Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2000

НАШИ ДЕТИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ НОРМЫ

В одном из предыдущих номеров (см. статью «Золотой запас», № 33, 2000) мы говорили о «нормальных» детях: стоит ли включать таких детей в орбиту деятельности школьного психолога. Тогда мы не стали давать строгое определение нормы, нормального школьника. Ограничились чисто житейскими обобщениями. Номер, посвященный Л.С. Выготскому, позволяет вернуться к этому вопросу и все-таки разобраться с тем, как же нам понимать словосочетание «нормальный ребенок».
Выготский, говоря об индивидуальном психическом развитии, постоянно апеллировал к понятию «реальный возраст», который представлял для него результат переплетения трех факторов — наследственности, среды и хронологического возраста.
Для оценки и анализа реального возраста он предложил два разных критерия.

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ

Во-первых, реальный возраст может быть понят в сравнении с так называемым стандартом. Стандарт, получаемый в результате массового обследования детей определенного хронологического возраста, фиксирует типические черты ребенка «вообще». Индивидуальные черты конкретного ребенка сравниваются с теми, которые заложены в стандарте, и определяется степень их соответствия. Это похоже на ту процедуру, которая чрезвычайно распространена сегодня и представляет собой сравнение индивидуальных особенностей ребенка с показателями так называемой возрастной нормы.

Если же вникать в тексты Выготского дальше, мы увидим, что предложенный им подход значительно интереснее. Стандарт — это не совсем возрастная норма в нашем понимании (норма — пограничное состояние — патология). Это — основной тип, позволяющий выделить детей, к нему не относящихся, и объединить их в другие типы возрастного развития.

Вот что писал сам Лев Семенович: «Эти стандарты... позволяют нам рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа». Кроме ребенка, относящегося к массовому типу возрастного развития, он выделил: отсталого ребенка (и три классических подтипа в соответствии со степенью отсталости: идиот, имбецил, дебил); ребенка-примитива (с задержкой развития социокультурного происхождения); ребенка-дезорганизатора (такого ребенка он называет также «трудным»), одаренного ребенка.

Подкупает то, что все эти типы не обозначаются им как некоторый нестандарт, некондиция. Отсутствует та неприятная оценочность, которая нет-нет да сквозит в современных диагностических процедурах. Главная забота педолога, по Выготскому, — выявить особенности индивидуального психического развития конкретного ребенка и работать с ними.

Стандарт близок по значению к традиционной статистической норме: большинство детей этого возраста вот такие, некоторые — другие. Статистическая норма не позволяет нам получить ответ на принципиально важный для практика вопрос: каковы перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего психологического развития того или иного ребенка? Если ребенок относится к массовому типу, означает ли это автоматически хорошие перспективы в трех названных выше сферах?

В СООТВЕТСТВИИ С ИДЕАЛЬНЫМ ВОЗРАСТОМ

Во-вторых, для оценки и анализа реального возраста ребенка используется понятие «идеальный возраст». Что это такое?

В данном случае обобщаются не массовые черты определенного хронологического возраста, а черты, которые необходимы для успешного прохождения того или иного этапа школьного обучения. Идеальный умственный возраст, по Выготскому, — это такая степень и такой характер умственного развития ребенка, которые позволяют ему обучаться с максимальным успехом.

Согласитесь, это совсем другой подход. «Нормой» становится оптимальное соотношение между индивидуальными возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми ему со стороны образовательной системы. При этом данное соотношение таково: требования должны быть выше, чем реальные возможности ребенка, и «зазор» между первыми и вторыми — ширина зоны ближайшего развития. Иначе говоря, все то, что содержится в требованиях, ученик определенного класса может в начале года выполнить под руководством взрослого, а в конце года (перед переходом на другой уровень требований) — самостоятельно.

Последняя фраза предыдущего абзаца — это уже не совсем Выготский. Это продукт собственных размышлений. Идеи Выготского позволили сформулировать то, что долго жило в виде ощущений и невербализуемых образов и никак не желало превращаться в конкретную мысль. А именно: школьной практической психологии как воздух необходимо свое понимание нормы, с помощью которого можно было бы соотносить возраст ребенка и требования конкретного периода школьного обучения. Делать это нужно определенным образом, так, чтобы получить ответ на вопрос о перспективах дальнейшего обучения и выстроить развивающую работу.

