Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2000

В СПОРЕ РОЖДАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ

Одна из моих коллег, психолог школы, поделилась недавно своими детскими воспоминаниями: «Я очень хорошо помню свой первый год обучения в средней школе. В начале каждого урока меня охватывали страх и растерянность. Я пыталась вспомнить, что можно и чего нельзя у данного конкретного учителя, за что он ругает больше всего и чем можно заслужить его одобрение. Помню, что мне очень хотелось быть хорошей, но я часто ошибалась со своими прогнозами, попадала впросак. Мне совсем не понравилось учиться в четвертом классе».
Этот эмоциональный рассказ задел за живое всех слушателей, мы погрузились в воспоминания. Кто-то заметил, что ничем ему этот год не запомнился, но большинство поделились воспоминаниями, которые оказались неожиданно яркими и по сей день болезненными для них. Кто-то потерялся и не нашел спортзал; кому-то испачкали портфель, который не стоял теперь себе тихонько у парты в классе, а кочевал по коридорам...

Что может быть важнее детских переживаний? Из них складывается жизнь, формируется будущее. Конечно, для нормального развития нужны разные переживания — сильные и не очень, радостные и неприятные, но я уверена, что нам не нужно увеличивать число негативных чувств у школьников за счет неграмотной, непродуманной организации их жизни в школе.
Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Впрочем, это уже прописные истины для школьного психолога. Тема «преемственности» звучит повсеместно. Решается эта проблема по-разному, но что важно: во многих школах потихонечку выстраивается целая система психолого-педагогической работы по организации жизни детей в период смены социальной ситуации обучения и развития.
Строим такую систему и мы в своей школе.
Мне хотелось бы в этой статье рассказать об одном важном мероприятии, входящем в систему работы негосударственного образовательного учреждения «Экономическая школа-лицей» в пятом классе, — о «круглом столе» для учителей по выработке единых педагогических требований к учащимся пятых классов. Лучшее время для проведения такой работы — конец августа.

«Круглый стол» призван решить проблемы адаптации пятиклассников. Проблемы эти в большинстве своем мелкие и неприметные (для предметников, мыслящих в терминах своих учебных программ и ЗУНов), но в совокупности рождающие Большую Проблему для ребенка. Для участия в работе «круглого стола» приглашаются педагоги пятых классов, часть учителей начальной школы (те, кто будет вести выпускные классы в этом году, «родные» учителя нынешних пятиклассников), завуч, психолог, администрация. Возможно участие школьного врача (по крайней мере, необходима информация о состоянии здоровья детей). Времени для работы должно быть выделено много, желательно 2—2,5 часа.

По итогам обсуждения создается рабочая группа, готовящая перечень важнейших педагогических требований к организации учебного процесса в пятом классе. В нашей школе этот документ называется достаточно формально «Единые педагогические требования к учебной работе учащихся пятых классов». Он вклеивается в дневники всем школьникам, вкладывается в журнал, раздается каждому учителю.
«Круглый стол» обладает рядом «побочных эффектов», среди них — создание рабочего настроя у педагогов.
За несколько дней до проведения этого мероприятия участники получают лист с примерным перечнем вопросов для обсуждения. Он не обязательно должен быть исчерпывающим. Задача несколько иная: дать повод учителям задуматься, показать им, сколько разных аспектов у этой проблемы.
Кроме того, у учителей, ведущих выпускные классы начальной школы, появляется возможность подготовить своих детей к новым требованиям.

