НАШИ ДЕТИ ОПРОС ИЛИ ДЕЙСТВО?Сегодня мы публикуем результаты социологического опроса, который проводили наши читатели. С предложением провести подобный опрос выступила Марина БИТЯНОВА в статье «Выбираем ценности» («Школьный психолог», № 10, 2000 г.). Там же были напечатаны вопросы для этого исследования.Итак, наш социологический опрос состоялся. Дорогие коллеги, огромное вам спасибо! Вы нашли время и возможность не только провести опрос в своих школах, но и прислать нам результаты. Мы это ценим, поверьте. Конечно, не обошлось без казусов: в некоторых письмах оказались бланки первичного опроса учащихся и педагогов, и к ним не были приложены сводные таблицы. Видимо, их просто забыли вложить в конверт. Извините, но эти данные мы в общие сводные результаты не включили. Но и без них статистика получилась симпатичная, не говоря уже о географии.
Общие результаты в целом отражают те тенденции, которые наметились практически во всех регионах по разным возрастам: от пятого до одиннадцатого класса. Педагогов анализировали лишь несколько авторов, поэтому по взрослым мы отдельную статистику не даем. Тем более что и наши данные, и многие авторы подтверждают: ответы школьников и взрослых существенно не отличаются друг от друга. Наверное, это хорошо. ЧТО ЖЕ МЫ ИМЕЕМ?Профессия, прежде всего, должна быть
привлекательной для человека, далее — доходной и
далее — социально значимой. Интересно, что эта
тенденция Такие ценности, как крепкая семья, здоровье, верные друзья, определят духовный климат нашей страны через 10–15 лет. Романтические, эмоциональные отношения «победили» с большим преимуществом карьерные и материальные соображения, а вот здоровье и насыщенность жизни событиями конкурируют друг с другом. Если бы это можно было совместить! Распределение ответов на вопрос «Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?» меня, честно говоря, немного удивило. Я пожалела, что мы не предусмотрели для этого случая уточняющего вопроса «Почему?» Действительно, почему в случае, если нет взаимной любви, нужно выбирать того, кто любит тебя, а не наоборот? Да еще так дружно, от Кишинева до Сибири! Отличная тема для диспута со старшеклассниками и педагогами. Традиционная задача о спасении кого-то одного, как всегда, сработала. Многие психологи отмечают, что она вызвала немало эмоций, споров, разговоров и среди школьников, и среди педагогов. Но в целом, здесь царит редкое единодушие: спасать надо ребенка! Доводы практически у всех одни и те же: «У него вся жизнь впереди», «Он — потенциальный президент и ученый», «Жизнь ребенка неприкосновенна», «Они свое пожили, а он только начинает» и т.д. Интересно, что делающие выбор в пользу ребенка часто удивляются, зачем что-то объяснять: а как же еще можно поступить в такой ситуации?! Те же, кто выбирают ученого или президента, наоборот, приводят много рациональных, логичных доводов в пользу своей позиции. Так, один из наших выпускников пришел в кабинет психологии после опроса, попросил свой листок и начал что-то писать: строка за строкой он исписал всю обратную сторону. Затем со словами: «Иначе не объяснишь» отдал листок и ушел. Оказалось, это развернутый ответ на вопрос о спасении президента, ученого и ребенка: «Если в стране кризис, спасать нужно президента, так как... За исключением тех случаев когда... Если ученый — физик, его нужно спасать в той ситуации, которая...» И так целый лист мелким почерком. Определенным испытанием для многих участников стал вопрос анкеты: чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег. Действительно, чем? Многие — почти половина — готовы отказаться от своих личных интересов. Махнуть рукой на закон способны почти 20%. Остального — всего понемногу, в том числе готовности пожертвовать материальным благополучием и жизнью других людей (9,6% и 3% соответственно). Как отнестись к этим данным? Думаю, что с сожалением и пониманием. За большинством из них — бравада. Конечно, это шутки с дурным привкусом, но в каждом отдельном случае с ними нужно разбираться индивидуально. Они — послания души подростка окружающим взрослым. А детей в семье должно быть двое. Это мнение 60% наших респондентов. Вполне прогнозируемо. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕНезаконченные предложения «Счастье — это...» и «Порядочный человек — это...» имели у наших респондентов самые разные продолжения. Вот наиболее типичные. Счастье — это:
Порядочный человек — это:
Многие психологи отметили, что далеко не все дети смогли объяснить смысл словосочетания «порядочный человек». Неплохо бы поправить ситуацию. ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕПочти во всех случаях опрос стал
поводом для разговоров, совместных обсуждений,
личных размышлений. Кого-то он заставил
задуматься о себе.
Спасибо, Наталья Борисовна, сами авторы не смогли бы сформулировать лучше и точнее. Думается, что наша «акция» удалась. Получилась методика, которая заинтересовала вас. Собралась некоторая статистика. Первая психологическая статистика, собранная через газету. Простенькая, небольшая в масштабах страны, но статистика! Чего мы так и не дождались, так это критики. Хорошей такой, конструктивной критики или предложений «по изменению и дополнению». Мы вам очень благодарны за добрые слова и поддержку, но в дальнейшем надеемся и на критическую помощь. ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖМы называем данную методику «социологический опрос». Это не очень удачное название. У меня уже не в первый раз не хватает слов и профессиональных терминов, для того чтобы определить жанр создаваемых нами творческих «продуктов». Так к какому же психологическому жанру относится наш опрос, вся процедура целиком, включая разговоры, размышления, личные выборы? Я предлагаю использовать для обозначения таких форм психологической работы в школе — комплексных, многоцелевых, зрелищных — слово «действо». Психологическое «действо». В нем есть элементы шоу, создающие эмоциональный настрой; есть элементы психологической драмы — выбор, предпочтение, самораскрытие через предъявление своего личного выбора; есть также познавательные, просветительские, развивающие и многие другие элементы. Придумывать действа не просто, но они имеют огромное значение в нашей работе. Для меня именно они, действа, — высший пилотаж психологической работы в школе. Меня подкупает их ненавязчивость (не хочешь — не участвуй, потом пожнешь плоды своего выбора: все будут обсуждать результаты, а ты останешься в стороне) и одновременно глубина. Для того, кто готов заглянуть в себя достаточно глубоко, они предоставляют такую возможность. При этом, если кто-то, заглянув, испугался, у него всегда есть возможность спрятаться за фасад игры: это же так, не по-настоящему! Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук Публикация статьи произведена при поддержке клиники «Президентмед». Клиника «Президентмед» оказывает услуги диагностики и лечения кожных заболеваний, лазерной и аппаратной косметологии. Посетив официальный сайт клиники «Президентмед», который располагается по адресу http://www.presidentmed.ru/psoriasis Вы найдете статьи и видеоматериалы, которые расскажут о псориазе и способах избавления от этого кожного заболевания, сможете задать вопрос квалифицированному медицинскому специалисту онлайн и ознакомиться с фотографиями результатов лечения псориаза, проведенного в клинике «Президентмед». Использование самого современного оборудования и эффективных методик лечения, профессионализм и большой опыт успешной работы врачей клиники обеспечивают выполнение услуг, соответствующих самым строгим стандартам качества и надежности, которые помогут в быстрые сроки вернуть здоровье Вашей коже. |