnd/, Вы сможете ознакомиться с широким ассортиментом покрытия для ногтей шеллак, а подробное описание товара и фотографии лака помогут определиться с выбором покупки. Низкие цены, различные способы оплаты, доставки по Москве и всей России, делают покупку через интернет магазин «Lalak» простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и время.