КОЛЛЕГИ «ВЫ НЕ УМЕЕТЕ ЦЕНИТЬ ТО, ЧТО У ВАС ЕСТЬ...»Деятельность Л.С. Выготского тесно связана с Психологическим институтом, где работали и продолжают работать его ученики и последователи. О вкладе Льва Семеновича в развитие не только отечественной, но и мировой психологической науки, а также об актуальности его идей для современной практической психологии рассказывает Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией научных основ детской и практической психологии Психологического института РАО.Л.С. ВЫГОТСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯОтечественная практическая психология имеет интересную историю. И прежде всего потому, что у ее истоков стояли необычные люди. Среди них наиболее ярко выделяется фигура Л.С. Выготского. Я считаю, что именно его труды и труды его учеников и последователей (Л.И. Божович, А.В. Запорожца, В.Н. Мясищева, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.) стали основой бурного развития психологии в сфере образования. Они создали методологическую базу, которая является фундаментом для практической работы, в том числе и школьных психологов. Если говорить о нашем институте, то мы всегда во всех наших исследованиях опирались на идеи Л.С. Выготского. Это относится и к тому времени, когда практическая психология не была востребована. В 60–70-е годы наш институт находился в системе Академии педагогических наук СССР. Тогда было много «возрастных» лабораторий: дошкольного воспитания, младшего школьного возраста и др. Хотя разговор об индивидуальном подходе к ребенку шел и в то время, все получали образование по одной программе. Перед нами ставили задачу найти у каждого ребенка что-то общее со всеми. На этом фоне своеобразную революцию совершил один из учеников Выготского — Д.Б. Эльконин. Им совместно с В.В. Давыдовым впервые была обозначена проблема развивающего обучения. Эти ученые доказали, что развитие ребенка во многом определяется теми условиями, в которых он растет. Например, если развивать у ребенка теоретическое мышление, то оно и раскроется в большей мере. Ребенок весь открыт для развития. Поэтому составители школьной программы ответственны за судьбу человека. М.И. Лисина и А.В. Запорожец, творчески развивая идеи Л.С. Выготского, доказали, что с самого рождения ребенка ведущей деятельностью (наиболее способствующей развитию) является общение. Даже самый маленький, только что родившийся человечек реагирует на слова и улыбку. В нашей лаборатории, которая не раз меняла свое название (она была лабораторией и психологии личности, и психологии воспитания, и подросткового и старшего школьного возраста), накопилось огромное количество данных, поскольку при институте был свой интернат. Когда же мы давали на их основании рекомендации по развитию ребенка, то они оставались невостребованными: нужно было менять всю систему отношений в школе. Мы всегда говорили о том, что дети очень разные, а нам вменяли в обязанность причесывать всех под одну гребенку. Поэтому с началом перестройки, когда в обществе была востребована практическая психология, началось бурное развитие нашей науки. Оно было подготовлено теми многочисленными исследованиями, которые проводились в научных центрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси и других городов. С появлением вариативного образования директора школ и учителя задумались над тем, какую программу или учебники выбрать. Одновременно возникла проблема подготовки детей к школе. Изучался вопрос: всех ли детей можно учить с шести лет? Тогда мы ездили в Чехословакию, где начинают учить с шести и даже с пяти лет, знакомились с их опытом. Там ориентируются на школьную зрелость, определяемую уровнем созревания мозговых структур ребенка. У нас же все было доведено до абсурда: готовность к школе определялась по наличию соответствующих навыков. Стала меняться и позиция детского сада, где, вместо того чтобы играть с детьми, стали готовить их к школе. Тогда Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина буквально кричали: «Дайте детям доиграть!» Ведь в игре у дошкольника формируется практически все, поскольку в этом возрасте непроизвольность и спонтанность естественны. Когда же мы вводим элементы произвольности, то дети устают. О ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯВсе основные положения возрастной и педагогической психологии, заложенные Л.С. Выготским и его последователями, «работают» и сейчас. Понятия «возраст», «возрастной подход» — центральные для практического психолога. Это неоднократно подчеркивал Лев Семенович. Он, как никто другой, понимал смысл и значение возраста ребенка в общей линии развития, утверждая, что проблема возраста центральная не только для детской психологии, но ключ и ко всем вопросам практики. Возрастной подход у Выготского тесно связан с зоной ближайшего развития. Это, на мой взгляд, одна из самых значимых идей Л.С. Выготского, до конца еще не изученная. Ребенок может формироваться только в сотрудничестве со взрослым. Рождаясь, он имеет возможность стать человеком. Мы его вводим в человеческое общество и в ту культуру, которая есть. К сожалению, психолог, работая в школе, своей главной задачей считает сделать из ребенка ученика. А остальное — то, что может нравиться ребенку (музеи, походы), является второстепенным, незначимым, даже мешающим учебе. А что если для ребенка именно это главное? Что из того, что у него «тройка» по химии? Это мешает школьной системе, а не ребенку как человеку! Л.