Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2000

КОЛЛЕГИ

«ВЫ НЕ УМЕЕТЕ ЦЕНИТЬ ТО, ЧТО У ВАС ЕСТЬ...»

Деятельность Л.С. Выготского тесно связана с Психологическим институтом, где работали и продолжают работать его ученики и последователи. О вкладе Льва Семеновича в развитие не только отечественной, но и мировой психологической науки, а также об актуальности его идей для современной практической психологии рассказывает Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией научных основ детской и практической психологии Психологического института РАО.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Отечественная практическая психология имеет интересную историю. И прежде всего потому, что у ее истоков стояли необычные люди. Среди них наиболее ярко выделяется фигура Л.С. Выготского. Я считаю, что именно его труды и труды его учеников и последователей (Л.И. Божович, А.В. Запорожца, В.Н. Мясищева, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.) стали основой бурного развития психологии в сфере образования. Они создали методологическую базу, которая является фундаментом для практической работы, в том числе и школьных психологов.

Если говорить о нашем институте, то мы всегда во всех наших исследованиях опирались на идеи Л.С. Выготского. Это относится и к тому времени, когда практическая психология не была востребована.

В 60–70-е годы наш институт находился в системе Академии педагогических наук СССР. Тогда было много «возрастных» лабораторий: дошкольного воспитания, младшего школьного возраста и др. Хотя разговор об индивидуальном подходе к ребенку шел и в то время, все получали образование по одной программе. Перед нами ставили задачу найти у каждого ребенка что-то общее со всеми.

На этом фоне своеобразную революцию совершил один из учеников Выготского — Д.Б. Эльконин. Им совместно с В.В. Давыдовым впервые была обозначена проблема развивающего обучения. Эти ученые доказали, что развитие ребенка во многом определяется теми условиями, в которых он растет. Например, если развивать у ребенка теоретическое мышление, то оно и раскроется в большей мере. Ребенок весь открыт для развития. Поэтому составители школьной программы ответственны за судьбу человека.

М.И. Лисина и А.В. Запорожец, творчески развивая идеи Л.С. Выготского, доказали, что с самого рождения ребенка ведущей деятельностью (наиболее способствующей развитию) является общение. Даже самый маленький, только что родившийся человечек реагирует на слова и улыбку.

В нашей лаборатории, которая не раз меняла свое название (она была лабораторией и психологии личности, и психологии воспитания, и подросткового и старшего школьного возраста), накопилось огромное количество данных, поскольку при институте был свой интернат. Когда же мы давали на их основании рекомендации по развитию ребенка, то они оставались невостребованными: нужно было менять всю систему отношений в школе.

Мы всегда говорили о том, что дети очень разные, а нам вменяли в обязанность причесывать всех под одну гребенку. Поэтому с началом перестройки, когда в обществе была востребована практическая психология, началось бурное развитие нашей науки. Оно было подготовлено теми многочисленными исследованиями, которые проводились в научных центрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси и других городов.

С появлением вариативного образования директора школ и учителя задумались над тем, какую программу или учебники выбрать. Одновременно возникла проблема подготовки детей к школе. Изучался вопрос: всех ли детей можно учить с шести лет? Тогда мы ездили в Чехословакию, где начинают учить с шести и даже с пяти лет, знакомились с их опытом. Там ориентируются на школьную зрелость, определяемую уровнем созревания мозговых структур ребенка. У нас же все было доведено до абсурда: готовность к школе определялась по наличию соответствующих навыков.

Стала меняться и позиция детского сада, где, вместо того чтобы играть с детьми, стали готовить их к школе. Тогда Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина буквально кричали: «Дайте детям доиграть!» Ведь в игре у дошкольника формируется практически все, поскольку в этом возрасте непроизвольность и спонтанность естественны. Когда же мы вводим элементы произвольности, то дети устают.

О ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Все основные положения возрастной и педагогической психологии, заложенные Л.С. Выготским и его последователями, «работают» и сейчас. Понятия «возраст», «возрастной подход» — центральные для практического психолога. Это неоднократно подчеркивал Лев Семенович. Он, как никто другой, понимал смысл и значение возраста ребенка в общей линии развития, утверждая, что проблема возраста центральная не только для детской психологии, но ключ и ко всем вопросам практики.

Возрастной подход у Выготского тесно связан с зоной ближайшего развития. Это, на мой взгляд, одна из самых значимых идей Л.С. Выготского, до конца еще не изученная. Ребенок может формироваться только в сотрудничестве со взрослым. Рождаясь, он имеет возможность стать человеком. Мы его вводим в человеческое общество и в ту культуру, которая есть.

К сожалению, психолог, работая в школе, своей главной задачей считает сделать из ребенка ученика. А остальное — то, что может нравиться ребенку (музеи, походы), является второстепенным, незначимым, даже мешающим учебе. А что если для ребенка именно это главное? Что из того, что у него «тройка» по химии? Это мешает школьной системе, а не ребенку как человеку!

Л.С. Выготский показал, что задача взрослого — ввести ребенка в общую культуру. Зона ближайшего развития предполагает, что на каждом этапе взрослый задает ребенку определенные задачи, включая его в окружающий мир. Это совместное действие и проживание с ребенком определенного отрезка его жизни. В процессе же воспитания мы, как правило, общаемся с ребенком в «приказном» порядке, навязывая ему свое понимание.

Зона ближайшего развития в старшем школьном возрасте — это развитие мироощущения и самосознания. Причем надо сделать так, чтобы ввести ребенка в жизнь, не навязывая ему свой смысл.

