Письмо Министерства образования Российской
Федерации
от 27.03.2000 № 27/901-6
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения
На основании анализа реальной
ситуации психолого-медико-педагогического
сопровождения и в целях обеспечения комплексной
специализированной помощи детям и подросткам с
отклонениями в развитии и/или состояниями
декомпенсации в условиях образовательного
учреждения Министерство образования Российской
Федерации рекомендует:
Довести до сведения руководителей
образовательных учреждений следующие
методические рекомендации:
— о порядке создания и организации
работы психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
(Приложение 1);
— о формах учета деятельности специалистов ПМПк
(Приложение 2).
Провести мониторинг обеспеченности
ПМПк образовательных учреждений региона
специалистами, осуществляющими
психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся, воспитанников, и направить отчет в
адрес Управления специального образования
Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой
форме (Приложение 3).
Обеспечить контроль за созданием, при
наличии соответствующих кадров, ПМПк в
образовательных учреждениях; определить порядок
их взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника и с
психолого-медико-педагогической комиссией
(ПМПК), обслуживающей данную территорию
(Приложение 4).
Организовать работу по повышению
квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.
Заместитель министра
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
О порядке создания
и организации работы
психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк)
образовательного учреждения
1. ПМПк является одной из форм
взаимодействия специалистов образовательного
учреждения, объединяющихся для
психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе
образовательного учреждения любого типа и вида
независимо от организационно-правовой формы
приказом руководителя образовательного
учреждения при наличии соответствующих
специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается
на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в
своей деятельности руководствуется уставом
образовательного учреждения, договором между
образовательным учреждением и родителями
(законными представителями) обучающегося,
воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель
руководителя образовательного учреждения по
учебно-воспитательной работе (председатель
консилиума), учитель или воспитатель дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ),
представляющий ребенка на ПМПк, учителя
(воспитатели ДОУ) с большим опытом работы,
учителя (воспитатели) специальных
(коррекционных) классов/групп, педагог-психолог,
учитель-дефектолог и/или учитель-логопед,
врач-педиатр (невропатолог, психиатр),
медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение
диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя
из реальных возможностей образовательного
учреждения и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья
обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного
учреждения являются:
— выявление и ранняя (с первых дней
пребывания ребенка в образовательном
учреждении) диагностика отклонений в развитии
и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических,
интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов;
— выявление резервных возможностей
развития;
— определение характера,
продолжительности и эффективности специальной
(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в
данном образовательном учреждении возможностей;
— подготовка и ведение документации,
отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, уровень школьной
успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк,
выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с реальным запросом на
обследование детей с отклонениями в развитии
и/или состояниями декомпенсации. Специалистам
может быть установлена доплата за увеличение
объема работ, размер которой в соответствии со
ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об
образовании» определяется образовательным
учреждением самостоятельно. С этой целью
необходимые ассигнования для оплаты труда
специалистов за работу в составе ПМПк следует
планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами
ПМПк осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или сотрудников
образовательного учреждения с согласия
родителей (законных представителей) на основании
договора между образовательным учреждением и
родителями (законными представителями)
обучающихся, воспитанников. Медицинский
работник, представляющий интересы ребенка в
образовательном учреждении, при наличии
показаний и с согласия родителей (законных
представителей) направляет ребенка в детскую
поликлинику.
10. Обследование проводится каждым
специалистом ПМПк индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизической нагрузки на
ребенка.
11. По данным обследования каждым
специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются
результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное
заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения
образования (в рамках возможностей, имеющихся в
данном образовательном учреждении)
осуществляется по заключению ПМПк и заявлению
родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном
образовательном учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а также при
необходимости углубленной диагностики и/или
разрешения конфликтных и спорных вопросов
специалисты ПМПк рекомендуют родителям
(законным представителям) обратиться в
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на
плановые и внеплановые и проводятся под
руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк
определяется реальным запросом
образовательного учреждения на комплексное,
всестороннее обсуждение проблем детей с
отклонениями в развитии и/или состояниями
декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже
одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в
известность родителей (законных представителей)
и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения
проблемы ребенка и организует подготовку и
проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и
последующей реализации рекомендаций ребенку
назначается ведущий специалист: учитель и/или
классный руководитель, воспитатель Доу или
другой специалист, проводящий
коррекционно-развивающее обучение или
внеурочную специальную (коррекционную) работу.
Ведущий специалист отслеживает динамику
развития ребенка и эффективность оказываемой
ему помощи и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий
специалист, а также все специалисты,
участвовавшие в обследовании и/или
коррекционной работе с ребенком, представляют
заключения на ребенка и рекомендации.
Коллегиальное заключение ПМПк содержит
обобщенную характеристику структуры
психофизического развития ребенка (без указания
диагноза) и программу специальной
(коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации
специалистов; подписывается председателем и
всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов,
коллегиальное заключение ПМПк доводятся до
сведения родителей (законных представителей) в
доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка в ПМПК копия
коллегиального заключения ПМПк выдается
родителям (законным представителям) на руки или
направляется по почте, копии заключений
специалистов направляются только по почте или
сопровождаются представителем ПМПк. В другие
учреждения и организации заключения
специалистов или коллегиальное заключение ПМПк
могут направляться только по официальному
запросу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
О формах учета деятельности специалистов ПМПк
Журнал записи детей на ПМПк
№№
п/п |
Дата,
время |
Ф.И.О.