С. Выготский показал, что задача взрослого — ввести ребенка в общую культуру. Зона ближайшего развития предполагает, что на каждом этапе взрослый задает ребенку определенные задачи, включая его в окружающий мир. Это совместное действие и проживание с ребенком определенного отрезка его жизни. В процессе же воспитания мы, как правило, общаемся с ребенком в «приказном» порядке, навязывая ему свое понимание. Зона ближайшего развития в старшем школьном возрасте — это развитие мироощущения и самосознания. Причем надо сделать так, чтобы ввести ребенка в жизнь, не навязывая ему свой смысл. Почему многие психологи предпочитают работать в начальной школе? Там все достаточно просто. В старшей школе мы имеем дело с мировоззренческой сферой. Какие бы идеи ни доминировали в обществе, важно обеспечить условия для развития самооценочной, интеллектуальной, волевой сфер, для возможности самостоятельно и обоснованно сделать выбор. А сейчас аттестат зрелости ни о чем не говорит, по крайней мере о зрелости... Ребенок должен быть подготовлен к жизни, он должен понимать, что ему многое дано — не в этой, так в другой области. Хотя это исходная позиция, своеобразная «точка отсчета». Школа лишь задает определенную траекторию. Это как первая ступень космического корабля, которая отпадает, выведя его на орбиту. Конечно, с ним может в дальнейшем случиться что угодно. Но общая программа уже заложена... Мы, взрослые, должны давать ребенку определенные ориентиры, объясняя, как сказал мудрый Маяковский, «что такое хорошо, а что такое плохо». Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКАЛьвом Семеновичем впервые была предложена процедура диагностико-коррекционной, диагностико-развивающей деятельности детского психолога в виде схемы педологического исследования. Этой схемой пользуются практические психологи и сейчас. Особое место было уделено психологическому диагнозу — центральному, по определению ученого, «узловому» этапу диагностического обследования. Выготский специально обращал внимание на то, что выявление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Все надо творчески проанализировать, проверить тысячу раз. К сожалению, сейчас многие психологи считают достаточным продиагностировать ребенка, к примеру, по одному Векслеру. А ведь согласно Л.С. Выготскому, чем более безапелляционен психолог, тем он менее обучен и профессионален. Делать на основе поверхностной диагностики категорические выводы о человеке, особенно развивающемся, просто опасно. Роджерс приводит пример: за четырнадцатилетним мальчиком длительное время наблюдали 12 человек, каждый в своей ситуации. И при совместном обсуждении всем показалось, что они говорят о разных детях. А школьные психологи, как правило, видят ребенка лишь как ученика... Все десять лет и дома и в школе к нему обращаются как к ученику, воспринимая его личные интересы и контакты как помехи для учебного процесса. К сожалению, у нас вообще утрачивается ценность человека, а ребенка тем более. Ученые старой школы были искренне уверены в том, что ребенок самоценен. Это была культура земских учителей. Они несли знания. Сейчас это обесценивается. Ведь по-хорошему родитель должен быть благодарен учителю за то, что он его отпрыска учит, а учитель должен быть благодарен родителям за то, что они самое дорогое доверили ему, и они должны не нарадоваться друг на друга. Все мы связаны друг с другом. Но часто считаем, что нам кто-то что-то должен и обязан. У людей масштаба Выготского была высокая общая культура. А она прежде всего проявляется в том, что люди относятся друг к другу с уважением вне зависимости от возраста и социального положения. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ВЫГОТСКОГОУ нас был хороший «запев» в начале перестройки, когда нам показалось, что в центре внимания будет ученик. Сейчас по ряду причин это не так. И поэтому настало время напомнить одно из значимых положений теории Л.С. Выготского — о социальной ситуации развития. Это специфические, своеобразные для данного возраста отношения между ребенком и средой. Разные дети в одном и том же классе могут переживать одну и ту же ситуацию по-разному. И если ребенок переживает ее как неприятную, ничего хорошего не получится. Лев Семенович показал, что субъективное переживание ребенка должно быть в центре внимания психолога и педагога. В замечательной книге «Педагогическая психология» он доказывает, что ничего нельзя делать без интереса. Главное — не легкость, а заинтересованность, видение смысла. Искусство педагога состоит в умении так мастерски «перевести стрелку», чтобы ребенку было интересно. А для этого необходима увлеченность своим предметом. Вообще трудно говорить об одном Выготском, поскольку это целая школа. Он был счастливым человеком, у него были талантливые ученики. Многие идеи Льва Семеновича сложны для реализации даже сейчас, поскольку требуют много сил. И душевных, и профессиональных. Сейчас наша лаборатория работает над созданием серии учебников по психологии для средней школы. Нам удалось «добраться» пока лишь до пятого класса. Но мы думаем и о том, чему надо учить старшеклассников, исходя из теории Выготского о зоне ближайшего развития. Получается, что у многих приходящих учиться на психолога в 18 лет, когда сензитивный период прошел, не заложено бережное отношение к человеку. Если бы сейчас был жив Выготский, то он обязательно написал бы учебник психологии для школы. ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ВЫГОТСКОГОК сожалению, сейчас при обучении будущих психологов не дается система знаний. Что преподаватели знают, то они и преподают. Студенты получают, как правило, фрагментарные представления о наших и зарубежных психологах. У Выготского и его учеников была основная линия: ребенок входит в культурно-историческую среду, и все его функции созревают при овладении этой культурой под руководством взрослого. Когда мы стажировались в Чехословакии, то посетили замечательный детский дом. Психологи, работающие там, сказали нам: «Вы не умеете ценить то, что у вас есть. В основе нашей работы два принципа: зона ближайшего развития Выготского и коллективный труд и сообщество Макаренко. Все, больше у нас ничего нет. Но мы на этом работаем, и весь мир на этом работает». Глубокое и системное изучение работ Л.С. Выготского должно составлять основу профессиональной подготовки детского психолога. В работах этого великого ученого показаны основные направления продуктивного взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста. Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА |