ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ
В прошлом году в «Школьном психологе»
была опубликована статья кандидата
психологических наук Марины Битяновой «С чего
начать?» (№ 40, 1999). Эта статья помогла мне
организовать работу, установить контакты с
детьми, выбрать пути взаимодействия с
педагогическим коллективом.
Как утверждает М. Битянова, выбор направлений
и форм работы психолога в школе зависит, главным
образом, от двух условий: первое —
«администрация берет психолога для выполнения
определенного заказа», второе — «психологу
предоставляется возможность самому искать в
школе «экологическую нишу».
Для начинающего психолога вариант «заказа от
администрации школы» более предпочтителен, так
как, с одной стороны, есть от чего оттолкнуться, а
с другой — по содержанию заказа психолог может
увидеть, какие приоритеты в психологической
работе с детьми выделяет администрация и
педагогический коллектив школы.
Какие бы направления работы ни выбрал психолог,
важно, чтобы уже на начальном этапе программа его
действий отвечала задачам полноценного
психологического сопровождения детей. Эти
задачи конкретизируются в таких видах работы,
как профилактика различных отклонений,
коррекция и развитие отдельных сторон личности
ребенка.
По заказу администрации школы я приступила к
работе с детьми классов
коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Большая часть времени была посвящена изучению
познавательной сферы младших школьников,
обучающихся по системе КРО.
Ниже я предлагаю вашему вниманию план основных
направлений моей работы, бланк индивидуального
психологического представления, перечень
диагностических методик (см. приложение).
Особо следует отметить, что всю работу
необходимо проводить в тесной взаимосвязи с
учителями, классными руководителями и
родителями. В моем случае педагоги и родители
охотно шли на контакт с психологом и оказывали
всяческое содействие в работе.
Завершив начальный этап своей работы, я
внимательно проанализировала содержание и объем
проделанного и решила, что в перспективный план
могут войти следующие пункты:
— проведение
коррекционно-развивающей работы с детьми;
— организация тренинговых групп по развитию у
детей познавательно-мотивационной сферы;
— диагностика личностно-мотивационной сферы;
— составление специализированной программы
занятий в системе коррекционно-развивающего
обучения;
— проведение занятий в системе
коррекционно-развивающего обучения;
— «отслеживание» динамики индивидуального
развития ребенка.
О.А. СТЕПАНОВА,
психолог средней школы № 64, г. Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ
1. Комплексное исследование
познавательной сферы детей первого и второго
классов:
— выявление интеллектуального уровня,
состояния эмоционально-волевой сферы;
— диагностика развития психических функций:
мыслительных операций (анализа, обобщения,
сравнения, аналогии, классификации и др.), памяти
(кратковременной, отсроченной, слуховой,
зрительной), внимания (объема, распределения,
устойчивости, способности к быстрому
переключению), восприятия (слухового,
зрительного, целостности, фрагментарности).
2. Составление индивидуальных
психологических представлений на каждого
ребенка.
3. Составление обобщенной характеристики
познавательной сферы учащихся первого и второго
классов.
4. Профилактика отклонений в развитии, поведении
и деятельности детей.
5. Развитие познавательной сферы детей
(проведение комплекса развивающих занятий).
6. Психологическое обследование детей классов
КРО, диагностика задержки психического развития
детей.
7. Коррекционно-развивающая работа с детьми
классов КРО.
8. Индивидуальное консультирование родителей и
педагогов по вопросам коррекции и развития
познавательной сферы детей, обучающихся в
классах КРО.
9. Психолого-педагогическая диагностика школьных
трудностей первоклассников.
10. Психокоррекционная работа со школьниками,
испытывающими трудности в обучении.
11. Диагностика трудностей в обучении
слабоуспевающих детей второго класса.
12. Индивидуальная помощь учащимся первого и
второго классов в преодолении трудностей в
обучении.
13. Диагностика школьной мотивации и адаптации в
первом классе.
14. Диагностика стиля семейного воспитания,
беседа с родителями по результатам тестирования
(выборочно).
