ВСЕГО ЛИШЬ
ПОНИМАТЬ
- Xочу попробовать себя в роли
провидца. Давайте так: я предскажу будущее, а вы
мне потом сообщите, сбылось мое предсказание или
нет, хорошо?
- Значит, так. Если вам в этом
учебном году предстоит побывать на каком-нибудь
совещании, «круглом столе», конференции с
участием высоких представителей вузовской науки
или руководителей системы образования, то вы
наверняка услышите их недовольство в свой адрес.
Вас обвинят в необразованности, в незнании
психологии, даже в неграмотности и расскажут
пару «страшилок» о вашем непрофессионализме. Ну,
в смысле не вашем лично, а вашем вообще, типа «вот
вы, психологи».
- Предсказание принято?
Засекаем время. А пока вы будете оценивать меня в
роли оракула, позвольте небольшой комментарий.
- Последнее время такие
«наезды» стали хорошим тоном в среде
«высоколобых» психологов и образовательных
начальников. В кулуарном разговоре, в интервью, с
высокой трибуны, на совещании — неважно: где бы
генералы ни высказывались, они обязательно
проедутся по вашему поводу.
- Интересно, что и люди,
причастные в свое время к становлению и развитию
школьной психологической службы, тоже регулярно
печалятся о том, «как, мол, хорошо все это было
задумано, да вот как неудачно получилось». Такое
ощущение, что им хочется и свой приоритет
сохранить, и от сегодняшних реалий отмежеваться,
а то коллеги не одобрят. И получается знаменитое
«хотели как лучше, а получилось как всегда».
- Я возражаю. Категорически. Все
наоборот. Хотели как всегда, а получилось как
лучше. Только по-другому, не так, как это виделось
генералам в те далекие перестроечные и
постперестроечные времена.
- Школа всегда мечтала об
удобном для себя ученике. А академики всегда
мечтали внедрить свои новации. Появление
психологов в образовании вызвало радостные
надежды и у тех, и у других. Школа попыталась
свалить с себя ответственность, академики же
решили показать «как надо». Слава богу, что не
получилось ни у тех, ни у других. Жизнь оказалось
сильнее.
- Пусть теперь ругаются. Не
слушайте их. Просто делайте свое дело. Они не в
курсе. Школьный психолог — принципиально новая
профессия, к ней нельзя подходить ни с
педагогическими, ни с академическими мерками.
- И еще. Имейте в виду, что у вас
есть отличная возможность защититься от любых
нападок. Для этого нужно всегда понимать, зачем
вы что-то делаете и почему именно так.
- Так и хочется добавить — всего
лишь. Но это «всего лишь» дороже любого
университетского курса.
Марк САРТАН
- P.S. Мы с Мариной
Битяновой не сговаривались, но ее
статья на страницах этого номера очень
перекликается с моими мыслями. Видно, они
«носятся в воздухе»...
- М.С.
|