Один иранский (кажется)
миллионер как-то раз скупил весь тираж какой-то
местной почтовой марки и сложил его в потайной
комнате своего особняка. После этого он
пригласил нескольких известных во всем мире
коллекционеров к себе в гости, привел в потайную
комнату, отложил из тиража столько марок, сколько
было гостей, и... сжег все оставшиеся. «А теперь —
раскошеливайтесь, господа!» И господа
раскошелились, вернув «гостеприимному» хозяину
его затраты вместе с немалой прибылью.
Странно, скажете вы. Ведь достоинства марок,
оставшихся «в живых», не изменились от того, что
остальной тираж был уничтожен. За что тогда,
собственно, были уплачены эти денежки?
А за уникальность. Как только стало известно, что
марка есть только у меня и у пяти коллег, ее
ценность резко возросла. Мало что в нашем мире
ценится больше, чем уникальность. Мода на слово
«эксклюзивный», употребляемое сегодня к месту и
не к месту, лишний раз это доказывает.
Вот только с уникальностью человеческой
личности дело обстоит не так просто. Мы чаще
склонны рассматривать людей в качестве
воплощенной функции. Самый яркий пример —
ходячая реклама, человек-сандвич, увешанный с
двух сторон объявлениями и прогуливающийся
вдоль автомобильной пробки. Живой штатив,
человек в роли подвижного столба. Какая уж тут
уникальность-индивидуальность! Не Вася, так Петя,
не Петя, так Маша. Мало ли желающих заработать
себе на хлеб. Или на бутылку...
Это распространенное отношение. Когда одному
бизнесмену мягко указали на недопустимость
использования ненормативной лексики в общении с
секретаршей, он искренне удивился: «Это еще
почему? Не нравится, пусть уматывает. Такого
добра, как секретари, в Москве пруд пруди, только
свистну — набегут».
Получается, главное — не человек, а функция. Муж
— чтоб деньги зарабатывать, жена — чтоб носки
стирать, подчиненный — чтоб трепетно выполнять
указания, а начальник — чтоб зарплату платить,
вовремя да побольше.
В результате мы часто оцениваем человека не по
тому, каков он сам, а по тому, к какой категории он
относится. Любим мы типологии, ох, любим! Ну так
хочется штампик шлепнуть и ценник прилепить! А то
силы тратить, в душу заглядывать... Нам бы попроще,
на ярлычок покосился — и все ясно. Бабы — дуры,
мужики — сволочи, чиновники — воры, москвичи —
пижоны, грузины — торгаши и так далее до
бесконечности. Знакомые формулы?
Отсюда же, кстати, и всеобщая тяга к гороскопам.
Уж больно здорово они жизнь облегчают, заменяя
море индивидуальностей двенадцатью яркими
типами.
И вот тут-то — в отношении к типологиям —
проявляется важное различие между
общечеловеческим подходом (назовем его
обывательским) и профессиональным взглядом
психолога. Обывателю важно человека под тип
подвести. Психологу же — за типом увидеть
личность.
В самом деле, познакомьте соседку Фросю с
четырьмя типами темперамента. Тут же получите от
нее «раскладку» всех знакомых на четыре
категории. Да еще с выводами типа «Танька-то
вчера снова с мужем поругалась, одно слово —
холеричка».
Для психолога же индивидуальное не менее, а то и
более важно, чем типическое. Расписать
конкретного Васю по формулам — дело нехитрое.
Берешь, к примеру, тест Лири в обработке Собчик —
и вперед! А вот распознать Личность за
процентилями и сырыми баллами — это уже
профессиональная задача.
Для психолога человек не марка, отштампованная
тиражом в сотни тысяч, не безымянный кирпич в
стене (привет Пинк Флойду и фильму «Стена») и не
штатная единица (незаменимых у нас нет). Один
такой он родился, один такой умрет, и больше
такого не будет никогда...
Марк САРТАН |
В оформлении использована
инсталляция немецкого художника Йозефа Бойса
«Фетровый костюм», 1970 г. |