ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
СКАЗКА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Дети приходят в первый класс, для них
наступает новая пора в жизни. И адаптация детей
зависит от того, как прошел подготовительный
этап к школе. Можно выделить детей, которых
мучили усиленной подготовкой. Очень рано такие
дети познакомились с системой «уроков». И что же?
Разобравшись в требованиях учителя, они начинают
чувствовать, что им слишком легко и даже скучно.
Дети ищут дополнительные развлечения, многим из
них хочется постоянного внимания со стороны
учителя и сверстников. Замечания педагога, смех
новых товарищей порой закрепляют негативные
формы поведения на уроке.
Учитель борется за порядок в классе, а ученик —
за лидерство, за социальное признание. Средства
такой борьбы различны, а результаты
неутешительны. Проигрывают обе стороны, так как
нет взаимопонимания, доверия и уважения друг к
другу. А у школьника познавательная мотивация
может надолго погаснуть, создавая
дополнительные проблемы в обучении.
Попробуем помочь таким детям. Первоклассникам мы
предлагаем следующую коррекционную сказку.
(После прослушивания данной сказки учитель может
предложить классу игру «Шапка-невидимка». Такие
игры полезны для первоклассников. И результаты
более позитивны, чем после постоянных окриков,
угроз, записей в дневнике.)
ШАПКА-НЕВИДИМКА
(из серии сказок "Лесная школа")
В Лесной школе появился новый ученик.
Это Мышонок.
Мышонок был очень способным ребенком.
Об этом ему постоянно говорили мама с папой, и
дедушка с бабушкой всегда восхищались им.
Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует:
«Ты просто соловей у нас!» Перекувырнется
Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой,
акробат!» Родители говорили, что он точно будет
отличником, ведь он все уже знает. И Мышонку на
самом деле стало казаться, что он исключительный.
Осталось только дождаться того дня, когда будет
возможность это доказать всем жителям Леса.
В Лесной школе его почему-то приняли
без восторгов и восхищения. Учитель Еж на уроках
спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал
ответ, перебивая других, учитель расстраивался и
все равно дожидался ответа другого ученика.
Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось,
что недостаточно часто. Если ответ Мышонка был
верным, то он гордо вертел головой во все стороны,
чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но
ожидания не оправдывались: ученики и учитель не
замечали гениальности Мышонка.
Тогда Мышонок решил всех удивить своим
«соловьиным» писком. И это ему удалось! Учитель
строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко
рассмеялись. «Вот, наконец-то, — подумал Мышонок,
— все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал
размышлять, чем бы еще всех поразить. Особенно
Мышонку понравилось, когда рассмеялась Белочка
над его прыжком через хвостик во время урока.
Только учитель не улыбался. Еж подошел и тихо
спросил проказника: «Почему ты нам мешаешь?» Но
вместо ответа услышал пронзительный писк
Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был
счастлив.
Когда после уроков за Мышонком пришли
родители, учитель Еж увидел в их глазах
восхищение своим сыном и призадумался: «Что же
делать? Как помочь Мышонку стать настоящим
учеником Лесной школы? Ведь сейчас он поступает
как маленький ребенок, а не как ученик! Как
научить его быть терпеливым и выполнять школьные
правила? Как научить его помогать, а не мешать
своим товарищам? Как научить его радоваться
успехам своих новых друзей?»
На следующий день учитель Еж начал
урок с истории о шапке-невидимке, которая
хранится в самом секретном месте в кабинете у
директора школы. Шапка эта — невидимая, и других
она тоже делает невидимыми. Еж сказал, что готов
надеть ее на голову любому ученику, который
мешает всем учиться. Мышонок захотел, чтобы
надели ему, в ней он еще больше поразит
окружающих.
Учитель с грустью подошел к парте
Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что
ничего особенного не произошло, только
ребята-зверята перестали обращать внимание на
кривляния Мышонка. Мышонок старался
проказничать изо всех сил, но потом ему это
надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на
него внимания).Через некоторое время он стал
прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их
выполнить и захотел выйти с ответом к доске. Но
его никто не заметил. Мышонок обиделся: «Ну и
пусть, они все еще пожалеют!»
