Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2000

НОВОСТИ

ЯРОСЛАВСКИЙ СИМПОЗИУМ

Осенние симпозиумы социальных психологов в Ярославле стали уже традиционными. Третий год подряд их проводит Международная академия психологических наук (МАПН) совместно с факультетом Ярославского государственного университета (ЯрГУ). В этом году тема симпозиума «Теория, эксперимент, практика».

В мероприятии приняли участие психологи из России, Казахстана, Белоруссии, Удмуртии, Чувашии, США, Канады. Было заявлено семь направлений: методологические проблемы социальной психологии (ведущие В.А. Мазилов, К.А. Абульханова-Славская, В.Е. Семенов), организационная психология и менеджмент (А.В. Карпов, А.Л. Журавлев), социальная психология в образовании (Н.В. Клюева, Ю.А. Клейберг, С.М. Кашапов), социальная психология и здравоохранение (С.И. Ерина, А.Н. Жмыриков, Г.М. Мануйлов), проблемы тренинговых форм работы с клиентами, психологическое консультирование (В.В. Козлов, А.Д. Тытарь, В.А. Майков), современные социально-психологические проблемы общественного развития (В.В. Новиков, Н.П. Фетискин).

На пленарном заседании президент МАПН профессор В.В. Новиков особое внимание уделил тому, каким должен быть психолог: «Умным, мужественным, психически и физически здоровым, богатым и обязательно счастливым».

Хочу рассказать о работе направления «Социальная психология в образовании», которым я руководила (не совсем верное слово, так как активность участников была очень высокой). Назову проблемы, вокруг которых строилась работа.

Антропоцентрический и социоцентрический подход в социальной психологии

Гуманизация и гуманитаризация образования, интерес к «целостной» личности привели к тому, что в педагогической психологии стало уделяться гораздо меньше внимания вопросам взаимоотношений личности и группы, становления детских общностей, развития педагогических коллективов. В связи с этим пока не определено предметное поле социального психолога, работающего в образовании: что он должен делать, каким образом доказывать свою необходимость детям и педагогам.

Проблема также в позиционной дифференциации: кто такой школьный, социальный, медицинский или специальный психолог в школе. Хорошо, если есть служба, а если психолог один в школе?

Ярославцы рассказали о своем опыте. В городе существует разветвленная сеть психологической поддержки: областной центр «Ресурс», психологические центры различной направленности (для детей со специальными потребностями, по развитию творческих способностей детей, психолого-социальные центры, ориентированные на консультативную и тренинговую работу с детьми). Конструктивным можно признать предложение о передаче некоторых психологических инструментов педагогам.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Империя Гранд». Если Вы хотите по низкой цене купить высококачественную дверь в Санкт-Петербурге, то больше не надо вводить в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «межкомнатные двери СПб», и тратить время на утомительный поиск достойного предложения. Воспользовавшись услугами компании «Империя Гранд», Вы сможете приобрести двери с бесплатной доставкой на дом, что позволит сэкономить Ваши деньги и время. Узнать больше о предоставляемых услугах, получить консультацию онлайн - специалиста и оставить заказ на вызов замерщика можно на сайте интернет магазина компании «Империя Гранд», который располагается по адресу http://dveri.imgrand.ru

Академическая наука и психологическая практика

Во многих докладах звучал вопрос: «Какая психология способна обеспечить понимание происходящего в образовании?» Ответить на него попыталась Т.В. Черникова (Волгоград), предложив свое видение работы психолога образования. Теоретико-методологическим обоснованием должны стать, прежде всего, конструктивная психология, гуманистическая психология.

Школьный психолог крайне нуждается в теориях, которые будут понятны не только ему, но и тем, с кем он взаимодействует. Не понимают педагоги наших умных книг! Мы до сих пор существуем в пространстве «знаний о...», а не знаний-событий, знаний для себя и для людей. Я бы назвала лишь несколько психологов, тексты которых позволяют профессионально самоопределиться: А.А. Кроник, В.И. Слободчиков, В.М. Розин, Ф.Е. Василюк.

Подготовка специалистов-психологов для образования

«Мы учим студентов сдавать экзамены, а не строить профессиональную деятельность» — к такому выводу пришла наша группа на симпозиуме. Выпускники вузов — вполне сформированные субъекты учебной, а не трудовой деятельности. Они способны пересказывать лекции, конспектировать книги, но к профессиональной деятельности это имеет мало отношения.

На секции выступали студенты-психологи, которые к четвертому курсу так и не поняли, что, каким образом и зачем они будут делать после окончания вуза. Мало того, что традиционные формы обучения преобладают, трудно найти, где бы можно было поучиться у профессионального психолога. Многих эта тема задела, так как 80% присутствующих — преподаватели вузов.

Безусловно, уже на первом курсе необходимо выделять один-два дня для практики, менять программы подготовки, более активно использовать игры, тренинги и т.п. Мне кажется, что важно научить студентов проектировать свою деятельность, развивать способности к рефлексии, к пониманию, а не объяснению, формировать социальную компетентность, а не информировать о законах психологии общения.

Девиантное поведение

Коллеги из Ижевска поделились опытом работы с подростками, испытывающими наркотическую зависимость. Среди нас был профессионал — Н.В. Январский. Он рассказал о методе Шичко как наиболее эффективном при работе с наркозависимостями.

Формирование психологической компетентности школьников

Опытом преподавания психологии в школе поделился А.А. Калюжный из Актюбинска. Он ведет оригинальный курс по развитию навыков полемического мастерства.

Психологическое обеспечение социально-полезной конструктивной деятельности детей

Одно из сообщений было посвящено опыту работы в летних лагерях. В нем приводился целый веер методов: от арт-терапии (рисование, коллаж, танцы, пение) до приема «Остров страха» (последний используется для избавления детей от страха темноты).

Итоги

Один из выводов, который мы сделали после работы секции, таков: психологи нуждаются в библиотеке профессиональной литературы, в которую бы вошли материалы, подготовленные практическими психологами. Этот проект уже готовится издательством «Академия развития» (Ярославль) совместно с факультетом психологии ЯрГУ. Те, кто готов предоставить материалы, могут связаться с этим факультетом.

Необходима специальная работа по формированию предметного поля социальной психологии образования. На следующем симпозиуме, который состоится в Ярославле в сентябре 2001 года, будет проведен «круглый стол» на эту тему. Также мы запланировали проведение обучающих семинаров и мастерских по организационному развитию школы, по управленческому консультированию, по работе психолога с педагогами.

В следующем году мы приглашаем всех желающих принять участие в Ярославских чтениях (так участники назвали на итоговом пленарном заседании наш симпозиум).

Надежда КЛЮЕВА,
доктор психологических наук,
Ярославский государственный
университет