Трудно дать конкретные рекомендации по ведению «круглого стола». По сути дела, он представляет собой типовую ситуацию групповой дискуссии. Учителя высказывают свои позиции, ведущий состыковывает их, выявляет противоречия, помогает прийти к соглашению по каждому пункту разногласий.
Помимо того что нужно согласовать точки зрения разных предметников, важно следить за преемственностью требований. Для этого необходимо присутствие учителя, который работал с детьми в начальной школе.
Конечно в среднем звене требования усложняются, становятся более разнообразными, но они должны быть хотя бы частично знакомы детям по опыту обучения в третьем классе. Лучше всего начинать учебный год с предъявления тех требований, к которым дети привыкли, постепенно модифицируя и усложняя их (понятно, что это возможно не во всех ситуациях, но все же...).
Основная «драма» разворачивается в диалогах между учителями-предметниками. Вопросы, которые им казались смешными накануне — сколько клеточек пропускать между видами работ, где именно записывать число, допустимы ли сокращения, — вызывают бурные дебаты, концептуальные и чисто эмоциональные споры, порой — просто скандалы. Ведущему нужно быть к этому готовым.
Как это бывает практически всегда после групповой дискуссии, итоговый документ, родившийся из противоречий и непонимания, более или менее удовлетворяет всех. Он — отражение способности каждого участника дискуссии к компромиссу, решению сложных проблем. Этакая демонстрация коллективной и частной доброй воли.
Но за соблюдением принятых решений нужно строго следить, иначе они будут выполняться учителями не более недели. Поэтому в конце дискуссии, после того как перечислены и утверждены основные пункты будущих «Педагогических требований...», ведущий должен задать важный вопрос: «Кто и как будет контролировать выполнение этих требований?» Несомненно, это решение зависит от конкретного педагогического коллектива. В нашей школе эта обязанность возложена на завуча, заведующих предметными кафедрами и освобожденных воспитателей, которые время от времени обсуждают между собой, как проходит адаптация пятиклассников к новым требованиям и какие возникают проблемы. Контроль должен быть постоянным. Его интенсивность в середине и конце года может снижаться.

И еще один важный момент. Потратив в начале одного из учебных «сезонов» четыре часа на выработку требований, мы решили, что в следующем году (и во все последующие годы) такую работу больше проводить не будем: просто предъявим готовые требования новому педагогическому коллективу. Увы! В следующем году мы поняли, что ошиблись.
Если вы хотите иметь результат, «круглый стол» нужно проводить ежегодно. Вопросы болезненные, и если учитель не прошел сам через их обсуждение, чужие решения кажутся ему неубедительными.
И последнее. Вы можете спросить: «А причем здесь психолог? Работа-то чисто педагогическая». Да, по содержанию работа педагогическая, но организуется она для решения принципиально важной психологической задачи — комплексной адаптации ребенка в среднем звене. Инициатором проведения такого «круглого стола», скорее всего, будет именно психолог. Да и кто же будет его вести? Конечно, если в вашей школе есть грамотный педагог — дока по ведению групповых обсуждений, можете спокойно сидеть в общем кругу. Во всех остальных случаях ваше место — «горячий» стул ведущего.

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук

Сколько клеток должны составлять поля и с какой стороны в тетради они расположены?

Что такое «хороший ответ» у доски? С места? Можно ли снижать оценку за поведение или внешний вид во время ответа?

Что такое «хорошая тетрадь», и какие рекомендации необходимо дать ученикам, которые хотят поддерживать тетради в хорошем состоянии?

В течение какого времени после болезни ученик имеет право на обучение без оценок? Как организуется помощь по ликвидации пробелов?

Можно ли давать домашнее задание на перемене? Задерживать после звонка?

Исправляют ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, орфографические ошибки в тетрадях и снижают ли за это оценку?

Где и каким образом записывается число и вид работы в тетради? Важно ли, сколько клеток (строк) пропущено между различными видами работ?

Какие самостоятельные действия (не оговоренные учителем) разрешены ученику на уроке? Может ли он вставать? Обращаться к соседу по рабочим вопросам?

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина ирригаторов и товаров для ухода за полостью рта «Магазин-ирригаторов.рф». Если Вы хотите по выгодной цене купить высококачественный ирригатор американской марки Waterpik, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «ирригаторы waterpik стоимость», и тратить время на утомительной поиск подходящего предложения. Посетив сайт интернет магазина «Магазин-ирригаторов.рф», Вы найдете большой ассортимент сертифицированных товаров для красоты и здоровья зубов. Консультант магазина поможет подобрать самый подходящий Вам ирригатор, что вместе с низкими ценами и доставкой покупки на дом, делает шоппинг через интернет магазин «Магазин-ирригаторов.рф» простым и удобным, позволяя экономить Ваши деньги и время.