Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ЗАИКАНИЕ

Продолжение. Начало см в № 35

С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

Одной из самых прогрессивных методик излечения заикания на сегодняшний день по праву считается синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Она выполняет роль буксира, своими последовательными движениями связывая звуки в слова. Движение пальцев диктует речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Это помогает справиться не только с заиканием, но и с его последствиями — аритмией, отсутствием правильного слияния слов в произношении и искажением интонации.

Схема методики такова: рука пациента размещается на бедре, пальцы слегка согнуты, как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога и каждого последующего идет вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Рука не только контролирует речь, но и становится хранителем памяти психологической готовности к речи и общению. Данная методика сложна в применении и требует от психологов специальных навыков работы.

Добиться неплохих результатов можно и другим способом — при помощи пения. Пение — это не только тренировка мышц гортани и языка, но также ритмизация слогов и целых слов. Пение дает возможность пациентам услышать собственный голос, работать с ним, будто с глиной. Звук может быть ниже и выше, тише и громче. Импровизируя со звуковыми акцентами, можно получить различные варианты одного и того же текста. Интонация при этом играет далеко не последнюю роль. Петь нужно с чувством, пытаясь передать настроение.

С этой же целью используются пантомимические упражнения: одевание перчаток, фантастические прыжки, изображение игры на фортепиано и т.д. При соединении пения с соответствующими жестами по принципу «показываю то, что пою» у заикающихся детей появляется чувство раскрепощения.

На занятиях я прошу детей выразить любое чувство одним звуком. Например, громкое «р» производит впечатление агрессии, а приглушенное «о» можно принять за вздох удивления. В истории Древней Греции известны случаи, когда молодых ораторов специально обучали пению.

Русский язык очень ритмичен. Постепенный переход пения в словесные выражения, в проговаривание сказок, присказок, пословиц и поговорок помогает заикающимся детям проникнуть в тайну под названием «правильная речь».

Пословицы и поговорки дети могут придумывать дома, а на занятии читать вслух, выдерживая интонации и паузы. Поговорки подбираются по определенной тематике: «труд», «отдых», «разоблачение» и т.д. Сначала психолог придумывает жизненную ситуацию и включает соответствующую пословицу или поговорку. Затем дети следуют этому примеру.

Думаю, все согласятся, что А.С. Пушкин — самый музыкальный поэт. Чтение его произведений уже несет в себе психотерапевтический эффект. Сам ритм стиха подсказывает расстановку пауз и организует речь. Стихотворные строчки тренируют речевой выдох. Стихотворения с прямой речью можно разыгрывать как сценки и импровизации. Очень часто дети запинаются при чтении новых, незнакомых слов. Пусть ребенок сам найдет его в словаре и выпишет значение.

Басни, в отличие от стихов, — более сложные произведения. Они рассказываются с бытовой интонацией и носят иносказательный смысл.

Песни, сказки и поговорки помогают заикающимся детям лучше понять окружающий мир, увидеть образы людей, их характеры.

ИГРАЕМ

Ребенку нередко трудно бывает перенести в жизнь правильную речь, освоенную на занятиях. Он продолжает теряться, а приобретенный навык говорить без запинок носит «плавающий» характер — то появляется, то исчезает. И дело тут вовсе не в плохом лечении, а в низкой самооценке ребенка. В таких случаях можно использовать ролевые игры. В процессе игры ребенок отрабатывает новые навыки, моделирует ситуации и учится реагировать на перемену обстоятельств. Ролевые игры развивают деловые качества, фантазию и речь участников. Поэтому все без исключения психологи, работающие с заикающимися детьми, используют игры в работе.

Сюжеты игр, сценок и миниспектаклей можно брать из любимых книг, а также подсмотреть в жизни. Дети любят сочинять всякие небылицы. В данном случае ребенок может написать рассказ и попытаться инсценировать его.

Например, на занятиях с младшими школьниками я прошу их придумать «Машину времени». Дети с удовольствием ставят столы и стулья, приносят разноцветные лампочки, делают рисунки и мастерят машину так, как они ее представляют. У одних она похожа на самолет, который провалился в воздушную яму, у других — это стул с мигающими кнопками. Главное, чтобы ребенок включился в творческий процесс.

Недавно с группой заикающихся подростков мне удалось поставить костюмированный спектакль по роману «Три мушкетера». Старшеклассники сшили красивые платья и жилеты из ситца и батиста, обернули указки фольгой так, что получились шпаги. Роли распределялись в обратном отношении к характеру. Тихоня Миша Т. стал бравым Д’Артаньяном, круглолицый болтун Иван Д. превратился в непроницаемого Атоса, а толстушка Катя С. хлопала всех по плечу, как настоящий Портос. Даже мне досталась роль — кардинала Ришелье. По словам детей, мне не хватает таинственности. Репетировали мы с удовольствием, иногда переделывая сценарий. Первыми нам рукоплескали родители, а потом — и вся школа. Дети почувствовали прилив сил, азарт и теперь решили создать собственный театр.

Некоторые игры требуют наличия ведущего или режиссера. Он берет на себя всю организационную часть работы. Ребенок, побывавший в этой роли, ощущает себя «главным» и «руководителем». Он начинает по-другому себя чувствовать, говорить, у него появляется ответственность не только за себя, но и за других.

Игра развивает любознательность. Ребенок читает, сочиняет, фантазирует. Постепенно это расширяет круг его общения.

