Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2000

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

Продолжение. Начало см. № 34, 2000 г.

ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ
И некоторых понятий

Работу с ребенком целесообразно начинать с выяснения, знает ли он предлоги, обозначающие расположение предметов в пространстве по вертикальной оси (рис. 1, 3, 4). Оценивается правильное владение предлогами и понятиями выше, ниже, на, над, под, снизу, между.
Вначале нужно исследовать понимание предлогов на конкретных предметах. Для этого ребенка просят показать, какие предметы (рис. 4) изображены выше медведя (или любого другого изображения на второй снизу полке), ниже медведя. После этого испытуемый должен показать, что нарисовано над и под медведем, какие игрушки нарисованы на верхней полке, какие — на нижней полке.
Аналогично исследуется понимание предлогов по вертикальной оси на разноцветных геометрических фигурах (рис. 1).


Рис. 1


Рис. 3

Примечание. Тонированные геометрические фигуры, расположенные на листе в горизонтальной плоскости, используются для оценки право-левой ориентировки (см. далее).

Также исследуется употребление предлогов (слов), обозначающих взаиморасположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, исключая право-левую ориентировку.
В данном случае изучается умение ребенка ориентироваться в горизонтальной плоскости, используя понятия ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от (рис. 5).

Рис. 5

Это исследование целесообразно начинать с анализа расположения объемных геометрических фигур (рис. 5), а затем перейти к сюжетной картинке «Звери идут в школу» (рис. 2).

Рис. 2

Далее исследуется возможность ребенка самостоятельно употреблять предлоги и составлять пространственные речевые конструкции.
Примерные вопросы

Где находится машина по отношению к медведю?
Как ты думаешь, где находится елка по отношению к медведю? (рис. 4)
Где находится крест по отношению к кругу? (рис. 5)
Как ты скажешь, где находится ромб по отношению к треугольнику? (рис. 1)

Рис. 4

Далее диагностируется владение понятиями лево, право, слева, справа, левее, правее и т.п. на материале конкретных изображений «Полка с игрушками» (рис. 4), «Звери идут в школу» (рис. 2) и абстрактных изображений (рис. 1). Вначале эти понятия анализируются на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень). Далее исследуется возможность самостоятельного употребления предлогов и составления пространственных речевых конструкций по этим понятиям (экспрессивный уровень).
Примерные вопросы

Скажи, что находится на полке слева от ракеты?
Что находится на полке справа от елки? (рис. 4)
Что находится слева от ромба?
Какие фигуры правее, чем крест? (рис. 1)
Кто из зверей находится левее, чем собака, и правее, чем мышь? (рис. 2)

В таком же ключе исследуются и понятия, характеризующие взаиморасположение объектов при заданном направлении. Анализируются такие понятия, как первый, последний, ближе всего к, дальше всего от, предпоследний, следующий за и т.п. (рис. 1, 2, 4, 5).

Владение ребенком сложными пространственно-речевыми конструкциями оценивается при помощи заданий типа: «Покажи, где перед ящиком бочонок; под бочонком ящик; в ящике бочонок» и т.п. (рис. 6).

Рис. 6

Эти же задания могут быть использованы для анализа понимания пассивных и инвертированных речевых конструкций.

Возрастные особенности
  • Исследование владения данными предлогами и понятиями проводится в логике формирования пространственных представлений и возможности анализа взаиморасположения объектов в онтогенезе.

  • Условно нормативным считается правильное выполнение всех заданий к 6–7-ми годам (за исключением заданий к рис. 6).

  • Владение понятиями, представленными на рис. 6, нормативно должно быть сформировано к 7–8-летнему возрасту.

Наталья СЕМАГО,
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук,
кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО РФ, г. Москва

(Окончание следует)