ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
СИЛЫ ВЛИЯНИЯ
Руководить - значит оказывать
влияние.
Г.Аммельбург
На чем основан авторитет
руководителя? Где те тайные психологические
источники, которые превращают его слова в закон
для исполнителей, а личные качества — в образец
для подражания? И вообще, доступны ли силы
влияния собственно научному исследованию, не
пахнет ли здесь вненаучным словом «энергетика»?
Ручаться трудно, но и науке об источниках влияния
известно немного.
ПРИНУЖДЕНИЕ
Это
первый источник. Известный социолог
М.Х. Мескон пишет по этому поводу: «Исполнитель
верит, что влияющий имеет возможность наказывать
таким образом, который помешает удовлетворению
какой-то насущной потребности, или вообще может
сделать какие-то неприятности». Возможность
использовать принуждение существует в тех
случаях (достаточно многочисленных), когда
человеку действительно что-то нужно и он уверен,
что другой способен у него это отобрать (или дать
ему).
У любого руководителя есть возможность
использовать принуждение. Можно угрожать
человеку потерей работы (материального
источника), статуса, эмоциональной поддержки,
социальной защищенности, в конце концов — жизни.
Однако принуждение предполагает жесткую систему
контроля за всеми этапами и аспектами
деятельности подчиненных. Сложность современной
организации взаимоотношений затрудняет такой
контроль. А вне этого принуждение теряет свою
эффективность.
В последние годы в европейской и американской
культуре управление через принуждение и страх
сходит на нет. Этого пока, видимо, нельзя сказать
о российской культуре. Увы, существуют как
исторические, так и экономические предпосылки
для управления через страх. Другой вопрос —
насколько продуктивна работа человека под
принуждением.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Это второй источник влияния. В каком-то
смысле вознаграждение — обратная сторона
принуждения: по своей сути, это столь же
манипулятивная техника.
Правильно подобранное вознаграждение является
мощным источником влияния. Но трудно представить
себе типичный способ вознаграждения, который
устроил бы самых разных людей. Возможно — это
деньги, но здесь возникает другая проблема:
ограниченность возможностей (нашим читателям
это хорошо известно). Кроме того, как отмечает
Мескон, «деньги и престижная должность не всегда
способны произвести впечатление на человека и
повлиять на его поведение».
Как же нужно вознаграждать, чтобы это
действительно «зацепило» сотрудника,
сформировало у него чувство благодарности и
подкрепило рвение в работе? Если говорить о
школе, то не стоит пренебрегать старыми, но
испытанными формальными процедурами типа записи
в трудовой книжке, грамоты, благодарственного
адреса (и не только по случаю прискорбного для
женщины-педагога юбилея!). Хороши поощрительные
поездки, экскурсии, путевки. Самое опасное дело —
денежные поощрения: денег, как правило, много не
найдется, а проблем в родном коллективе у
поощренного может возникнуть немало.
ТРАДИЦИИ
Это третий источник влияния. Власть
руководителя опирается на устоявшееся в
культуре, ставшее частью традиционного
воспитания, стереотипное представление о том,
что, условно говоря, «начальник всегда прав» и
«недостойного человека начальником не сделают».
Многие исследователи справедливо связывают
стереотипно-уважительное отношение к
начальственному месту, которое свойственно
европейской и американской культуре (и нашей,
несомненно, тоже), с характерными для этих
культур способами поддержания высокой
самооценки и удовлетворения социальных
потребностей. Механизм примерно таков: признавая
авторитет руководителя, я ощущаю себя
принадлежащим к группе, а следовательно —
социально защищенным. То есть признание традиции
позволяет мне удовлетворять важные социальные
потребности.
Присущая нашим культурам модель руководства
замечательно описана
М.-А. Робером и Ф. Тильманом в книге
«Психология индивида и группы». Вот отрывок из
нее.
