ИГРОТЕКАПРИСТАНИЩЕ ДЛЯ ДУШИИдея этой игры заимствована из книги Г.А. Цукерман «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (Рига, 1995). Игру можно применять в тренингах для подростков и старшеклассников, имеющих целью развитие навыков общения, взаимодействия, эмпатии, а также развитие самосознания. Думается, что практически без изменений ее можно использовать и в тренинге с учителями, поскольку фабула игры позволяет наполнить ее новым содержанием и смыслом.Инструкция ведущего Участники группы задумываются. Ведущий. Следует не забыть
и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три
года, ученые должны будут извлечь ваши души из их
временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело.
Но как же определить, кто в каком теле или
предмете «поселился»? Надо оставить ученым
информацию о своем местонахождении. Ведущий раздает участникам группы
одинаковые листы бумаги и предлагает найти себе
место в аудитории, где можно поработать над
сочинением. Важно, чтобы подростки писали
самостоятельно, не мешая друг другу и не
заглядывая в чужой текст. Ведущий. Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Ученые начали работу по возвращению душ в принадлежащие им тела. По текстам записок они стали разыскивать каждого из вас. Давайте поможем им в этом. Попробуем определить по содержанию сочинений, кто их написал. Я буду зачитывать тексты, а вы высказывайтесь, кто, по-вашему мнению, автор каждого из них. Если вы услышали собственное сочинение, не подавайте виду, дайте возможность порассуждать другим. Перетасовав листы, ведущий по очереди
зачитывает сочинения участников, не называя
авторов. Если группа смешанная по половому
признаку, то ведущему следует так
переформулировать некоторые предложения, чтобы
не было ясно из текста, кто автор — мальчик или
девочка. Например, вместо начального предложения
«Я хотел (хотела) бы превратиться в...», ведущий
может сказать: «Автор этого сочинения хотел бы
превратиться в...». Это затруднит угадывание и
придаст большее оживление игре. Интересно, что во
многих группах определение авторства сочинений
происходит достаточно быстро и безошибочно.
Когда все участники группы найдены, ведущий
поздравляет всех с возвращением в свои тела.
Упражнение позволяет участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества, определиться в своих жизненных позициях и ценностях. В качестве иллюстраций приведем отрывки из некоторых сочинений подростков. Я бы хотел превратиться в птицу, лучше всего в орла. Почему? Потому что у него есть возможность передвигаться по миру, бывать в новых землях. Ведь сверху можно увидеть так много интересного. Быть растением или камнем скучно. Придется три года находиться на одном и том же месте и сдвинуться невозможно. А орел свободен и независим, я хотел бы тоже стать независимым — хотя бы на три года. А потом можно снова вернуться в свое тело.Если бы нужно было в кого-нибудь «переселить» свою душу, я бы стала рекой. Я вообще очень люблю воду, а тут можно самой стать водой. Река может быть спокойной и бурной, быстрой, стремительной и неторопливой. У нее может быть разный, многосторонний характер. А самое главное — река полезна всем: водой она питает корни растений, дает пристанище рыбам, утоляет жажду животных. А ведь среди рыб, растений и животных наверняка будет много превращенных людей. Значит, я смогу быть нужной людям даже в эти три года, пока они не имеют своих тел.Я стану кошкой — пушистой, изящной, красивой кошкой. Мне это сразу стало ясно, потому что я люблю и понимаю кошек. Мне даже кажется, что когда-то в прошлой жизни я сама уже была кошкой. Я, по-моему, по характеру похожа на кошку: на ласку отвечаю добром, но пренебрежительного отношения не потерплю, могу и укусить. В кошке есть какое-то благородство, аристократизм. В теле кошки я легко смогу провести три года. А может быть, потом я и не захочу возвращаться в человеческое тело.Чемодан. Да, я стал бы чемоданом. Эта вещь прочная, надежная, три года точно выдержит. У чемодана есть преимущества. В нем можно сохранить много нужных вещей. А если там будут книги, то мне три года не будет скучно, я буду читать. В чемодане может оказаться много чего интересного. Я все сумею сохранить, и когда настанет срок, я порадую людей, вернув им нужные и ценные предметы.Игорь ВАЧКОВ,
|