Наконец прозвенел звонок, началась
перемена! Когда ученики ушли играть в коридор,
учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и
«снял» шапку. «Правда, грустно быть одному?» —
тихо спросил Еж и добавил: «Порадуй ребят на
перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда
прозвенит звонок, шапка-невидимка вновь вернется
к тебе. Так будет до тех пор, пока ты не научишься
помогать друзьям в учебе, а не мешать им».
Мышонок сидел молча и к ребятам играть
не пошел. Он думал... Так прошла перемена,
незаметно прошел урок, на котором дети узнавали
что-то новое и интересное. Перед уроком
математики Мышонок вновь остался в классе. Он
вдруг заметил Белочку, которая никак не могла
решить домашнюю задачку.
«Что, пропрыгала дома, а теперь
пытаешься задачку решить?» — завредничал
Мышонок.
«Нет, я вчера весь вечер решала, но
ничего не получается!» — ответила Белочка.
Мышонок подошел к Белочке и посмотрел
ее решение. «Хочешь, я помогу тебе?»
Белочка молча кивнула. Они вместе
справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал
звонкий смех Белочки и увидел благодарный блеск
в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя
таким нужным! Ему было очень приятно!
На уроке математики Зайчонок отвечал у
доски, а помогать ему учитель Еж пригласил
Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя
нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка!
Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его,
а только помогал ему.
После того как учитель поблагодарил Зайчонка и
Мышонка за хорошие ответы, Мышонок вдруг
вспомнил про «шапку-невидимку». «Что же с ней
случилось, почему и куда она исчезла?» — удивился
Мышонок. А учитель Еж и ребята-зверята добродушно
улыбались...
СКАЗКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
А что же предложить старшекласснику,
какие истории рассказывать ему?
Это во многом зависит от личности ученика, от его
истории, которая метафорически переносится в
терапевтическую сказку. Например, бывают случаи,
когда юноши и девушки после первых неудач уходят
от проблемы, закрываются от всего мира, не могут
самостоятельно найти силы и средства для борьбы
с меланхолией. Для них следующая сказка. Эта
история будет восприниматься подростками более
глубоко, если ее прочитает значимый для них
человек.
ИСТОРИЯ О ПЕРВОМ ПУТЕШЕСТВИИ
Давным-давно это было. Так давно, что
многим не вспомнить эту историю о молодом юноше
по имени Эрик. А может, это было совсем недавно. И,
вероятно, такая же история происходит с кем-то
сейчас.
Эрик был веселым, обаятельным
мальчиком, а когда вырос, стал привлекательным
юношей. Он любил беседовать с друзьями и
веселиться, но вот настал день, когда родители
Эрика сказали ему:
— Ты уже взрослый. Выбирай себе дорогу
сам в своей жизни.
Но Эрик не знал, что выбрать. Он так
привык, что не надо самому ничего решать. Ведь все
решают взрослые. А сейчас он призадумался, но не
надолго. Потому что вспомнил, что его мечтой было
путешествие на корабле по разным морям в веселой
компании друзей.
Эрик собрался в путешествие. Сел на
корабль, который первым подошел к пристани.
Сначала он осмотрелся, познакомился с капитаном
корабля, с его командой. Капитан был строгим, но
Эрик подумал, что все капитаны должны быть
такими. А команда корабля состояла из людей
добрых и не очень, веселых и серьезных, но самое
главное, что все они были образованными людьми и
могли научить Эрика жить, помочь ему советом.
Больше всего Эрика волновала встреча с
пассажирами корабля!
— Как меня примут? Какие они — добрые
или злые, веселые или нет? Ведь я буду так долго
путешествовать вместе с ними!
Но все хорошо! Компания подобралась
замечательная! Вместе с новыми друзьями Эрик
продолжал путешествие, удивлялся чудесам морей,
красоте морских пейзажей.
Больше всего ему понравилось
разговаривать и шутить со своими попутчиками.
Казалось, что все замечательно, правильно и
спокойно. Вот только погода была изменчивой. То
тихие, безветренные дни, то сильный шторм. Эрик
побаивался, когда штормило. Да и кого не напугает
разгулявшаяся стихия? И вот однажды, во время
грозной морской непогоды, Эрик в каюте услышал
чей-то тихий голос. Открыв дверь, он никого не
увидел. Ему пришлось подняться на палубу. Сильно
качало, волны разбивались прямо у ног
испуганного юноши. Голова у него закружилась и к
горлу подступила тошнота. Было так темно, что
Эрик не мог ничего разглядеть. На всякий случай
он надел спасательный жилет и продолжал поиски в
темноте. Вдруг корабль сильно наклонила волна.
