РЕПОРТАЖ
МОЖЕТ ЛИ ПСИХОЛОГ СТАТЬ "УЧИТЕЛЕМ ГОДА"?
В традиционных конкурсах на звание
«Учитель года России» принимают активное
участие психологи, работающие в системе
образования. Правда, их соревнование так и не
было выделено в отдельную номинацию.
В этом году в конкурсе было 11
номинаций. Члены жюри просмотрели видеозаписи
уроков и побеседовали персонально с каждым
претендентом. В результате к первому туру было
допущено 75 человек. В состав жюри вошли как
ученые-педагоги, так и учителя.
Год назад психологи входили в
номинацию «Психология и физическая культура».
Бывший тогда председателем жюри по этой
номинации В.А. Родионов считает, что такое
объединение имело под собой какое-то основание,
поскольку здоровье физическое и психическое
тесно связаны. Теперь же психологов объединили с
преподавателями технологии (труда), музыки и
физической культуры. Номинация называется
«Культура, технология, искусство». Cлово
«психология» здесь просто отсутствует.
Высшим проявлением профессионализма
в работе конкурсантов были улыбки
на лицах членов строгого жюри
В конкурсе по этой номинации
участвовали шесть человек, из них два психолога.
Эти счастливчики попали на первый тур конкурса,
который проходил в форме открытых уроков.
Конкурсантам пришлось работать с детьми, которых
они видели первый раз.
Психологию, как я уже сказала,
оценивали в компании со спортом, музыкой и
технологией. Интересно, что, по замыслу
организаторов, объединяет столь разные предметы?
После некоторых размышлений я поняла, что
объединяет их психология. Точнее, та
психологичность, которую педагоги осознанно или
неосознанно привносят в свои предметы.
Эта идея пришла мне внезапно, когда я
смотрела на работу номинантов. Поскольку
открытые уроки в «нашей» номинации начинались с
занятия по психологии, то я невольно оценивала и
остальные предметы с точки зрения их
психологичности. И открыла для себя очень важную
вещь. Урок был тем интереснее, чем больше педагог
учитывал психологию ребенка. Психологичность
урока — это и то влияние, которое оказывает
учитель на личность, активизируя такие процессы,
как познание себя и других.
Нагляднее всего психологичность
проявилась на уроке музыки, который проводила
Елена Смолина — преподаватель гимназии № 6
города Волгограда. Тема ее урока — «Музыкальный
образ». На примере музыкальных произведений
С. Рахманинова ей удалось в режиме диалога с
детьми блестяще раскрыть такие понятия, как душа,
гордость, смелость. Причем дети сами выходили на
эти определения под воздействием музыки...
Психологичность урока подействовала и на
взрослых: все 45 минут мы сидели как зачарованные.
Своеобразные элементы психологизации
присутствовали и на двух уроках физической
культуры, которые проводили замечательные
педагоги Андрей Кайзер из небольшого поселка
Боровский Тюменской области и Владимир Савченко
из села Волчиха Алтайского края. Они
использовали азы самопознания, аутогенной
тренировки и релаксации.
На этом фоне резким диссонансом
выглядело поведение председателя жюри по данной
номинации — директора одного из академических
институтов. Постоянные замечания не только
номинантам, но и членам жюри, вмешательство в
процесс психологического тренинга на одном из
открытых уроков, безапелляционность
высказываний — все это оставило в душе
неприятный осадок.
На мой взгляд, своим успехом номинанты
во многом обязаны замечательным детям из школы №
1018 Западного округа (директор школы —
заслуженный учитель РФ М.Г. Смирнова). На
многих уроках с трудом верилось, что учителя
видят этих детей впервые.
Ирина Ведина в считанные минуты
сумела заинтересовать детей
Особенно поразила меня
психологическая подготовленность детей при
проведении с ними тренингов на уроках
психологии. В тренинге «Я особенный, я себя
уважаю» (его проводила педагог-психолог средней
школы № 19 города Казани Ирина Ведина) прекрасно
проявили себя шестиклассники. Они были полностью
раскрепощены, непосредственны и настолько
увлечены происходящим, что даже после окончания
урока не хотели расходиться. Больше всего мне
запомнилась одна девочка, которая на вопрос: «За
что ты себя уважаешь?» ответила: «За то, что я
есть!» Психологи, трепещите!
Вторым номинантом-психологом был
Алексей Титов, педагог-психолог Центра
педагогической реабилитации из города
Первоуральска. Он поставил перед собой непростую
задачу: провести с одиннадцатиклассниками игру
(!), направленную на формирование осмысленного
отношения к ВИЧ-инфекции. Игра «Степной огонь»,
несмотря на некоторую жесткость, была проведена
Алексеем очень профессионально и «экологично».
Изменения во взглядах и оценках, которые
происходили у ребят в смоделированной ситуации
случайного заражения ВИЧ-инфекцией, были просто
потрясающими.
Во время тренинга Алексей Титов не
только
виртуозно создал у старше-классников ощущение,
что они ВИЧ-инфицированы, но и успешно вывел их из
этого состояния
Победителем в номинации «Культура,
технология, искусство» стала учительница музыки
Елена Смолина. И это, на мой взгляд, совершенно
объективно. Хотя на пятки ей наступал
физкультурник Андрей Кайзер.
Мог ли победить психолог? Мне кажется,
что нет. Дело в том, что работа психолога в школе
своеобразна и не так зрелищна, как, например,
преподавателя музыки. Только тренинг или игра
еще в какой-то степени подпадают под
традиционное представление об уроке. Работу
психолога, очевидно, можно оценить только в
специальной номинации. Но, как я понимаю, это пока
нереально.
Условия конкурса таковы, что обиженных
здесь не было. Все участники первого тура
получили значок «Учитель года». Член жюри
В.А. Родионов вручил психологам Ирине Вединой
и Алексею Титову персональные приглашения для
участия в конкурсе, объявленном НМЦ «ДАР», на
лучшую разработку по профилактике ВИЧ-инфекции.
Пятнадцать победителей первого тура
продолжили «борьбу». Им предстояло провести
урок-импровизацию. Мы болели за победительницу в
нашей номинации Елену Смолину.
Завершился же конкурс «Учитель года
России-2000» торжественной церемонией
награждения, которая состоялась 12 октября в
концертном зале «Россия». Победителем стал Морар
Владимир Алексеевич, преподаватель русского
языка и литературы гимназии № 1 города
Калининграда.
Жаль все-таки, что в числе награжденных
нет психологов...
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Министерство образования
Российской Федерации
Тел.: (095) 237-97-63
Одним из заданий для участников
первого тура было написание эссе на тему «Моя
психолого-педагогическая философия». Нам
понравились необычайно теплые строки,
написанные психологом из Казани Ириной ВЕДИНОЙ.
Мысль уместить в сто слов не
мудрено,
Сто мыслей в слово умести одно.
Восточная мудрость
УРОКИ ДЕТСКОГО
Мне снится сон: я отрываюсь от земли и
зависаю над ней. Почему я до сих пор летаю? Думаю,
что мне не стать взрослой никогда. Может быть,
поэтому я — школьный психолог.
Дети ближе мне, чем взрослые. Я ощущаю
беззащитность ребенка, независимо
от его возраста. Неизбежная зависимость от мира
взрослых может привести ребенка к свету, а может
— во тьму. Я должна делать все, чтобы он выбрал
свет. И поэтому у меня несколько профессий.
Например, я — продавец. Продавец
крыльев. Их у меня много, на любой вкус. Я примеряю
их детям и... отдаю. Вознаграждение мне
обязательно будет, но не сейчас, а позже. «Ты
прекрасен и крылат», — говорю я ребенку. Порой он
мне не верит и сбрасывает крылья (здесь уже
успели поработать до меня). Ничего, дело
поправимое. Я все равно буду доказывать ему, что
он умеет летать. Нужно только время.
Я — учитель. Учу, в основном, чувствам.
Я разъясняю папам и мамам, что такое ребенок. Это
занимает значительную часть моей жизни. Часто
приходится «открывать» ребенка для самых
близких ему людей, учить родителей любить
собственных детей. Это — нелегкая и порой
горькая участь. Самая первая заповедь Бога Адаму
и Еве относилась к их способности быть
родителями. С тех самых пор родителями
становятся многие, но бывают не все.
Я ощущаю укол в сердце, когда в
школьном коридоре ко мне бросается малышка и
начинает обнимать мои колени. Каким бы
трогательным ни было это признание для меня, я
знаю, что дома ей недодали любви. В этом отчасти
виновата я, потому что ребенка обделили
недоученные мною родители.
Я — переводчик с детского на взрослый
для учителя. Порой слишком прямолинейное
толкование поведения ученика приводит к
конфликтам, раздражению, непониманию с обеих
сторон. Мне надо разъяснить, что стоит за
неповиновением, дерзостью и агрессивностью. Я
должна помочь учителям увидеть страх ребенка
быть покинутым или непонятым и многое другое, что
гнетет детскую душу, не позволяя ей жить полной,
свободной жизнью.
В книгах любимого мной Рэя Бредбери
существует два полярных и враждебных мира —
взрослых и детей, которые никогда не находят
общего языка. Это — предупреждение всем
взрослым, а для меня — постоянный поиск ответа на
вопрос: «Что делать, чтобы пророчество не
сбылось?»
Я уже писала, что отнюдь не бескорыстна
в своей работе. Мне хочется, чтобы по прошествии
лет я и мои дети жили в окружении людей, которых в
детстве любили родители, понимали учителя,
поддерживали взрослые. Тогда в будущем наша
планета, возможно, будет приемлемой средой
обитания.
И еще я хочу, чтобы как можно дольше люди летали
во сне. |