Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2000

РЕПОРТАЖ

МОЖЕТ ЛИ ПСИХОЛОГ СТАТЬ "УЧИТЕЛЕМ ГОДА"?

В традиционных конкурсах на звание «Учитель года России» принимают активное участие психологи, работающие в системе образования. Правда, их соревнование так и не было выделено в отдельную номинацию.

В этом году в конкурсе было 11 номинаций. Члены жюри просмотрели видеозаписи уроков и побеседовали персонально с каждым претендентом. В результате к первому туру было допущено 75 человек. В состав жюри вошли как ученые-педагоги, так и учителя.

Год назад психологи входили в номинацию «Психология и физическая культура». Бывший тогда председателем жюри по этой номинации В.А. Родионов считает, что такое объединение имело под собой какое-то основание, поскольку здоровье физическое и психическое тесно связаны. Теперь же психологов объединили с преподавателями технологии (труда), музыки и физической культуры. Номинация называется «Культура, технология, искусство». Cлово «психология» здесь просто отсутствует.

Высшим проявлением профессионализма
в работе конкурсантов были улыбки
на лицах членов строгого жюри

В конкурсе по этой номинации участвовали шесть человек, из них два психолога. Эти счастливчики попали на первый тур конкурса, который проходил в форме открытых уроков. Конкурсантам пришлось работать с детьми, которых они видели первый раз.

Психологию, как я уже сказала, оценивали в компании со спортом, музыкой и технологией. Интересно, что, по замыслу организаторов, объединяет столь разные предметы? После некоторых размышлений я поняла, что объединяет их психология. Точнее, та психологичность, которую педагоги осознанно или неосознанно привносят в свои предметы.

Эта идея пришла мне внезапно, когда я смотрела на работу номинантов. Поскольку открытые уроки в «нашей» номинации начинались с занятия по психологии, то я невольно оценивала и остальные предметы с точки зрения их психологичности. И открыла для себя очень важную вещь. Урок был тем интереснее, чем больше педагог учитывал психологию ребенка. Психологичность урока — это и то влияние, которое оказывает учитель на личность, активизируя такие процессы, как познание себя и других.

Нагляднее всего психологичность проявилась на уроке музыки, который проводила Елена Смолина — преподаватель гимназии № 6 города Волгограда. Тема ее урока — «Музыкальный образ». На примере музыкальных произведений С. Рахманинова ей удалось в режиме диалога с детьми блестяще раскрыть такие понятия, как душа, гордость, смелость. Причем дети сами выходили на эти определения под воздействием музыки... Психологичность урока подействовала и на взрослых: все 45 минут мы сидели как зачарованные.

Своеобразные элементы психологизации присутствовали и на двух уроках физической культуры, которые проводили замечательные педагоги Андрей Кайзер из небольшого поселка Боровский Тюменской области и Владимир Савченко из села Волчиха Алтайского края. Они использовали азы самопознания, аутогенной тренировки и релаксации.

На этом фоне резким диссонансом выглядело поведение председателя жюри по данной номинации — директора одного из академических институтов. Постоянные замечания не только номинантам, но и членам жюри, вмешательство в процесс психологического тренинга на одном из открытых уроков, безапелляционность высказываний — все это оставило в душе неприятный осадок.

На мой взгляд, своим успехом номинанты во многом обязаны замечательным детям из школы № 1018 Западного округа (директор школы — заслуженный учитель РФ М.Г. Смирнова). На многих уроках с трудом верилось, что учителя видят этих детей впервые.

Ирина Ведина в считанные минуты
сумела заинтересовать детей

Особенно поразила меня психологическая подготовленность детей при проведении с ними тренингов на уроках психологии. В тренинге «Я особенный, я себя уважаю» (его проводила педагог-психолог средней школы № 19 города Казани Ирина Ведина) прекрасно проявили себя шестиклассники. Они были полностью раскрепощены, непосредственны и настолько увлечены происходящим, что даже после окончания урока не хотели расходиться. Больше всего мне запомнилась одна девочка, которая на вопрос: «За что ты себя уважаешь?» ответила: «За то, что я есть!» Психологи, трепещите!

Вторым номинантом-психологом был Алексей Титов, педагог-психолог Центра педагогической реабилитации из города Первоуральска. Он поставил перед собой непростую задачу: провести с одиннадцатиклассниками игру (!), направленную на формирование осмысленного отношения к ВИЧ-инфекции. Игра «Степной огонь», несмотря на некоторую жесткость, была проведена Алексеем очень профессионально и «экологично». Изменения во взглядах и оценках, которые происходили у ребят в смоделированной ситуации случайного заражения ВИЧ-инфекцией, были просто потрясающими.

