КОЛЛЕГИЛИЧНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕСКандидат психологических наук Людмила Ивановна ДЕМЕНТИЙ совмещает, казалось бы, несовместимое. Она работает деканом факультета психологии Омского государственного университета и одновременно школьным психологом. Мы попросили ее рассказать о том, как эти две ипостаси влияют друг на друга.Каким образом декан факультета психологии классического университета оказался в школе?На это есть две причины. А когда сын окончит школу, вы останетесь здесь?Я думаю, что да. Помните Сент-Экзюпери? Мы в ответе за тех, кого приручили. А потом — остается ведь и другая мотивация. Она со временем не исчезает, а наоборот — усиливается. Чем вы занимались до работы в школе?Я сугубо университетский человек,
окончила Харьковский университет, там же
осталась преподавать на кафедре психологии.
Потом по семейным обстоятельствам переехала в
Ташкент, там тоже работала в университете. С практической психологией образования вам раньше приходилось сталкиваться?Никогда. Кем вы пришли в гимназию?Я пришла просто психологом и работала
здесь на полставки. Каковы были впечатления университетского психолога, впервые в жизни попавшего в школу?У меня были очень хорошие впечатления, вполне позитивные. Чем вы занимались в первый год?В первый год мы разрабатывали
программу преподавания психологии с 5-го по 11-й
класс. Часто школьному психологу, особенно в первый год, приходится заниматься другими вещами...Вы имеете в виду диагностику? Мне не
пришлось. На следующий год вы стали научным руководителем. Почему у школы возникла такая необходимость?В городе принято, что каждая гимназия занимается какими-то научными разработками. У нас главная тема — это проблема творчества. Вот для нее-то и понадобился научный руководитель. Я к тому времени уже консультировала учителей по развитию творчества, проводила различные семинары, вела обучение учителей. Как соотносится та психология, которой вы занимались в университете, с той психологией, которая нужна в школе?Мне кажется, что академическая и
практическая психология совершенно неразрывны.
Их нельзя противопоставлять. В чем заключается психологическое мышление?Это способность видеть в любом явлении
психологические закономерности и механизмы.
Никакая переподготовка этого не дает, ну разве
только впоследствии, в сочетании с огромным
опытом. Когда вы начинали работать в школе, ощущали ли какие-то пробелы в подготовке?Нет. Я профессиональный диагност,
кроме того, много лет занималась тренингами. У
меня огромный багаж практической работы в разных
сферах. Я просто творчески подходила к тому, что я
умею, и переносила это на работу с учителями. Есть мнение, что одна из проблем университетского психолога, попавшего в школу, — взгляд на человека как на объект эксперимента, что в школе недопустимо. Как вы могли бы это прокомментировать?Неправда, что академическая
психология формирует исключительно объектное
отношение к человеку. Это совершенно
необязательно. Все зависит от тех ориентиров,
которые мы расставляем в преподавании. Сколько школьных психологов выпустил ваш факультет?60 человек, и основная масса работает в школах. Отзывы очень хорошие. Насколько они оказались готовы к проблеме принятия психолога в школе?Мы очень стараемся готовить студентов
к реальной практической работе, потому что в
Омске психологам-теоретикам работать пока негде.
Основная масса все равно уйдет в школы. Что интересного вы, как декан факультета психологии, нашли именно на этой базовой площадке?Гимназия интересна тем, что здесь работает опытный психолог, моя коллега Наталья Викторовна Забелина. Это человек, который может многое рассказать студентам, показать грамотную работу. И вообще здесь очень благосклонное отношение к исследовательской деятельности. Как ваша работа в школе сказалась на организации подготовки школьных психологов?Я разработала курс психодиагностики для школьной психологической службы. На основании собственного опыта?Я не могу сказать, что только на основании опыта, но в частности — да. Если бы вы разрабатывали такой курс, не работая в школе, был бы он другим?Нет. Для меня, как профессионального диагноста, разработать частную программу психодиагностики особого труда не составляет. Но примеры, которые я привожу студентам, исключительно из личного опыта работы в данной школе. Это касается, например, диагностики готовности ребенка к школе или такой проблемы, как информирование родителей, детей и учителей о результатах диагностики. Это относится не только к курсу психодиагностики.Допустим, я провожу семинар или тренинг, например, по проблеме эмоционального сгорания учителя. Тогда я обязательно использую тот материал, который мы получили на базе школы. Ведь можно говорить об этой проблеме в принципе, а можно приводить конкретные примеры. А иначе на что опираться? Смогли бы вы организовать подготовку студентов по этой специализации, если бы не работали в школе?Я думаю — нет. Это нужно прочувствовать. Это такой пласт опыта, который безусловно отражается на всем, что я делаю. Как вы на основании этого опыта планируете совершенствовать подготовку школьных психологов?Во-первых, нужно разрабатывать новые
курсы. Мне остается только пожелать вам удачи и успехов как в школе, так и в университете...Спасибо. Беседовал Марк САРТАН Общеобразовательная гимназия № 140, г.
Омск Факультет психологии Омского
государственного университета |