Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2000

КОЛЛЕГИ

ЛИЧНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Кандидат психологических наук Людмила Ивановна ДЕМЕНТИЙ совмещает, казалось бы, несовместимое. Она работает деканом факультета психологии Омского государственного университета и одновременно школьным психологом. Мы попросили ее рассказать о том, как эти две ипостаси влияют друг на друга.

Каким образом декан факультета психологии классического университета оказался в школе?

На это есть две причины.
Во-первых, здесь учится мой сын. И мне хотелось, чтобы атмосфера в школе была комфортной. Для этого оказалась востребованной моя помощь как профессионального психолога.
Во-вторых, наш факультет готовит школьных психологов, а точнее — дает специализацию «Психология в образовании». И наши студенты выполняют в школе курсовые и дипломные работы, проходят ознакомительную и педагогическую практику.
То есть интерес и личный, и профессиональный.

А когда сын окончит школу, вы останетесь здесь?

Я думаю, что да. Помните Сент-Экзюпери? Мы в ответе за тех, кого приручили. А потом — остается ведь и другая мотивация. Она со временем не исчезает, а наоборот — усиливается.

Чем вы занимались до работы в школе?

Я сугубо университетский человек, окончила Харьковский университет, там же осталась преподавать на кафедре психологии. Потом по семейным обстоятельствам переехала в Ташкент, там тоже работала в университете.
А несколько лет назад меня пригласили в Омск возглавить открывавшуюся кафедру психологии. Так я здесь и оказалась.
Кандидатскую диссертацию я защищала по проблемам ответственности. Называлась она «Типология ответственности и личностные условия ее реализации». Докторскую тоже пишу по этой теме, но немножко с другим названием.

С практической психологией образования вам раньше приходилось сталкиваться?

Никогда.
После Харькова я усиленно начала заниматься практической психологией в разных областях. Я занималась судебно-психологической экспертизой, потом проблемами ведения деловых переговоров, потом был опыт общения со школьными психологами. Все это очень много дало мне в смысле профессионального роста.
Когда я окончила Харьковский университет, то преподавала, преподавала, преподавала. А сейчас не представляю себе, как можно преподавать, не зная на собственном опыте практических возможностей психологии.

Кем вы пришли в гимназию?

Я пришла просто психологом и работала здесь на полставки.
Через год в гимназии появился второй психолог, и меня перевели в ранг научного руководителя. Я и сейчас научный руководитель программы развития. По сути дела — научный консультант школы.

Каковы были впечатления университетского психолога, впервые в жизни попавшего в школу?

У меня были очень хорошие впечатления, вполне позитивные.

Чем вы занимались в первый год?

В первый год мы разрабатывали программу преподавания психологии с 5-го по 11-й класс.
Одна из проблем была в том, чтобы психологию преподавать не просто как предмет, а организовать развивающие уроки, практические занятия и тренинги, включить много индивидуальных консультаций.

Часто школьному психологу, особенно в первый год, приходится заниматься другими вещами...

Вы имеете в виду диагностику? Мне не пришлось.
Я вообще против повальной психологической диагностики в школе, категорически. У нас в городе с этим творится просто безобразие, вы даже не можете себе представить. У нас могут дать, например, директиву провести общее тестирование на агрессивность.

На следующий год вы стали научным руководителем. Почему у школы возникла такая необходимость?

В городе принято, что каждая гимназия занимается какими-то научными разработками. У нас главная тема — это проблема творчества. Вот для нее-то и понадобился научный руководитель. Я к тому времени уже консультировала учителей по развитию творчества, проводила различные семинары, вела обучение учителей.

Как соотносится та психология, которой вы занимались в университете, с той психологией, которая нужна в школе?

Мне кажется, что академическая и практическая психология совершенно неразрывны. Их нельзя противопоставлять.
Я решительно против подготовки так называемых чистых практических психологов. Без хорошего психологического образования практическая работа невозможна, поэтому я бы не отделяла одно от другого. Самое главное — это психологическое мышление, а оно связано с базовой подготовкой.

В чем заключается психологическое мышление?

