Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2000

ИГРОТЕКА

МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.

Н. Заболоцкий

Игра «Маска» помогает учащимся в самопознании, им предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны. Полезным ее итогом может стать адекватное восприятие человеком себя и окружающих в различных социальных ситуациях.

Время проведения: 1–1,5 часа (время зависит от количества людей, а также от глубины раскрытия человека и необходимости вывести его на осознание чего-либо).
Количество участников: до 15 человек.
Возраст: начиная с 14–15 лет. Участники уже должны иметь опыт работы над собой, опыт самораскрытия и рефлексии.
Материалы: маски для каждого участника. (Маски готовятся дома в качестве домашнего задания.)
Инструкция к домашнему заданию (дается на предыдущем занятии)

Уважаемые участники! Следующее домашнее задание потребует от вас известного мужества, честности и ответственности. Многие из вас, наверное, замечали, что в разных ситуациях вы ведете себя по-разному. Только вы знаете (или предполагаете, что знаете), какой вы есть на самом деле. А ведь другие люди видят вас таким, каким вы себя преподносите. Или таким, каким вас вынуждают быть окружающие. Может быть, не всегда вам нравятся навязанные роли, но вы к ним привыкли и часто их играете.
Итак, домашнее задание такое. Найдите время и подумайте о своей жизни. Какой вы есть на самом деле? А каким вы стараетесь выглядеть в определенной компании или среде? А какую роль вас вынуждают играть другие люди (родители, учителя, друзья)? Затем нарисуйте маску: такую, какую вы чаще всего носите среди других, такую, какую вас вынуждают носить, или такую, о которой никто не знает, — выбирайте сами. Придумайте форму, цвет, значение, художественное оформление и т.д. Это должна быть настоящая маска, которую можно надеть на лицо. На следующее занятие принесите маску с собой.

Комментарии

Ведущему желательно сделать маску и для себя. В некотором смысле рассказ ведущего о себе подстегивает и стимулирует детей, дает им пример, как можно рассказать о себе. Таким образом ребята получают негласное подтверждение тому, что рассказывать о себе относительно безопасно.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат и привлечения мощных личностных ресурсов.
Хорошо, если получится перед упражнением вывести детей из кабинета и дать им войти обратно уже в масках. Это создает у участников определенное настроение, способствующее более полному погружению в ситуацию.

Инструкция первого круга
Уважаемые «маски»! Расскажите, пожалуйста, кто вы. Что означает ваша маска?
Каждый по очереди представляется и в конце обсуждения первого круга снимает маску. Здесь используются вопросы первого круга обсуждения.
Примерные вопросы первого круга

Что изображено на маске? Почему выбран такой цвет, такая форма?
В каких ситуациях эта маска вступает в действие?
Сложно ли было придумывать маску?
Ты сам(а) придумал(а) маску или кто-то подсказал?
Тебе нравится находиться в такой роли, играть под этой маской?
Тебя кто-то заставляет ее надевать или это поведение выбираешь ты
сам(а)?
Как можно назвать ту роль, которую ты играешь под этой маской?
Какие еще маски существуют в твоем арсенале?
Какие бы маски ты хотел(а) иногда (или часто) надевать, чтобы справиться или защититься в каких-то ситуациях? В каких именно?
Что нового ты узнал(а) о себе во время выполнения данного упражнения?

После первого круга можно зачитать отрывок из книги Кобо Абэ «Чужое лицо» (Кобо Абэ. Женщина в песках. Чужое лицо. М., 1969, с. 345).
Вкратце сюжет этой книги таков. Ученый, лицо которого обезображено ожогом, не в силах вынести уродства, отчуждающего его от окружающих: он делает себе маску, которая почти неотличима от нормального человеческого лица. Он думает, что маска дает ему свободу. Маска смягчает индивидуальные различия и делает взаимоотношения между людьми более универсальными и простыми. Маска дает чувство освобождения от настоящего лица и одновременно от духовных уз, соединяющих его с другими. Жена ему говорит: «Вначале с помощью маски ты хотел вернуть себя, но с какого-то момента ты стал смотреть на нее лишь как на шапку-невидимку, чтобы убежать от себя».
Трагедия не в уродстве внешнего облика, а во внутренней пустоте, не выносящей глубоких человеческих связей. «Тебе нужна не я — тебе нужно зеркало. Любой посторонний для тебя — не более чем зеркало с твоим отражением. Я не хочу возвращаться в эту пустыню зеркал».

Во втором круге обсуждаются маски всех участников. Каждый по очереди может задать вопросы любому участнику.

Примерные вопросы для активизации обсуждения во втором круге

Есть ли маски, которые кажутся вам близкими к вашей?
Есть ли такие, которые вызывают отторжение, неприязнь, непонимание?
Чьи маски, на ваш взгляд, верно отражают личность участника?
Чьи маски неверно отражают личность участника?
Какую маску вы хотели бы примерить на себя?
Кому бы вы хотели предложить свою маску?
Насколько маски нужны в жизни? Какую роль они играют? Мешают ли они полноценному общению?
Что нового вы узнали о других участниках во время выполнения данного упражнения?

Фразы, которые можно взять как эпиграф для игры «Маска» (и, например, развесить по стенам)

Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное — отправиться в путешествие внутрь себя самого, исследовать неведомую часть себя самого.

Ф. Феллини

И кто найдет тебя в морях твоей души!

Даниил Андреев

Маска — не просто кусок раскрашенной бумаги или папье-маше, а определенная модель, тип поведения, который не может быть нейтральным по отношению к «Я». Маска компенсирует то, чего не хватает... Уход от людей означает потерю самого себя; тот, для кого другие только зеркала, рискует не увидеть в них даже собственного изображения.

И.С. Кон

Сколько истины может вынести дух, на какую степень истины он отваживается? Это становилось для меня все больше и больше мерилом ценности. Заблуждение (вера в идеал) — не слепота, заблуждение — трусость. Всякое достижение, всякий шаг вперед в познании вытекают из мужества, из жестокости по отношению к себе, из чистоплотности по отношению к себе.

Ницше

Самосознание — это способность увидеть, что тебе дано и что ты можешь с этим сделать.

В. Кротов

Модификация игры (игра «Очки»)

Можно вместо масок предложить участникам сделать очки. В качестве примера можно привести образ «розовые очки». Попросите участников сделать такие очки, через которые каждый из них смотрит на мир.
В качестве основы можно взять старые очки и наклеить на них свои рисунки. Каждый участник может сделать несколько очков. Например, «очки прилежной ученицы», «очки рубахи-парня», «очки пай-девочки», даже известные «черные очки», которые могут иметь совершенно неожиданное субъективное значение и смысл.

Ольга БАРЧУК,
психолог школы № 630,  г. Москва