Во время тренинга Алексей Титов не только
виртуозно создал у старше-классников ощущение,
что они ВИЧ-инфицированы, но и успешно вывел их из этого состояния

Победителем в номинации «Культура, технология, искусство» стала учительница музыки Елена Смолина. И это, на мой взгляд, совершенно объективно. Хотя на пятки ей наступал физкультурник Андрей Кайзер.

Мог ли победить психолог? Мне кажется, что нет. Дело в том, что работа психолога в школе своеобразна и не так зрелищна, как, например, преподавателя музыки. Только тренинг или игра еще в какой-то степени подпадают под традиционное представление об уроке. Работу психолога, очевидно, можно оценить только в специальной номинации. Но, как я понимаю, это пока нереально.

Условия конкурса таковы, что обиженных здесь не было. Все участники первого тура получили значок «Учитель года». Член жюри В.А. Родионов вручил психологам Ирине Вединой и Алексею Титову персональные приглашения для участия в конкурсе, объявленном НМЦ «ДАР», на лучшую разработку по профилактике ВИЧ-инфекции.

Пятнадцать победителей первого тура продолжили «борьбу». Им предстояло провести урок-импровизацию. Мы болели за победительницу в нашей номинации Елену Смолину.

Завершился же конкурс «Учитель года России-2000» торжественной церемонией награждения, которая состоялась 12 октября в концертном зале «Россия». Победителем стал Морар Владимир Алексеевич, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 1 города Калининграда.

Жаль все-таки, что в числе награжденных нет психологов...

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Министерство образования
Российской Федерации

Тел.: (095) 237-97-63

Одним из заданий для участников первого тура было написание эссе на тему «Моя психолого-педагогическая философия». Нам понравились необычайно теплые строки, написанные психологом из Казани Ириной ВЕДИНОЙ.

Мысль уместить в сто слов не мудрено,
Сто мыслей в слово умести одно.

Восточная мудрость

УРОКИ ДЕТСКОГО

Мне снится сон: я отрываюсь от земли и зависаю над ней. Почему я до сих пор летаю? Думаю, что мне не стать взрослой никогда. Может быть, поэтому я — школьный психолог.

Дети ближе мне, чем взрослые. Я ощущаю беззащитность ребенка, независимо
от его возраста. Неизбежная зависимость от мира взрослых может привести ребенка к свету, а может — во тьму. Я должна делать все, чтобы он выбрал свет. И поэтому у меня несколько профессий.

Например, я — продавец. Продавец крыльев. Их у меня много, на любой вкус. Я примеряю их детям и... отдаю. Вознаграждение мне обязательно будет, но не сейчас, а позже. «Ты прекрасен и крылат», — говорю я ребенку. Порой он мне не верит и сбрасывает крылья (здесь уже успели поработать до меня). Ничего, дело поправимое. Я все равно буду доказывать ему, что он умеет летать. Нужно только время.

Я — учитель. Учу, в основном, чувствам. Я разъясняю папам и мамам, что такое ребенок. Это занимает значительную часть моей жизни. Часто приходится «открывать» ребенка для самых близких ему людей, учить родителей любить собственных детей. Это — нелегкая и порой горькая участь. Самая первая заповедь Бога Адаму и Еве относилась к их способности быть родителями. С тех самых пор родителями становятся многие, но бывают не все.

Я ощущаю укол в сердце, когда в школьном коридоре ко мне бросается малышка и начинает обнимать мои колени. Каким бы трогательным ни было это признание для меня, я знаю, что дома ей недодали любви. В этом отчасти виновата я, потому что ребенка обделили недоученные мною родители.

Я — переводчик с детского на взрослый для учителя. Порой слишком прямолинейное толкование поведения ученика приводит к конфликтам, раздражению, непониманию с обеих сторон. Мне надо разъяснить, что стоит за неповиновением, дерзостью и агрессивностью. Я должна помочь учителям увидеть страх ребенка быть покинутым или непонятым и многое другое, что гнетет детскую душу, не позволяя ей жить полной, свободной жизнью.

В книгах любимого мной Рэя Бредбери существует два полярных и враждебных мира — взрослых и детей, которые никогда не находят общего языка. Это — предупреждение всем взрослым, а для меня — постоянный поиск ответа на вопрос: «Что делать, чтобы пророчество не сбылось?»

Я уже писала, что отнюдь не бескорыстна в своей работе. Мне хочется, чтобы по прошествии лет я и мои дети жили в окружении людей, которых в детстве любили родители, понимали учителя, поддерживали взрослые. Тогда в будущем наша планета, возможно, будет приемлемой средой обитания.

И еще я хочу, чтобы как можно дольше люди летали во сне.