ПРЯМАЯ РЕЧЬ
В.В.ВОСКОБОВИЧ
И ЕГО РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Ни для кого не секрет, что в наше время — время
компьютерных игр — у детей переизбыток острых
эмоциональных ощущений. Все реже дети и
подростки читают или играют в традиционные
«тихие» игры. Сложно даже представить, что
современный ребенок, склонившись над небольшим
игровым полем, может забыть про
все на свете... Но, тем не менее, бывает и такое. В
этом смогли убедиться те, кто использует игровые
материалы, разработанные в центре
В.В. Воскобовича.
О некоторых его играх — «Квадрат Воскобовича»,
«Игровизор» — мы рассказывали на страницах
нашего издания (см. «Школьный психолог», № 5–6, 1998
г., № 16, 1999 г.). Сегодня наш собеседник сам Вячеслав
Вадимович Воскобович — автор этих замечательных
развивающих и коррекционных игр.
Вы — один из первых отечественных
разработчиков и производителей развивающих игр.
Как вы к этому пришли? Например, Борис Павлович
Никитин придумывал разнообразные игры и
упражнения для своих детей. Вы шли тем же путем?
Да, толчком к началу этой работы были
собственные дети. Когда я попытался найти что-то
для занятий с ними в магазинах, то понял, что у
нас, в принципе, ничего нет. Тогда я стал изучать
чужой опыт: Никитина, Зайцева. Но в силу моей
внутренней потребности творить, создавать что-то
свое, я не пошел по пути копирования. Так
появились мои первые игры: «Геоконт», «Игровой
квадрат», «Цветовые часы». Сейчас у нас более
тридцати различных игр. Можно сказать, что это
уже целые игровые комплексы.
Игр, разработанных вами, становится все больше
с каждым годом. На что вы ориентируетесь при их
создании?
Сейчас у нас сложился коллектив, в
который, кроме меня, входят еще два методиста.
Первоначальный импульс идет от внутреннего
интереса ребенка.
Нам важно видеть тот потенциал, который заложен в
игре. Мы отказались от «одноразовых» продуктов:
собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем
универсальные игры, которые можно неоднократно
творчески использовать.
Хотя здесь свои сложности, поскольку это
непростой путь в плане массового сбыта. К
сожалению, мы сейчас работаем «на выживание».
Если ориентироваться на широкую продажу, то надо
делать что-то попроще. Поэтому я выдвинул для
следующего года девиз: «Тупее, еще тупее!» Для
этого надо, к сожалению, из большинства наших игр
выкинуть всю глубину и содержание, одеть их в
хорошую оболочку и выставить на рынок. На самом
деле, мне очень жаль «общипывать» игры таким
образом. Поскольку каждую игру мы стремимся
сделать универсальной.
Сейчас мы составляем специальные книжки,
содержащие различные варианты одной и той же
игры. В них каждый раз появляются новые задания,
сказочные персонажи. Можно сказать, что мы
работаем над созданием особого развивающего
игрового пространства для детей.
Я так поняла, что у вас сложился коллектив
единомышленников.
В начале 90-х годов был создан центр по
разработке, производству, внедрению и
распространению развивающих и коррекционных игр
и программ. Многие его называют «Развивающие
игры Воскобовича». Сейчас у нас появились
различные специализированные отделы:
методическо-издательский и организационный.
Последний решает вопросы, связанные со сбытом. Мы
разделены и территориально.
Получаете ли вы обратную связь?
Этому мы уделяем большое внимание,
поэтому постоянно работаем с дошкольными
учреждениями. Там осуществляется апробация и
внедрение игр.
В Питере у нас сейчас пять детских садов, которые
являются базовыми. С двумя из них (№ 126, Невский
район, № 5, Кировский район) установлен тесный
контакт. Мы там проводим психологическую
диагностику детей, отслеживая развивающий и
коррекционный эффект наших игр. Мы надеемся, что
эти учреждения на следующий год получат статус
региональных экспериментальных площадок.
