Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2000

РЕПОРТАЖ

ВСЕМ ПО ПРОТОКОЛУ!

С 19 по 21 сентября в Москве состоялось совещание, инициатором которого выступил Отдел практической психологии и охраны здоровья Минобразования РФ. Теперь, после принятия постановления о ППМС-центрах, нужно создать пакет документов, регулирующих различные стороны их деятельности, поэтому специалистами отдела был сформулирован заказ на разработку нормативно-правовой документации и программно-методического обеспечения деятельности ППМС-центров. Для того чтобы найти исполнителей, был объявлен конкурс. По его результатам ответственным за разработку предложений по документации, регламентирующей деятельность ППМС-центров, становится Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие»
им. Л.С. Выготского (НМЦ «ДАР»).
Первым шагом на пути к созданию этих документов стало проведение в Москве рабочего совещания директоров ППМС-центров.

РАБОТА КРУГЛЫЕ СУТКИ

«Наступило время качества и сертификации продукции» —
считает представитель фирмы «Риккон», занимающейся
разработкой стандартов организации деятельности

На совещание были приглашены специалисты наиболее «продвинутых» центров, то есть тех, где за последние десять лет достигли значительных успехов. Присутствовали также представители органов управления. Всего в семинаре приняли участие 22 человека.
Участникам совещания предварительно была разослана анкета, целью которой являлось выяснение круга проблем, актуальных для различных специалистов ППМС-центров. Многие приехали на совещание с настроем на серьезную работу и привезли свои наработки: уставы, штатное расписание, функциональные обязанности сотрудников. Организаторы совещания представили полный набор уже существующих документов.
Разработка нормативных и программно-методических документов для ППМС-центров существенно облегчит жизнь в первую очередь новым центрам.

НЕОБХОДИМЫЙ БЛОК

Открыли совещание новый руководитель Отдела практической психологии и охраны здоровья И.М. Каманов и директор научно-методического центра «ДАР» им. Л.С. Выготского С.М. Чечельницкая. Они сразу настроили присутствующих на серьезную работу. И это было правильно.
В первый день участники работали в группах. Конечным результатом должны были стать рекомендации по разработке блока нормативных документов, регламентирующих деятельность ППМС-центров Российской Федерации. Решили, что этот блок будет включать:

— учредительный договор;
— устав;
— штатное расписание;
— функциональные обязанности сотрудников;
— квалификационные требования при приеме на работу;
— условия лицензирования;
— условия аттестации.

НУЛЕВОЙ ВАРИАНТ

Второй день совещания был посвящен разработке содержательной (программно-методической) части деятельности ППМС-центров. В качестве основной формы «стандартизации работы специалистов ППМС-центров» был предложен «протокол». Это своего рода программа или стандартизированная технология по той или иной проблематике. Каждый такой протокол при своем создании должен пройти несколько этапов: апробацию, внешнюю оценку, корректировку на основе обратной связи.
Центры и отдельные специалисты могут предлагать свои варианты, так называемые нулевые протоколы. Они будут рассылаться по всем центрам, которым интересна данная проблематика. После апробирования разработчики получат всевозможные замечания и дополнения. С их учетом будет создаваться более совершенный вариант протокола.
Далее проходило обсуждение того, кто чем хочет заниматься. Свои разработки предложили
Н. Манелис, Н. Семаго, Е. Клеманова, Т. Ахутина. Эта часть совещания прошла достаточно плодотворно. После обсуждения обозначился круг нерешенных проблем, связанных с диагностико-коррекционной работой центров. В их число вошли аутизм, проблемы пубертатного периода жизни ребенка и ряд других.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Д.С. Шилову пришлось держать ответ за все Министерство образования

На третий день был запланирован «круглый стол» «Перспективы развития системы ППМС-центров России». Начался он с выступления начальника Управления общего и специального образования Минобразования РФ Д.С. Шилова.
Положительно оценив совещание, Д.С. Шилов высказал свое удовлетворение по поводу того, что так оперативно удалось собрать большое количество представителей наиболее успешно работающих центров и руководителей психологических служб. Теперь, когда ППМС-центры доказали свое право на существование, требуется разработка нормативной документации, которая закрепила бы их права и обязанности.
Дмитрий Степанович воспользовался удачной метафорой: в ответ на прозвучавшую критику в адрес центров, где они были охарактеризованы как «калитка для изгнания детей из общеобразовательной школы», он определил их как «ворота для тех, кого эта школа изгнала».
В качестве домашнего задания участникам совещания поручили разработать программно-методическое обеспечение.

