НЕКРУГЛАЯ ДАТА
ВИКТОР, КАСПАР, ДЖЕНИ...
КТО СЛЕДУЮЩИЙ
Способен ли представитель вида Homo Sapiens,
будучи исключен из общения с себе подобными,
стать полноценным человеком? О том, что на этот
вопрос существует единственный и, увы,
неутешительный ответ, люди догадывались
давным-давно. Красивая сказка Киплинга о
мальчике, воспитанном волками, впечатляет своим
глубоким философским подтекстом, однако ничего
общего не имеет с действительностью. Еще в
античных источниках упоминается о «диких людях»,
которые, судя по всему, оказались в малолетстве
оторваны от человеческого общества, чудом
выжили, но стать людьми так и не сумели.
Первый научно документированный
пример такого рода относится к концу ХVIII века. В
1799 года на юге Франции, близ города Авейрон,
охотниками был отловлен мальчик лет двенадцати.
Предполагалось, что он потерялся в лесах и жил
там как дикое животное. Выдающийся врач и педагог
Жан Итар взял на себя труд воспитания мальчика,
нареченного Виктором. Итар предпринял
колоссальные усилия, которые увенчались более
чем скромным результатом: Виктор хотя и утратил
облик и поведение животного, однако усвоил
только несколько слов и интеллектуально остался
на весьма примитивном уровне. Дожил он примерно
до сорока лет.
Крупнейший психиатр того времени
Филипп Пинель объявил Виктора идиотом. Против
этого имеется серьезное возражение: мальчик все
же обладал достаточным интеллектом, чтобы
самостоятельно поддерживать свое существование
в диком месте. Этого, однако, оказалось
совершенно недостаточно, чтобы стать человеком в
подлинном смысле этого слова. Важный этап
социализации оказался безвозвратно упущен.
Еще более драматичный и загадочный
пример такого рода явил миру знаменитый Каспар
Хаузер, который первые годы жизни провел в
изоляции и впоследствии также столкнулся с
непреодолимыми трудностями в попытках
приобщения к человеческому обществу.
Науке известно несколько таких
примеров. Все они относятся к весьма отдаленному
прошлому. В этой связи возникают сомнения: не
были ли упущены какие-то возможности
педагогического воздействия, которые позволили
бы достичь более обнадеживающих результатов?
Ведь кажется, что современные специалисты из
любого «дикаря» могут «сделать человека». Что ж,
имеется и пример сравнительно недавний.
4 ноября 1970 года работником
социальной службы городка Аркадия, штат
Калифорния, было сделано страшное открытие. В
убогом домишке в чулане была обнаружена девочка
лет тринадцати, которая, похоже, провела в таком
заточении всю свою жизнь. Ее мать, которая
страдала психическим расстройством и отличалась
крайне неадекватным поведением, не пожелала (или
не смогла) объяснить свою «педагогическую
концепцию», воплотившуюся в такой дикой форме.
Кажется необъяснимым, что девочку она все-таки
подкармливала, не давая ей умереть с голоду.
Впрочем, если б не случайная находка
социального работника, жить девочке оставалось
бы недолго. Состояние ее организма было
удручающим. Иного и трудно ожидать при
отсутствии полноценного питания, солнечного
света, свежего воздуха и физической активности.
Но еще более плачевным было ее психическое
состояние. Несчастная девочка не только не умела
выражать словами свои мысли, но и мыслей никаких
не имела. Все ее поведение сводилось к
примитивному набору инстинктивных рефлексов.
Естественно, бедная девочка была
отнята у матери-чудовища. Заботу о Джени — таким
именем ее нарекли — взяла на себя целая команда
специалистов из Калифорнийского университета
под руководством психолога Дэвида Риглера.
Долгие годы были посвящены
титаническим усилиям по «очеловечиванию» Джени.
Итоги этой работы были представлены
общественности в 1994 году в научно-популярной
передаче по общенациональному телевидению (кадр
из нее — на фото). Увы, результаты, несмотря на
весь гуманистический пафос проделанной работы,
оказались неутешительными: человеком Джени так и
не стала, повторив печальный опыт Виктора,
Каспара и десятков других «диких детей». (Кстати,
в этой связи возникают резонные вопросы к
теологам. В каком состоянии пребывает душа в этом
человеческом по виду теле? Можно ли вообще за
набором примитивных рефлексов найти хоть
какой-то намек на существование души? Если,
согласно религиозному канону, человеческое тело
в момент рождения одухотворяется свыше, то в чем
это проявляется в подобных случаях?)
Впрочем, этот результат был вполне
предсказуем. Фактически перед нами оказался еще
один пример, подтверждающий очевидную истину:
ничто подлинно человеческое изначально в
человеке не заложено, а с необходимостью должно
быть привнесено, сформировано, причем начиная с
самых ранних этапов развития, упущение которых
невосполнимо.
Сегодня на каждом шагу можно услышать пафосные
декларации воспитателей-«гуманистов»,
призывающих «не мешать» естественному развитию
ребенка. Среди них, наверное, много замечательных
людей, искренне ненавидящих муштру и зубрежку.
Вот только им не мешало бы сверить свои
идеалистические установки с печальными
примерами, один из которых носит имя Джени.
Потому что дикаря можно вырастить не только в
чулане.
Сергей СТЕПАНОВ