В саду № 126 пять групп полностью перешли на
работу по нашей технологии. В дальнейшем
интеллектуальное развитие детей этого детского
сада планируется, как говорят его руководители,
«перевести на Воскобовича». В этот же сад нам
удалось устроить психолога. Что касается
воспитателей, то обязательным условием работы по
нашим технологиям является обучение на
семинарах.
С какими детьми проводилась работа?
Мы брали и трехлеток и шестилеток. В
детском саду № 5 есть очень хорошие результаты по
работе с детьми из подготовительной группы. Но,
как правило, при выборе группы приходится
ориентироваться на конкретных воспитателей,
поскольку при такой работе именно они являются
ключевыми фигурами. Ведь наши игры надо
прочувствовать «изнутри» и полюбить, для того
чтобы что-то давать детям.
Многие воспитатели и педагоги творчески
подходят к нашим разработкам. Так, мы рекомендуем
работу в группах по восемь человек, а воспитатели
пробуют заниматься сразу со всей группой.
Недавно проводились открытые занятия, и я с
радостью увидел там много интересных находок.
Существует ли специальная программа для
занятий по вашим играм?
Да, недавно мы создали пособие
«Сказочные лабиринты игры. Технология
интенсивного развития интеллектуальных
способностей у детей 3–7 лет», авторы
В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
Практически мы охватываем всех детей
дошкольного возраста. Хотя сами воспитатели
испытывают желание начать работу уже с ясельными
группами.
Эта программа вышла в виде иллюстрированной
книги, адресованной не только педагогам и
психологам, но и гувернерам и родителям. Мы
работаем и с методистами, выступая на совещаниях.
На следующий год планируем регулярно проводить
такие занятия.
Удалось ли психологам проследить какие-то
реальные изменения в развитии детей?
В наших «подшефных» садах психологи
обследуют детей два раза в год — до и после
окончания работы. Больше всего меня потрясло то,
что средний показатель коэффициента интеллекта
вырос у дошкольников более чем на 130%.
Все наши дети проходят серьезное
психологическое обследование, при котором
учитываются различные факторы, в том числе и
наследственные. При измерении уровня
вербального и невербального интеллекта
практически по всем показателям наблюдается
общая положительная тенденция.
Районный психолог, проводивший обследование
детей подготовительной группы в детском саду № 5,
сказал, что он давно не видел детей с таким
высоким уровнем готовности к школе. Этот сад
тесно связан со школой, поэтому в дальнейшем мы
можем отслеживать развитие наших детей.
Расскажите немного о себе.
По специальности я инженер-физик.
Считаю, такое образование очень помогло мне,
поскольку у меня нет стереотипов
педагогического мышления. Сначала я понимал это
интуитивно, а затем компетентные люди объяснили,
что у меня нет зашоренности, педагогических
стандартов. Многие, когда узнают о моем
образовании, говорят: «Слава Богу!»
К сожалению, многие специалисты (и педагоги
здесь не исключение) подвержены
профессиональной деформации...
Я почти десять лет работаю в этой
области, и, конечно же, мои педагогические и
психологические познания расширяются. Я даже
поступил на психологический факультет одного из
питерских вузов, хотя современная жизнь с трудом
позволяет сочетать работу и учебу. Но многие
специалисты, посмотрев мои материалы, говорят,
что это уже готовая диссертация по психологии.
Вячеслав Вадимович, я знаю, что многие школьные
и дошкольные психологи используют ваши игры в
качестве коррекционных.
Какие здесь возможности?
У нас есть данные по одному из
коррекционных садов, где обучаются дети с
нарушениями речи и сопутствующими поражениями.
Там некоторые наши разработки (например,
«Игровой квадрат») были проверены на детях с
диагнозом «олигофрения в стадии дебильности».
Методист сада отметил, что дети очень быстро
обучались правилам игры. В качестве примера
можно рассказать про мальчика Колю, который две
недели не расставался с «Игровым квадратом». Ему
стали предлагать и другие игры, и после двух
месяцев работы по результатам обследования с
него сняли страшный диагноз «олигофрения».
Аналогичные случаи были и с другими детьми.