Руководитель — это тот, кто внутри
своей группы достиг положения, обеспечивающего
ему безопасность и престиж. Именно эта роль
«красит» человека, вызывает зависть и очень
часто... критику. Это последнее отношение весьма
характерно и является нередко выражением
зависти со стороны того, кому не удалось достичь
такого положения.
Руководитель — это также тот, кто
судит и дает оценку. Очень часто ему говорят не
то, что думают, а то, что, как полагают, принято ему
говорить, исходя из того, что он, как думают...
думает. Эта зависимость развила у нас
способность нравиться. Искусство, которое
является, в сущности, лишь хитростью.
Это широко распространенное отношение
к руководителю не оставляет его безразличным.
Постепенно он сам начинает верить тому образу,
который создали другие. Эта позиция удобна, и она
вполне его удовлетворяет.
В последние годы возможности этого вида влияния
серьезно ослабевают. Происходит трансформация в
понимании авторитета. Мы уходим от авторитета «ex
officio» (по долгу службы) к авторитету «ex persona»
(основанному на личных качествах).
ХАРИЗМА
Четвертый
источник влияния — личность руководителя,
власть примера (харизма). В основе подобного
влияния — банальная истина: люди чаще испытывают
на себе влияние тех, кто является их идеалом.
Находясь в подчинении у такого человека, люди
склонны брать пример с его поведения, отношения к
делу, стиля общения.
Харизматической личности присущи следующие
черты.
Обмен энергией. Создается
впечатление, что такой человек излучает энергию
и заряжает ею окружающих.
Внушительная внешность.
Харизматический лидер не обязательно красив, но
привлекателен, обладает хорошей осанкой и
прекрасно держится.
Независимость характера. В своем
стремлении к благополучию и уважению такой
человек не полагается на других.
Хорошие риторические способности. У
него есть умение говорить.
Достойная и уверенная манера держаться.
Харизматическая личность чувствует себя
комфортно, когда другие ей восхищаются, не
впадает при этом в надменность или себялюбие.
Выглядит человеком собранным и владеющим
ситуацией.
Несомненно, что в основе
харизматического влияния — эксплуатация
каких-то достаточно глубоких социальных
стереотипов и неосознаваемых культурных
установок. Г. Лебон замечает по этому поводу,
что «тип героя, которого любят толпы, всегда
будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его
авторитет им импонирует, а его меч внушает
страх».
Как показывает опыт, имитировать харизму очень
непросто, хотя к этому, естественно, стремятся
многие, прежде всего те, для кого психологическое
влияние является частью профессии: политики,
журналисты, рекламные «дивы» и «настоящие
мужчины». Обладать харизмой не мешало бы
педагогам и психологам... Нужно пробовать:
некоторым все-таки удается пробудить в себе
дремлющую харизму.
ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ
Это пятый источник влияния. Для
подчиненного часто является очевидным и не
требующим специального подтверждения факт, что
руководитель обладает ценными знаниями.
Экспертная власть характерна не только для
руководителей. В принципе, если человек знает
(или считает), что его партнер обладает ценными
знаниями в значимой области, он склонен
подчиняться его влиянию.
Особенность экспертной власти в том, что она
набирает силу постепенно. Если харизматические
способности руководителя видны сразу, то
экспертную власть надо завоевать. Школьному
руководителю в этом смысле не позавидуешь, его
деятельность разнообразна, охватывает много
сфер, и в каждой ему не помешало бы утвердиться в
качестве эксперта (в финансовых и юридических
вопросах, в педагогике, в психологии, в
управленческой науке).
Самое разрушительное для экспертного влияния —
это ситуация, когда руководитель демонстрирует
свою некомпетентность или вынуждает
подчиненного реализовывать его непродуманные
решения. Если не уверен в своих знаниях, лучше
доверься исполнителю — специалисту,
проконсультируйся на стороне, найди возможность
повысить свою компетентность. У руководителя,
честно признающего неосведомленность в каких-то
частных специальных вопросах и предпринимающего
усилия для ее ликвидации, много шансов овладеть
пятым источником влияния — властью эксперта.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук