МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
КОРЯГА
В качестве примера психологической
сказки можно привести сказку «Коряга» Алисы
Поповой — замечательного психолога из Орска
Давным-давно на окраине огромного темного леса
у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были
хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были
в удивительном беспорядке — вперемежку большие
и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие.
Такая у них была игра: они любили наскакивать
друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с
шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных бревен выделялась одна
странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид
давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал —
она была такой, какой уродилась здесь, на берегу
реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была
настолько неповоротлива, что своими вкривь и
вкось торчащими сучьями делала больно другим.
Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней
дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не
обломать ли ей все сучки, да подровнять
задоринки?»
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда
она лежала в одиночестве и до нее доносились
веселые голоса Бревен. А ей было так грустно
думать, что никому она не нужна, что она совсем не
такая, как остальные. Уставшая от печальных
мыслей, от чувства безысходности, она наконец
уснула.
А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна
перепугались, а потом, когда Дровосек стал
подтягивать их одно к другому, поняли, что он
хочет соорудить плот и отправиться в
путешествие. Бревна стали помогать ему и через
некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда:
не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы
скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал
на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться
полезной.
Дровосек с трудом уложил корягу поперек всех
Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед
Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно
прижали их друг к другу и закрепили плот. А на
длинный сук, который гордо поднимался вверх,
Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое путешествие, в новые
неизведанные земли.
Графика - Анна Пригода
КОММЕНТАРИЙ К СКАЗКЕ
Особенность этой сказки в том, что ее
психологическая трактовка может быть
принципиально различной. О чем она? О существе,
которое в силу своей непохожести на других и
нестандартности страдало и подвергалось гонению
со стороны этих других — красивых и
благополучных, а потом оказалось, что ее
непохожесть просто жизненно необходима
окружающим? Да, это очевидно.
Для кого эта сказка? Для детей, отвергаемых
сверстниками? Для детей с физическими
недостатками? Для детей, не умеющих общаться? Да,
она может быть использована в работе с такими
детьми. Тогда «Коряга» — это
психотерапевтическая сказка, в которой ребенок
видит отражение собственной жизненной ситуации
и идентифицирует себя с главным героем.
Но в том-то и прелесть этой сказки, что если
суметь увидеть в ней более глубокий смысл, то она
превращается в сказку психологическую — о
внутреннем мире человека.
Ведь можно предположить, что Бревна — это
внутреннее психологическое содержание,
сформированное при взаимодействии с социумом, то
есть нечто окультуренное, правильное,
«отесанное». А Коряга — это подлинное «Я»
ребенка, которое противостоит фасадному «Я»,
желательному для взрослых — родителей и
учителей. И пусть это подлинное «Я» неуклюже и
неудобно для других, но зато оно способно стать
ядром для развития личности; осознание и
принятие своего подлинного «Я» дает возможность
запустить механизм саморазвития.
Иными словами, эта сказка — метафора процесса
самоосознавания, или продвижения, используя
юнгианский термин, к Самости. Она может быть
использована для объяснения процессов,
происходящих во внутреннем мире любого человека.