Вообще, наши игры приносят хорошие результаты
при работе с различными нарушениями в развитии у
детей. Мне нередко удавалось наблюдать за игрой
таких детей и хочется отметить, что в игре они
совсем не отличаются от обычных.
Откройте тайну: в чем секрет
привлекательности ваших игр?
Они возбуждают у ребенка интерес, на
основе которого можно развивать различные
психические функции: память, внимание, мышление.
Правда, я пока не могу в полной мере оценить
коррекционные возможности наших игр. Сейчас,
после массового внедрения в детские сады,
появилась возможность раскрыть их потенциал, в
том числе и коррекционный. Для этого я стараюсь
привлекать сторонних экспертов,
специалистов-практиков.
Ну а секрет наш прост: в своих разработках мы
ориентируемся непосредственно на ребенка. Можно
даже сказать, что с помощью игрового
пространства создаются новые формы общения с
детьми. Это — не просто игра, это —
познавательная деятельность.
Мы как-то поспорили с заведующей одним детским
садом в подмосковных Химках: как долго можно
играть с детьми. Она отстаивала существующие
установки: пятнадцать минут для одного, двадцать
— для другого. Мы же сейчас проводим с детьми
четырех—пяти лет групповые занятия по часу с
лишним.
Парадоксально, но дети на этих занятиях
практически не устают. Они плавно переходят от
одной игры к другой. И даже после окончания
занятий они не прекращают играть. Более того,
большинство даже самых «матерых» педагогов
признаются в том, что не только дети, но и они сами
час с лишним сидят с «открытым ртом».
На каком уровне устанавливаются контакты с
детскими садами? Поддерживают ли ваши начинания
руководители районных отделов образования?
Нет. Как ни странно, но это наименее
заинтересованный контингент. Их приходится
уговаривать, чтобы они приходили на презентации
и открытые занятия. Наибольший интерес наши игры
вызывают у тех, кто непосредственно работает с
детьми: у воспитателей, учителей, психологов.
Среди них как раз и встречаются энтузиасты,
которые творчески сотрудничают с нами.
А какие впечатления у родителей?
В одном из детских садов на занятиях
присутствуют родители. Им объясняют особенности
каждой игры, и они имеют возможность брать их на
время домой. В этом же саду планируется сделать
игровую комнату, оснащенную играми.
Вообще многие родители, чьи дети не посещают этот
садик, выражают желание, чтобы их малыши
занимались по нашей программе. Они приходят и
просят создать платные группы по развивающим
играм.
В детских садах, где мы работаем, типичной для
многих детских учреждений проблемы
наполняемости групп просто не существует.
Родители приводят детей целенаправленно в
развивающие группы.
Существуют ли постоянные адреса, где можно
купить ваши игры и получить консультацию?
Да, я могу назвать питерский адрес:
метро «Черная речка», ул. Торжковская, 3,
гостиница «Выборгская», офис 286.
Сейчас многие детские сады, которые оценили то,
что дают наши игры, обучают на наших семинарах
весь педагогический коллектив.
В прошлом году мы побывали в Петрозаводске,
Самаре, Тольятти, Ижевске, Набережных Челнах,
Москве, Новороссийске.
Круг желающих работать с играми постоянно
растет.
Мы готовы к внедрению наших технологий и всегда
рады выехать в любой регион для проведения
обучающих семинаров.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр «Развивающие игры Воскобовича», г.
Санкт-Петербург
Тел.: (812) 246-95-18, 348-53-15
Публикация статьи произведена при поддержке компании «TUI». Европейский туроператор «TUI» предлагает по выгодной цене купить туры в Чехию. Посетив официальный сайт компании «TUI», располагающийся по адресу http://www.tui.ru/Tours/Europe/Czechia/, Вы найдете удобный сервис, который позволит в самые быстрые сроки подобрать подходящий тур, а онлайн специалист даст подробную консультацию по всем интересующим вопросам. Различные способы оплаты, включающие в себя безналичный расчет и услуга бесплатного выезда курьера, позволят приобрести тур, не покидая дома или рабочего офиса.