Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ

В прошлом году в «Школьном психологе» была опубликована статья кандидата психологических наук Марины Битяновой «С чего начать?» (№ 40, 1999). Эта статья помогла мне организовать работу, установить контакты с детьми, выбрать пути взаимодействия с педагогическим коллективом.
Как утверждает М. Битянова, выбор направлений и форм работы психолога в школе зависит, главным образом, от двух условий: первое — «администрация берет психолога для выполнения определенного заказа», второе — «психологу предоставляется возможность самому искать в школе «экологическую нишу».
Для начинающего психолога вариант «заказа от администрации школы» более предпочтителен, так как, с одной стороны, есть от чего оттолкнуться, а с другой — по содержанию заказа психолог может увидеть, какие приоритеты в психологической работе с детьми выделяет администрация и педагогический коллектив школы.
Какие бы направления работы ни выбрал психолог, важно, чтобы уже на начальном этапе программа его действий отвечала задачам полноценного психологического сопровождения детей. Эти задачи конкретизируются в таких видах работы, как профилактика различных отклонений, коррекция и развитие отдельных сторон личности ребенка.
По заказу администрации школы я приступила к работе с детьми классов коррекционно-развивающего обучения (КРО). Большая часть времени была посвящена изучению познавательной сферы младших школьников, обучающихся по системе КРО.
Ниже я предлагаю вашему вниманию план основных направлений моей работы, бланк индивидуального психологического представления, перечень диагностических методик (см. приложение).
Особо следует отметить, что всю работу необходимо проводить в тесной взаимосвязи с учителями, классными руководителями и родителями. В моем случае педагоги и родители охотно шли на контакт с психологом и оказывали всяческое содействие в работе.
Завершив начальный этап своей работы, я внимательно проанализировала содержание и объем проделанного и решила, что в перспективный план могут войти следующие пункты:

— проведение коррекционно-развивающей работы с детьми;
— организация тренинговых групп по развитию у детей познавательно-мотивационной сферы;
— диагностика личностно-мотивационной сферы;
— составление специализированной программы занятий в системе коррекционно-развивающего обучения;
— проведение занятий в системе коррекционно-развивающего обучения;
— «отслеживание» динамики индивидуального развития ребенка.

О.А. СТЕПАНОВА,
психолог средней школы № 64, г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ

1. Комплексное исследование познавательной сферы детей первого и второго классов:

— выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
— диагностика развития психических функций: мыслительных операций (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.), памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной), внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению), восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

2. Составление индивидуальных психологических представлений на каждого ребенка.
3. Составление обобщенной характеристики познавательной сферы учащихся первого и второго классов.
4. Профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей.
5. Развитие познавательной сферы детей (проведение комплекса развивающих занятий).
6. Психологическое обследование детей классов КРО, диагностика задержки психического развития детей.
7. Коррекционно-развивающая работа с детьми классов КРО.
8. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по вопросам коррекции и развития познавательной сферы детей, обучающихся в классах КРО.
9. Психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников.
10. Психокоррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении.
11. Диагностика трудностей в обучении слабоуспевающих детей второго класса.
12. Индивидуальная помощь учащимся первого и второго классов в преодолении трудностей в обучении.
13. Диагностика школьной мотивации и адаптации в первом классе.
14. Диагностика стиля семейного воспитания, беседа с родителями по результатам тестирования (выборочно).
15. Психологическое консультирование педагогов.
16. Психологическое консультирование родителей.
17. Обработка результатов диагностики, работа с документацией, с методическими и инструктивными материалами.
18. Посещение окружных методических семинаров.

БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Психологическое представление на ученика________класса_______

Фамилия, имя___________________________________________________________

возраст_____

1. Мышление

логические операции _______________________________________________________

конструктивный праксис ___________________________________________________

мыслительный возраст ____________________________________________________

2. Память

кратковременная слуховая __________________________________________________

кратковременная зрительная ________________________________________________

3. Внимание

объем _________________________________________________________________

распределение ___________________________________________________________

устойчивость ____________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________

4. Восприятие

зрительное _________________________ слуховое _____________________________

буквенный гнозис ________________________________________________________

5. Моторная ловкость

(мелкая моторика) ________________________________________________________

6. Мотивация учения_____________________________________________________

Дата_________ Подпись ______________

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Диагностируемый показатель

Психодиагностическая методика

Автор и разработчик методики
автор публикации

Мышление
Мыслительный возраст
Парные аналоги
Исключение предметов, понятий
Д.Векслер
М.М.Семаго
М.М.Семаго
Нарушение пространственной ориентации и конструктивного праксиса, уровень обучаемости
"Кубики Кооса"
Модифицированный вариант методики Кооса
Память кратковременная слуховая, объем слухоречевого восприятия
"10 слов"
А.Р.Лурия
Память кратковременная зрительная
"10 картинок"
М.М.Семаго
Внимание
Объем внимания
Распределение внимания
"Круги и кресты"
Устойчивость и переключение
"Кодирование"
Т.Г.Богданова
Т.Е.Рыбаков
 
Пьерон - Рузер
(нормы по М.П.Кононовой)
Восприятие
 
 
 
 
 
 
Различение графем
Узнавание фигур
Узнавание реалистических изображений
Устойчивость зрительного образа
Узнавание перечеркнутых изображений
Фрагментарность и целостность
"Фигуры Поппельрейтора"
Узнавание перечеркнутых изображений
Буквенный гнозис
Т.Г.Богданова
А.Р.Лурия
М.М.Семаго
 
 
Лист 10
 
Лист 11
 
Лист 12
Лист13
Психомоторика
"Графический диктант"
М.В.Гамезо
Произвольность внимания
"Домик"

М.В.Гамезо


Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина VALENTO –SHOP. Воспользовавшись предложением интернет магазина VALENTO –SHOP, Вы сможете по выгодной цене купить высококачественное компрессионное белье, послеродовые и послеоперационные бандажи итальянской марки "Валенто", которые помогут корректировать фигуру, ускорят и облегчат восстановительные процессы после родов и операций, а так же способствуют улучшению работы кровеносной системы и сужению вен. Низкие цены и доставка по Москве и всей России, позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени. Посетить интернет магазин VALENTO –SHOP можно по адресу http://www.valento-shop.ru/

ЛИТЕРАТУРА

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики, таблицы. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1998.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., Совершенство, 1997.
Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994.
Гамезо М.В. и др. Младший школьник. М., 1995.
Материалы коллегии «О состояниях и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ». Вестник образования, № 7, 1995.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1998.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста: диагностический комплект. М., 1999.