ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ ВКЛАД ВЫГОТСКОГО В РАЗЛИЧНЫЕ
|
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯКультурно-историческая теорияВыготский рассматривал высшие психические функции как своего рода орудия, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир. Эти орудия «присваиваются» в процессе развития путем интериоризации. (Подробнее об этом см. с. 8—9 настоящего номера.) НЕЙРОПСИХОЛОГИЯСистемность организации высших форм психической деятельностиВыготский положил начало анализу именно системного строения различных психологических процессов. Он сформулировал принципы, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Им также были намечены нейропсихологические пути компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. Концепция меняющегося значения мозговых зонОсновную закономерность психического развития Выготский видел в хронологически последовательном формировании высших психических функций и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации. Отсюда он делал вывод о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯКлассификация «трудных» детей и особенности их развитияВыготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, — и описал особенности их развития. К дефективным он относил детей, имеющих органические нарушения, а к примитивным — отсталых в смысле культурного и социального развития. Принципы психолого-педагогической диагностикиВыготский утверждал, что психологический диагноз — начальный, а не окончательный этап диагностики. На основании диагноза необходимо дать прогноз развития ребенка и выработать оптимальные средства воздействия, которые могут использовать взрослые в своей работе. В связи с этим он показал малую информативность диагностики актуального развития. Основы психолого-педагогического
подхода к обучению
|