Такая «школьная норма» должна быть многогранной: содержать некоторые важные собственно возрастные показатели (для соизмерения реального возраста со стандартом), а также требования, закладываемые той образовательной средой, которая создана в учебном заведении (для соизмерения реального возраста и идеального).

«Школьная норма» должна также, условно говоря, быть «региональной»: ее показатели необходимо соотносить с конкретным учебным заведением, социальной ситуацией развития ребенка. Она не может быть застывшей, постоянной величиной: меняются дети, образовательная программа школы — меняется и содержание «школьной нормы».

При сравнении индивидуального уровня развития и показателей школьной нормы важно знать, как и в какой момент были получены результаты. Так, если школьник только вступает в определенный период обучения (скажем, в среднюю школу), показатели идеального возраста в преобладающем большинстве случаев значительно опережают его возможности. Говорить о хороших перспективах мы можем тогда, когда при обследовании ребенок, опираясь на специально организованную помощь взрослого, показывает результаты, близкие к «школьной норме». Если в конце обучения результаты, самостоятельно достигнутые ребенком, соответствуют нормативу, то это говорит о том, что его психическое развитие проходило успешно и созданы все необходимые предпосылки для перехода на следующую ступень.

Правда, все это возможно лишь при условии, что учебная программа выстроена грамотно: требования усложняются последовательно и постепенно, учитываются индивидуальные и возрастные особенности школьников. Тогда успешное прохождение предыдущего этапа действительно является определенным гарантом дальнейшей успешности.

Две цитаты:

Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей человеческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоровые, самые лучшие экземпляры, такие, которые превосходили бы остальных по многим показателям.

А. Маслоу

Мы можем чисто эмпирически, изучая лучших учеников различных классов, вывести идеальный возраст. Можем... перевести уровень требований, которые предъявляются этим школьным классам, в педологический возраст.

Л. Выготский

***

Так какого же школьника можно считать нормальным? В широком смысле — любого. Быть не похожим на других и на массовый «стандарт» — нормально. Но в более узком смысле, в приложении к школьной психологической практике, школьник «в норме» обладает всеми необходимыми динамическими и статическими чертами психического развития, которые позволяют ему успешно справляться с требованиями образовательной среды.

При несоответствии индивидуального уровня развития и данных требований мы можем говорить о «ненорме». Совершенно отдельный вопрос, что с этим делать. Может быть, развивать возможности ребенка, может быть, переводить его в иную образовательную среду. А вполне возможно, что нужно изменять ту среду, которая по какой-то причине считает, что она главная и ребенок должен подстраиваться под нее, а не наоборот. С этим иногда стоит поспорить...

Норма в психологии

  • Норма как отсутствие патологии.
    В этом случае содержательно понятие «норма» не существует. Описываются признаки патологии, отсутствие которых означает норму. Такой подход пришел в психологию из медицины, в частности — психиатрии.

  • Норма как среднестатистический показатель.
    При таком понимании большинство людей только в той или иной степени приближаются к норме.
  • Норма как идеал.
    Пришло из этики. К норме необходимо стремиться.
  • Норма как результат общественного согласия.
    Понимание пришло из юридических наук. В психологии это — социальные нормы. Отклонение от них рассматривается как девиантное поведение (социально ненормативное).
  • Норма как теоретический конструкт.
    Пример: идеальный возраст по Выготскому.

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Профисервис». Компания «Профисервис» предоставляет профессиональные услуги ремонта ворот, шлагбаумов, домофонов, рольставен и автоматики Came, Nice,Lift-Master,Roger и других производителей. Опытные специалисты компании в самые краткие сроки и по выгодной цене произведет ремонт автоматических ворот всех видов, будь то ремонт откатных, секционных, распашных, рулонных или подъёмно-поворотных ворот. Узнать больше о предоставляемых услугах, и оформить заявку на ремонт ворот онлайн, можно на официальном сайте компании «Профисервис», который располагается по адресу http://www.profeservice.ru/