ребенка |
Дата рождения
(число, месяц, год) |
Пол |
Инициатор
обращения |
Повод
обращения |
График
консультирования
специалистами |
Журнал регистрации заключений и рекомендаций
специалистов и коллегиального заключения и
рекомендаций ПМПк
№№
п/п |
Дата,
время |
Ф.И.О.
ребенка |
Дата рождения
(число, месяц, год) |
Пол |
Проблема |
Заключение
специалиста
или коллегиальное
заключение ПМПк |
Рекомендации |
Специалист
или состав ПМПк |
Карта (папка) развития обучающегося,
воспитанника
Основные блоки
1.
«Вкладыши»:
— педагогическая характеристика;
— выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной
медицинской информации о ребенке медицинская
сестра ПМПк направляет запрос в детскую
поликлинику по месту жительства ребенка. |
2.
Документация специалистов ПМПк (согласно
учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий
возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их
эффективности,
сведений о реализации и эффективности
рекомендаций ПМПк.
|
График плановых заседаний ПМПк
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами,
осуществляющими
психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся, воспитанников
Специалисты |
Количество
ставок по штату |
Фактическое
замещение
(наличие реальных физических лиц) |
Необходимая
потребность |
|
|
штатными
работниками |
работниками
по
совместительству |
|
|
в образовательных
учреждениях |
в том числе в
учреждениях специального образования |
в образовательных
учреждениях |
в том числе в
учреждениях специального образования |
в образовательных
учреждениях |
в том числе в
учреждениях специального образования |
в образовательных
учреждениях |
в том числе в
учреждениях специального образования |
- педагог-психолог
- учитель-дефектолог
- учитель-логопед
- социальный педагог
- врач (указать специальность)
- мед. сестра
- другие специалисты (указать,
какие)
- Итого:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
О порядке взаимодействия ПМПк с родителями
(законными представителями) обучающегося,
воспитанника и с ПМПК
Договор
между образовательным учреждением (в
лице руководителя образовательного учреждения)
и родителями (законными представителями)
обучающегося, воспитанника образовательного
учреждения о его
психолого-медико-педагогическом обследовании и
сопровождении
Руководитель
образовательного учреждения
____________________________________________________
____________________________________________________
(указать фамилию, имя. отчество)подпись_____________
М.П. |
Руководители (законные
представители) обучающегося, воспитанника
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
(указать фамилию, имя, отчество ребенка и
родителей (законных представителей), характер
родственных отношений в соответствии с
паспортными данными)
подпись______________
М.П. |
Информирует родителей
(законных представителей) обучающегося,
воспитанника об условиях его
психолого-медико-педагогического обследования и
сопровождения специалистами ПМПк. |
Выражают согласие (в
случае несогласия договор не подписывается) на
психолого-медико-педагогическое обследование и
сопровождение обучающегося, воспитанника в
соответствии с показаниями, в рамках
профессиональной компетенции и этики
специалистов ПМПк. |
Договор
о взаимодействии
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
и психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются
следующие взаимные обязательства ПМПК (указать
уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.
________________) и ПМПк образовательного учреждения
_______________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк
обязуется:
1. Направлять детей и
подростков с отклонениями в развитии для
обследования на ПМПК в следующих случаях:
— при возникновении
трудностей диагностики;
— в спорных и конфликтных случаях;
— при отсутствии в данном образовательном
учреждении условий для оказания необходимой
специализированной
психолого-медико-педагогической помощи.
2. Информировать ПМПК
соответствующего уровня:
— о количестве детей
в образовательном учреждении, нуждающихся в
специализированной
психолого-медико-педагогической помощи;
— о характере отклонений в развитии детей,
получающих специализированную
психолого-медико-педагогическую помощь в рамках
данного образовательного учреждения;
— об эффективности реализации рекомендаций
ПМПК. |
ПМПК
обязуется:
1. Проводить
своевременное бесплатное обследование детей и
подростков с отклонениями в развитии по
направлению ПМПк образовательного учреждения,
территориально относящегося к данной ПМПК, с
последующим информированием ПМПк о результатах
обследования.
2. Оказывать
методическую помощь, обеспечивать обмен опытом
между специалистами
психолого-медико-педагогических консилиумов
образовательных учреждений, территориально
относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять
динамический контроль за эффективностью
реализации рекомендаций по отношению к детям,
прошедшим обследование на ПМПК, при
необходимости вносить коррективы в
рекомендации.
4. Информировать родителей о
всех имеющихся в стране возможностях оказания
ребенку психолого-медико-педагогической помощи
(с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в
соответствии с выявленными отклонениями в
развитии и индивидуальными особенностями
ребенка. |
Руководитель
образовательного учреждения
____________________(подпись)
Председатель ПМПк
____________________(подпись)
М.П. |
Заведующий ПМПК ____________________(подпись)
М.П. |