Почему многие психологи предпочитают работать в начальной школе? Там все достаточно просто. В старшей школе мы имеем дело с мировоззренческой сферой. Какие бы идеи ни доминировали в обществе, важно обеспечить условия для развития самооценочной, интеллектуальной, волевой сфер, для возможности самостоятельно и обоснованно сделать выбор.

А сейчас аттестат зрелости ни о чем не говорит, по крайней мере о зрелости...

Ребенок должен быть подготовлен к жизни, он должен понимать, что ему многое дано — не в этой, так в другой области. Хотя это исходная позиция, своеобразная «точка отсчета». Школа лишь задает определенную траекторию. Это как первая ступень космического корабля, которая отпадает, выведя его на орбиту. Конечно, с ним может в дальнейшем случиться что угодно. Но общая программа уже заложена...

Мы, взрослые, должны давать ребенку определенные ориентиры, объясняя, как сказал мудрый Маяковский, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Львом Семеновичем впервые была предложена процедура диагностико-коррекционной, диагностико-развивающей деятельности детского психолога в виде схемы педологического исследования. Этой схемой пользуются практические психологи и сейчас.

Особое место было уделено психологическому диагнозу — центральному, по определению ученого, «узловому» этапу диагностического обследования. Выготский специально обращал внимание на то, что выявление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Все надо творчески проанализировать, проверить тысячу раз. К сожалению, сейчас многие психологи считают достаточным продиагностировать ребенка, к примеру, по одному Векслеру. А ведь согласно Л.С. Выготскому, чем более безапелляционен психолог, тем он менее обучен и профессионален. Делать на основе поверхностной диагностики категорические выводы о человеке, особенно развивающемся, просто опасно.

Роджерс приводит пример: за четырнадцатилетним мальчиком длительное время наблюдали 12 человек, каждый в своей ситуации. И при совместном обсуждении всем показалось, что они говорят о разных детях. А школьные психологи, как правило, видят ребенка лишь как ученика... Все десять лет и дома и в школе к нему обращаются как к ученику, воспринимая его личные интересы и контакты как помехи для учебного процесса. К сожалению, у нас вообще утрачивается ценность человека, а ребенка тем более.

Ученые старой школы были искренне уверены в том, что ребенок самоценен. Это была культура земских учителей. Они несли знания. Сейчас это обесценивается. Ведь по-хорошему родитель должен быть благодарен учителю за то, что он его отпрыска учит, а учитель должен быть благодарен родителям за то, что они самое дорогое доверили ему, и они должны не нарадоваться друг на друга.

Все мы связаны друг с другом. Но часто считаем, что нам кто-то что-то должен и обязан. У людей масштаба Выготского была высокая общая культура. А она прежде всего проявляется в том, что люди относятся друг к другу с уважением вне зависимости от возраста и социального положения.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ВЫГОТСКОГО

У нас был хороший «запев» в начале перестройки, когда нам показалось, что в центре внимания будет ученик. Сейчас по ряду причин это не так. И поэтому настало время напомнить одно из значимых положений теории Л.С. Выготского — о социальной ситуации развития. Это специфические, своеобразные для данного возраста отношения между ребенком и средой. Разные дети в одном и том же классе могут переживать одну и ту же ситуацию по-разному. И если ребенок переживает ее как неприятную, ничего хорошего не получится. Лев Семенович показал, что субъективное переживание ребенка должно быть в центре внимания психолога и педагога.

В замечательной книге «Педагогическая психология» он доказывает, что ничего нельзя делать без интереса. Главное — не легкость, а заинтересованность, видение смысла. Искусство педагога состоит в умении так мастерски «перевести стрелку», чтобы ребенку было интересно. А для этого необходима увлеченность своим предметом.

Вообще трудно говорить об одном Выготском, поскольку это целая школа. Он был счастливым человеком, у него были талантливые ученики.

Многие идеи Льва Семеновича сложны для реализации даже сейчас, поскольку требуют много сил. И душевных, и профессиональных.

Сейчас наша лаборатория работает над созданием серии учебников по психологии для средней школы. Нам удалось «добраться» пока лишь до пятого класса. Но мы думаем и о том, чему надо учить старшеклассников, исходя из теории Выготского о зоне ближайшего развития.

Получается, что у многих приходящих учиться на психолога в 18 лет, когда сензитивный период прошел, не заложено бережное отношение к человеку. Если бы сейчас был жив Выготский, то он обязательно написал бы учебник психологии для школы.

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ВЫГОТСКОГО

К сожалению, сейчас при обучении будущих психологов не дается система знаний. Что преподаватели знают, то они и преподают. Студенты получают, как правило, фрагментарные представления о наших и зарубежных психологах.

У Выготского и его учеников была основная линия: ребенок входит в культурно-историческую среду, и все его функции созревают при овладении этой культурой под руководством взрослого.

Когда мы стажировались в Чехословакии, то посетили замечательный детский дом. Психологи, работающие там, сказали нам: «Вы не умеете ценить то, что у вас есть. В основе нашей работы два принципа: зона ближайшего развития Выготского и коллективный труд и сообщество Макаренко. Все, больше у нас ничего нет. Но мы на этом работаем, и весь мир на этом работает».

Глубокое и системное изучение работ Л.С. Выготского должно составлять основу профессиональной подготовки детского психолога. В работах этого великого ученого показаны основные направления продуктивного взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста.

Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Лаборатория научных основ детской
и практической психологии
Психологического института РАО
Тел.: (095) 202-93-63