Теперь у специалистов центров есть шансы получить финансирование на новые разработки. Для этого нужно выиграть конкурс или стать федеральной экспериментальной площадкой. В утвержденном документе «Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образования на 2000—2002 гг.» заложена новая система финансирования: 30% финансирования идет на приоритетные направления, заявленные Минобразованием РФ, а 70% — на конкурсные разработки.
Многое предстоит сделать в специальной психологии. Здесь есть только общая концепция, рожденная в мучительных спорах. Поэтому требуется не только разработка положения, функциональных обязанностей, но и создание методической базы для работы с детьми.
Далее Дмитрий Степанович отвечал на вопросы участников. Так что «круглый стол» плавно перетек в своеобразную пресс-конференцию, где в роли оппонента Шилова выступил директор Комплекса социально-психологической реабилитации детей и подростков Московского департамента образования В.Н. Касаткин, обеспокоенный грядущими изменениями в системе финансирования. По его мнению, основным тормозом в развитии ППМС-центров является «Закон об образовании», поскольку ребенка как такового там нет.
Д.С. Шилов не мог с этим не согласиться, заметив, что в те времена, когда принимался этот закон, ребенка там и быть не могло. В современной же ситуации легче принять новый документ, а для этого надо вносить как можно больше поправок в прежний. К этому Д.С. Шилов и призвал собравшихся.

Дальнейшее развитие событий привело к тому, что настоящего обсуждения «Перспектив развития...» не получилось и незапланированная пресс-конференция плавно перетекла в парадные выступления. Их лейтмотивом было: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» И это действительно здорово, так как народу катастрофически не хватает профессионального общения и обмена мнениями. А если уж это совместилось с учебой и с возможностью получить (бесплатно!) множество материалов, то о чем тут говорить...

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Участники совещания выдержали три дня напряженной работы

За время работы удалось определить круг проблем, требующих создания специальных документов. Их оказалось даже больше, чем предполагалось. Кроме того, были сформулированы требования к этим документам.
Теперь будет создана рабочая группа, которая займется разработкой этих документов. После согласования в различных инстанциях они будут переданы на экспертизу участникам совещания и одновременно в газету «Школьный психолог» для широкого обсуждения. После этого документы будут утверждены окончательно.
Участники совещания высказывали немало слов благодарности его устроителям (где особо были отмечены актуальность вопросов и хорошая организация работы). Прозвучали пожелания более тесного сотрудничества и предложение об открытии собственного сайта в Интернете.
Центры остро нуждаются в обучении специалистов и в новых технологиях. В общем, все говорили о своем, о наболевшем.
В.Н. Касаткин поставил вопрос о создании Всероссийского информационного центра, который должен постоянно финансироваться. Ему в обязанности будет вменено регулярное методическое обеспечение ППМС-центров научной информацией.
Выступившая вслед за ним С.М. Чечельницкая внесла предложение о создании ассоциация ППМС-центров на базе региональной общественной организации «Образование и здоровье». Основными задачами ассоциации она видит следующие: накопление информации; консолидацию усилий различных ППМС-центров; проведение ежегодных конференций; организацию конкурсов; решение актуальных проблем. Для создания подобной ассоциации надо совсем немного: организовать сбор членских взносов для содержания технического секретаря и оплаты почтовых расходов. Журнал «Школа здоровья» может стать основным информационным органом ППМС-центров. Кроме того, может быть создан сайт, поддерживать который будет ассоциация совместно с Министерством образования РФ. Предложение было одобрено присутствующими.

НЕМНОГО О ГРУСТНОМ

Выше описаны положительные итоги совещания. Но после его окончания появилась возможность более трезво посмотреть на некоторые вещи.
К сожалению, все проблемы тесно сплетены в единый клубок. Требования к новому качественному уровню работы ППМС-центров неизбежно войдут в противоречие с уровнем подготовки специалистов. А где взять хороших специалистов, особенно в небольших городах? Повышать квалификацию? Но где и на какие средства?
В кулуарах директор одного из сильных московских центров рассказывала мне о том, как прекрасно они готовят специалистов, занимаясь не только их профессиональным совершенствованием, но и личностным ростом. Где же место таким замечательным психологам? Конечно же, в коммерческих фирмах. Они отлично подготовлены и личностно успешны.
Но хватит о грустном. Напоминаем, что читатели нашей газеты скоро будут иметь уникальную возможность — принять активное участие в обсуждении документов для ППМС-центров. Мы будем ждать не только конструктивной критики, но и конструктивных предложений!

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Министерство образования РФ
Тел: (095) 923-18-19
НМЦ «ДАР»
им. Л.С. Выготского при Министерстве образования РФ

Тел.: (095) 128-16-55,  128-39-87