Дети любят ходить в походы, бывать на природе, а разжигание костра производит на них магическое действие. В походах они общаются, смеются, заводят новых друзей. Маленькие путешествия помогают им избавиться от одиночества, проявить дружелюбие, понять себя. После прогулки в лесу можно предложить детям пересказать события или вспомнить забавный случай.

В психотерапии заикания также используется ведение ребенком дневника. Каждый вечер он записывает туда свои успехи и неудачи. Придумывает способы, как избежать курьезов и неудач или исправить их.

Пример дневника приведен ниже.

КАТАЛИЗАТОР

Мне часто приходится видеть детей, зависших на собственных «не могу». Причин тут может быть много. Одним не додали родительского внимания, других же перекормили им в детстве. Последние не могут и шагу ступить без одобрения и похвалы.

Игорь Б., 15 лет, высокий спортивный юноша. Он прекрасно играет на саксофоне и мечтает о сцене. Однажды его пригласили сыграть на вечере школьных друзей перед большой аудиторией. Выйдя из-за кулис, Игорь увидел полный зал, подумал, что сейчас его забросают тухлыми помидорами, и как бы со стороны услышал насмешливый голос отца: «Ничего у тебя не получится». По спине заструился холодный пот, и мальчик испытал такой сильный стресс, что чуть не сорвал выступление. После этого в присутствии большого количества людей начал заикаться.

Ни одна методика не принесла положительного результата, к Игорю не приходило стойкое «я могу». В конце концов он решился испробовать последнее средство — шоковую терапию. Выбрав погожий летний день, он пошел по подмосковным электричкам продавать газеты. «Покупайте свежий номер! Кроссворд, советы огородникам, политические дебаты! Дешево!» — кричал Игорь во весь голос. Позже он признался, что вечером вместе с усталостью во всем теле ощутил небывалую легкость, с души упал тяжелый груз: «Было такое чувство, будто я совершил подвиг».

В заключение хотелось бы остановиться на ответственности родителей по отношению к заикающимся детям. Еще живы в памяти кадры из кинофильма «Противостояние», где главного героя лечат разрядами электрического тока. В очередной раз, снимая телефонную трубку, слышу просьбу: «Порекомендуйте такого специалиста». Но экспериментально доказано, что гораздо эффективнее не отрицательное, а положительное подкрепление опыта. Родители должны помогать ребенку бороться с заиканием, не наказывая за ошибки, не причиняя боль, а поощряя правильное поведение. Ребенок должен чувствовать поддержку, понимание и любовь взрослых. Причем не любовь за что-то, а просто так. Безусловно, в одночасье идеальных отношений с ребенком добиться сложно, тем более если до начала лечения они были далеко не лучшими.

Только в триединстве психолог — ребенок — родитель можно добиться положительных и стойких результатов.

Марина КУЗЬМИНА,  психолог

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина постельного белья "Worldtex". Посетив интернет магазин "Worldtex", Вы найдете большой каталог товаров, который включает в себя подушки, одеяла, постельное белье и кухонный текстиль. Подробное описание товаров, удобный рубрикатор и система поиска, представленные на сайте интернет магазина "Worldtex", помогут быстро найти подходящее изделие, а выгодные цены, скидки, акции и доставка заказа по всей России позволят купить постельное белье с экономией Ваших денег и времени. Посетить интернет магазин "Worldtex" можно по адресу http://worldtex.ru/

Отрывок из дневника Олеси В., 14 лет

До лечения

Во время речи волнуюсь так, что поднимается температура и на лбу выступает холодный пот. Хочется поскорее закончить говорить и стать как можно незаметнее. В школе давно поняли мое состояние, поэтому перестали вызывать к доске, все задания выполняю письменно. В магазин тоже не хожу. При одной мысли, что нужно начать разговор, становится дурно. Помню, как однажды решила бороться с собой, заняла очередь в кассу, но когда передо мной ушел последний человек, с ужасом поняла, что не могу сказать ни слова.
Давно перестала носить часы, вдруг спросят, который час. На улице обращаюсь только к старшим по возрасту, у молодых боюсь заметить усмешку. Часто приходит мысль о том, что я инвалид, и даже когда молчу, все видят мое уродство.

Во время лечения

Недавно приснился сон, будто я стою на сцене и читаю монолог. Из зала на меня смотрят тысячи и тысячи лиц: родители, учителя и одноклассники. Но я вовсе не боюсь, мне хорошо, чувствую себя прекрасно, раскованно, говорю без запинок и бесконечно радуюсь этому.
Проснувшись, поняла, что это пока всего лишь мечта, но появилось желание ее приблизить. Сегодня впервые подняла руку и вызвалась к доске. «Спокойно! Все получится!» — твердила себе. «Четверка» — это еще не «отлично», но я все равно радуюсь первой победе. Теперь знаю, с чем работать.

После лечения

Страха перед речью совсем нет. Чувствую себя открыто в любой ситуации. В разговоры вступаю без напряжения, иногда даже специально обращаюсь к прохожим — просто посмотреть на их реакцию. Стараюсь говорить кратко, по делу, не употребляя ненужных слов и выражений. Когда сильно волнуюсь, начинаю произносить слова медленно, но постепенно речь и мысли восстанавливаются. Родители отмечают, что я сильно изменилась, стала спокойнее, добрее, отзывчивее. С ребятами отношения тоже нормализовались. Недавно самый симпатичный парень в классе пригласил на свидание. Так что у меня все отлично!

(Продолжение следует)