15. Психологическое консультирование педагогов.
16. Психологическое консультирование родителей.
17. Обработка результатов диагностики, работа с
документацией, с методическими и инструктивными
материалами.
18. Посещение окружных методических семинаров.
БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Психологическое
представление на ученика________класса_______
Фамилия,
имя___________________________________________________________
возраст_____
1. Мышление
логические операции
_______________________________________________________
конструктивный праксис
___________________________________________________
мыслительный возраст
____________________________________________________
2. Память
кратковременная слуховая
__________________________________________________
кратковременная зрительная
________________________________________________
3. Внимание
объем
_________________________________________________________________
распределение
___________________________________________________________
устойчивость
____________________________________________________________
переключение
___________________________________________________________
4. Восприятие
зрительное _________________________ слуховое
_____________________________
буквенный гнозис
________________________________________________________
5. Моторная ловкость
(мелкая моторика)
________________________________________________________
6. Мотивация учения_____________________________________________________
Дата_________ Подпись ______________
|
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Диагностируемый
показатель |
Психодиагностическая
методика |
Автор
и разработчик методики
автор публикации |
- Мышление
|
- Мыслительный возраст
- Парные аналоги
- Исключение предметов, понятий
|
- Д.Векслер
- М.М.Семаго
- М.М.Семаго
|
- Нарушение пространственной
ориентации и конструктивного праксиса, уровень
обучаемости
|
- "Кубики Кооса"
|
- Модифицированный вариант
методики Кооса
|
- Память кратковременная
слуховая, объем слухоречевого восприятия
|
- "10 слов"
|
- А.Р.Лурия
|
- Память кратковременная
зрительная
|
- "10 картинок"
|
- М.М.Семаго
|
- Внимание
|
- Объем внимания
- Распределение внимания
- "Круги и кресты"
- Устойчивость и переключение
- "Кодирование"
|
- Т.Г.Богданова
- Т.Е.Рыбаков
-
- Пьерон - Рузер
- (нормы по М.П.Кононовой)
|
- Восприятие
-
-
-
-
-
-
- Различение графем
|
- Узнавание фигур
- Узнавание реалистических
изображений
- Устойчивость зрительного
образа
- Узнавание перечеркнутых
изображений
- Фрагментарность и целостность
- "Фигуры Поппельрейтора"
- Узнавание перечеркнутых
изображений
- Буквенный гнозис
|
- Т.Г.Богданова
- А.Р.Лурия
- М.М.Семаго
|
-
-
- Лист 10
-
- Лист 11
-
- Лист 12
- Лист13
|
- Психомоторика
|
- "Графический диктант"
|
- М.В.Гамезо
|
- Произвольность внимания
|
- "Домик"
|
М.В.Гамезо |
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина VALENTO –SHOP. Воспользовавшись предложением интернет магазина VALENTO –SHOP, Вы сможете по выгодной цене купить высококачественное компрессионное белье, послеродовые и послеоперационные бандажи итальянской марки "Валенто", которые помогут корректировать фигуру, ускорят и облегчат восстановительные процессы после родов и операций, а так же способствуют улучшению работы кровеносной системы и сужению вен. Низкие цены и доставка по Москве и всей России, позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени. Посетить интернет магазин VALENTO –SHOP можно по адресу http://www.valento-shop.ru/
ЛИТЕРАТУРА
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как
преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические методики, таблицы.
Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1998.
Битянова М.Р. Организация психологической работы
в школе. М., Совершенство, 1997.
Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной
школе. М., 1998.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика
познавательной сферы ребенка. М.:
Роспедагентство, 1994.
Гамезо М.В. и др. Младший школьник. М., 1995.
Материалы коллегии «О состояниях и перспективах
развития службы практической психологии
образования в РФ». Вестник образования, № 7, 1995.
Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. М., 1998.
Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании. М., 1996.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей
развития познавательной сферы детей дошкольного
и младшего школьного возраста: диагностический
комплект. М., 1999.