Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2000

ВСЕГО ЛИШЬ ПОНИМАТЬ

Xочу попробовать себя в роли провидца. Давайте так: я предскажу будущее, а вы мне потом сообщите, сбылось мое предсказание или нет, хорошо?
Значит, так. Если вам в этом учебном году предстоит побывать на каком-нибудь совещании, «круглом столе», конференции с участием высоких представителей вузовской науки или руководителей системы образования, то вы наверняка услышите их недовольство в свой адрес. Вас обвинят в необразованности, в незнании психологии, даже в неграмотности и расскажут пару «страшилок» о вашем непрофессионализме. Ну, в смысле не вашем лично, а вашем вообще, типа «вот вы, психологи».
Предсказание принято? Засекаем время. А пока вы будете оценивать меня в роли оракула, позвольте небольшой комментарий.
Последнее время такие «наезды» стали хорошим тоном в среде «высоколобых» психологов и образовательных начальников. В кулуарном разговоре, в интервью, с высокой трибуны, на совещании — неважно: где бы генералы ни высказывались, они обязательно проедутся по вашему поводу.
Интересно, что и люди, причастные в свое время к становлению и развитию школьной психологической службы, тоже регулярно печалятся о том, «как, мол, хорошо все это было задумано, да вот как неудачно получилось». Такое ощущение, что им хочется и свой приоритет сохранить, и от сегодняшних реалий отмежеваться, а то коллеги не одобрят. И получается знаменитое «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Я возражаю. Категорически. Все наоборот. Хотели как всегда, а получилось как лучше. Только по-другому, не так, как это виделось генералам в те далекие перестроечные и постперестроечные времена.
Школа всегда мечтала об удобном для себя ученике. А академики всегда мечтали внедрить свои новации. Появление психологов в образовании вызвало радостные надежды и у тех, и у других. Школа попыталась свалить с себя ответственность, академики же решили показать «как надо». Слава богу, что не получилось ни у тех, ни у других. Жизнь оказалось сильнее.
Пусть теперь ругаются. Не слушайте их. Просто делайте свое дело. Они не в курсе. Школьный психолог — принципиально новая профессия, к ней нельзя подходить ни с педагогическими, ни с академическими мерками.
И еще. Имейте в виду, что у вас есть отличная возможность защититься от любых нападок. Для этого нужно всегда понимать, зачем вы что-то делаете и почему именно так.
Так и хочется добавить — всего лишь. Но это «всего лишь» дороже любого университетского курса.

Марк САРТАН

P.S. Мы с Мариной Битяновой не сговаривались, но ее статья на страницах  этого номера очень перекликается с моими мыслями. Видно, они «носятся в воздухе»...
М.С.