Это способность видеть в любом явлении психологические закономерности и механизмы. Никакая переподготовка этого не дает, ну разве только впоследствии, в сочетании с огромным опытом.
Для меня поставить вопрос, должен ли психолог иметь базовое образование, это все равно, что поставить вопрос, должен ли быть специалист профессионалом.

Когда вы начинали работать в школе, ощущали ли какие-то пробелы в подготовке?

Нет. Я профессиональный диагност, кроме того, много лет занималась тренингами. У меня огромный багаж практической работы в разных сферах. Я просто творчески подходила к тому, что я умею, и переносила это на работу с учителями.
В этом-то и состоит преимущество базового образования: там есть столько всего, что никакого ощущения нехватки не возникает. Наоборот, есть ощущение, что тебе дали слишком много, а ты пока еще не знаешь, где это можно применить.

Есть мнение, что одна из проблем университетского психолога, попавшего в школу, — взгляд на человека как на объект эксперимента, что в школе недопустимо. Как вы могли бы это прокомментировать?

Неправда, что академическая психология формирует исключительно объектное отношение к человеку. Это совершенно необязательно. Все зависит от тех ориентиров, которые мы расставляем в преподавании.
Мне кажется, что у моих студентов не формируется такого отношения. Хотя я согласна, что при определенном стиле обучения, при определенных программах, ориентированных исключительно на теоретическое образование, такая проблема может возникнуть.

Сколько школьных психологов выпустил ваш факультет?

60 человек, и основная масса работает в школах. Отзывы очень хорошие.

Насколько они оказались готовы к проблеме принятия психолога в школе?

Мы очень стараемся готовить студентов к реальной практической работе, потому что в Омске психологам-теоретикам работать пока негде. Основная масса все равно уйдет в школы.
Поэтому наши студенты проходят сначала ознакомительную, затем производственную и, наконец, педагогическую практику. Трудности работы психолога они знают не понаслышке.
Еще мы часто собираем на «круглый стол» школьных психологов, которые рассказывают студентам о своих проблемах.

Что интересного вы, как декан факультета психологии, нашли именно на этой базовой площадке?

Гимназия интересна тем, что здесь работает опытный психолог, моя коллега Наталья Викторовна Забелина. Это человек, который может многое рассказать студентам, показать грамотную работу. И вообще здесь очень благосклонное отношение к исследовательской деятельности.

Как ваша работа в школе сказалась на организации подготовки школьных психологов?

Я разработала курс психодиагностики для школьной психологической службы.

На основании собственного опыта?

Я не могу сказать, что только на основании опыта, но в частности — да.

Если бы вы разрабатывали такой курс, не работая в школе, был бы он другим?

Нет. Для меня, как профессионального диагноста, разработать частную программу психодиагностики особого труда не составляет. Но примеры, которые я привожу студентам, исключительно из личного опыта работы в данной школе. Это касается, например, диагностики готовности ребенка к школе или такой проблемы, как информирование родителей, детей и учителей о результатах диагностики.

Это относится не только к курсу психодиагностики.

Допустим, я провожу семинар или тренинг, например, по проблеме эмоционального сгорания учителя. Тогда я обязательно использую тот материал, который мы получили на базе школы. Ведь можно говорить об этой проблеме в принципе, а можно приводить конкретные примеры. А иначе на что опираться?

Смогли бы вы организовать подготовку студентов по этой специализации, если бы не работали в школе?

Я думаю — нет. Это нужно прочувствовать. Это такой пласт опыта, который безусловно отражается на всем, что я делаю.

Как вы на основании этого опыта планируете совершенствовать подготовку школьных психологов?

Во-первых, нужно разрабатывать новые курсы.
Например, у нас читается курс психологического консультирования. А курса детского возрастного консультирования нет. Надо расширить спецкурс психодиагностики в школьной психологической службе. Нужно ввести специализированную подготовку к тренинговой работе в школе и многое другое.
Во-вторых, я хотела бы, чтобы некоторые спецкурсы у нас читали школьные психологи.

Мне остается только пожелать вам удачи и успехов как в школе, так и в университете...

Спасибо.

Беседовал Марк САРТАН

Общеобразовательная гимназия № 140, г. Омск
Тел.: (3812) 16-59-56

Факультет психологии Омского государственного университета
Тел.: (3812) 63-21-18