Эрик поскользнулся и... упал за борт!
Что делать?! Темно! Страшно! И плавать
он не умеет. Хорошо хоть жилет успел надеть. Эрик
громко закричал: «Спасите!»
Но море шумело, и крики юноши были
никому не слышны. Эрик почувствовал, что он один,
брошен и всеми забыт, потерян. Горько и обидно
стало ему. Он плакал, а от страха тошнило, и силы
оставляли его. «Я так проведу всю свою оставшуюся
жизнь, пока меня не съедят акулы или я не умру от
голода: одинокий, забытый всеми!» — так он думал,
и слезы смешивались с морскими брызгами и еще
больше усиливали душевную боль.
«Я самый несчастный и жалкий человек
на свете. И никто не сможет понять меня и помочь
мне! Ведь чудес на свете не бывает!» Но
спасательный жилет удерживал Эрика на
поверхности воды, и море стало успокаиваться.
Измученному страхом юноше удалось забыться...
Наступило утро. Эрик открыл глаза.
Жизнь продолжается... Вся горечь обиды вновь
вернулась к нему, страх опять овладел и душой и
телом: «Ничего я не хочу в этой жизни. Надо все
забыть, заснуть... или даже поскорей умереть. Но
чтобы все это быстро прошло! Почему это случилось
со мной? Никто не поможет мне, уже никогда я не
буду вместе с людьми. Я забыт, забыт!»
А мир оставался прежним. Светило
солнце, по небу плыли прозрачные облака, вода
искрилась и отражала золотистые лучи. Дельфины
прыгали, играли, как бы приглашая в свой мир.
«Почему это так? — продолжал горевать
юноша. — мир остался прежним. Все живет своей
жизнью. И только я выброшен из жизни. Как же так?!»
Иногда Эрику удавалось успокоиться, иногда его
душили слезы отчаяния. Опять охватывал страх,
кружилась голова, и одиночество отравляло душу.
Вдруг Эрик услышал странные звуки, музыку, песни,
смех.
Это был корабль, который не сразу
увидел юноша, ведь он был погружен в свои горькие
раздумья. Эрик обрадовался и стал кричать: «Я
здесь! Спасите меня! Я здесь!» Но музыка и смех
заглушали слабый голос юноши. Сил у Эрика почти
не осталось. «Зачем я им? — думал он. — У них
весело, хорошо, а я здесь один. А если меня увидят,
будут спасать, жалеть. Нет, я этого тоже не хочу!
Не люблю жалость. Пусть я погибну! Незаметно уйду
из этого мира!»
Корабль тем временем продолжал свой
путь, и Эрик обреченно смотрел ему вслед. Но вдруг
что-то проснулось в нем, желание бороться
закипело внутри. «Я тоже хочу веселиться,
смеяться, путешествовать вместе с друзьями! Я
тоже хочу жить!!! Смелее! К новым друзьям! Я
сильнее их! Им не пришлось пережить такую беду. Я
стал мудрее их. Я многое испытал и познал!» — Эрик
изо всех сил стал кричать, махать руками, даже
поплыл к кораблю.
И ему удалось привлечь внимание!
Матросы спустили шлюпку, вытащили Эрика из воды.
Чужие любопытные взгляды даже
понравились Эрику: «Что ж, значит, я интересен
людям! Значит, снова жизнь!» Эрик скоро привык к
новым спутникам. Они радовали его беседами,
шутками. «Как люди похожи друг на друга! Как
хорошо с новыми друзьями! — думал он — Какое
счастье путешествовать вместе со всеми!»
Прошли годы. У Эрика теперь есть
работа, семья, но иногда он вспоминает свое
первое путешествие. Эрик очень гордится тем, что
нашел силы для борьбы в трудные минуты.
Ведь жить так чудесно!
Марина ПАНФИЛОВА,
преподаватель кафедры практической
психологии
Государственной академии инноваций,
г. Москва