Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2000

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

«Школьный психолог» продолжает публикацию методических разработок занятий по программе «Психологическая азбука» (см. «Психологическая азбука для первоклашек», №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48, 1998 г., №№ 33, 35, 37, 1999 г., №№ 1, 3, 6, 7, 9, 2000 г.). Сегодня мы начинаем печатать занятия для учащихся второго класса.

ЗАНЯТИЕ 1

Мои впечатления о лете

Задачи
Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств.
Создать у детей мотивацию на совместную работу.

Материалы
Рабочие тетради, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Необычное приветствие»

Это упражнение предполагает, что дети должны поприветствовать друг друга без помощи слов, то есть невербально. Психолог может сам, если дети затрудняются, задавать конкретные формы приветствия — ладошками, коленками, плечами и т.п.
После приветствия дети рассаживаются по местам. Психолог поздравляет их с переходом во второй класс и с началом нового учебного года.
Дети подписывают новые рабочие тетради и знакомятся с ними.

2. Настрой на занятие

Задание «Ассоциации»

Психолог. У вас немало приятных, а может быть, не очень, воспоминаний о прошедших каникулах. Поэтому сейчас по очереди каждый из вас назовет такие слова, которые связаны с этими воспоминаниями по настроению, по смыслу.
Итак, какие слова тебе сразу приходят в голову при упоминании о лете, о каникулах?

3. Работа по теме

Задание «Вот и лето прошло...»

Психолог. Сейчас у вас будет возможность посмотреть еще раз, как в кино, самые запомнившиеся события прошедшего лета. Если у вас есть желание снова пережить эти события в своем Внутреннем мире, то необходимо принять максимально удобное положение, расслабить руки и ноги, удобно их расположить. Закройте глаза.
Теперь, когда у вас закрыты глаза, вы можете мысленно вернуться в лето. Вспомните это время, когда не надо было ходить в школу и делать уроки, когда можно было отдыхать и путешествовать.
Каждый из вас сейчас вспоминает, где он был этим летом, чем занимался, какие приятные события произошли с ним за это время, какие новые друзья у него появились.
Кто-то видит себя в деревне у бабушки, а кто-то — на даче, кто-то с удовольствием купается в море, а кто-то играет во дворе с друзьями в веселые игры. Каждому лето оставило свои впечатления.
Как только вы «досмотрите» этот увлекательный фильм под названием «Мои летние каникулы», можно не спеша открыть глаза, пошевелить руками, ногами, повернуть голову.
Все увиденное в этом фильме вы стараетесь сейчас сохранить. Подождите об этом рассказывать своим одноклассникам. Пусть о лете поведают нам ваши рисунки.
Откройте рабочие тетради и нарисуйте то, что на вас произвело самое большое впечатление. Рисовать следует в специально приготовленных квадратах так, как будто вы на кинопленку помещаете свои впечатления. Дети делают рисунки по типу пиктографических.

Упражнение «Внимательный слушатель»

Психолог. Как замечательно, когда человек умеет рассказывать о своих впечатлениях (с помощью рисунков или слов), но еще важнее уметь слушать.
Сейчас вы должны объединиться в группы по 2—3 человека и, используя свои рисунки, по очереди рассказать друг другу о своих летних впечатлениях. «Внимательные слушатели» после завершения рассказа своего товарища могут задавать ему вопросы.

Психолог наблюдает за каждой группой, организует при необходимости процесс слушания-говорения, помогает высказаться каждому, задает вопросы, хвалит наиболее внимательных.

Упражнение «Расскажи о летних впечатлениях другого»

Психолог. Сейчас вы будете выполнять такое интересное задание. Нужно, опираясь на рисунок своего товарища по группе, рассказать о его летних впечатлениях: где он был, чем занимался, с кем познакомился и подружился, понравилось ли ему отдыхать, в какие игры он играл.

Подведение итогов

Обсуждение проходит с помощью следующих вопросов.

Что тебе больше понравилось — рассказывать о своих летних впечатлениях или слушать рассказы других?
Трудно ли было излагать содержание чужих впечатлений о лете?
Чьи впечатления о лете были самыми яркими и красочными?

4. Домашнее задание

Дети рисуют в рабочих тетрадях рисунок на тему «Как я изменился за лето?»

ЗАНЯТИЕ 2

Какой я?

Задачи

Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, произошедшие с ними за лето.
Способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.

Материалы

Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Ритуал приветствия»

Дети образуют круг комфортного общения.
Психолог. Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга? Покажите. А теперь поприветствуем друг друга без слов.
В этом упражнении водящий приветствует всех своим способом, и его приветствие передается по кругу.

2. Настрой на занятие

Задание «Как я изменился за лето»
Психолог. Откройте рабочие тетради с домашними рисунками «Как я изменился за лето» и покажите свои рисунки соседу, сидящему по правую руку. Объясните, что на них нарисовано. Тот, кому показывают рисунки, может задавать вопросы по их содержанию. После этого вы меняетесь ролями — тот, кто показывал, начинает рассматривать рисунки и задавать по ним вопросы.
После выполнения задания психолог задает детям вопросы.

Как вы изменились за лето?
В чем это выражается?
Заметили ли это окружающие?

3. Работа по теме

Задание «Представь другого»
Психолог. Сейчас я предлагаю вам выполнить достаточно сложное, но интересное задание. Постарайтесь охарактеризовать любого одноклассника, назвав наиболее яркие качества его характера (не больше двух-трех). Учитывайте при этом изменения, произошедшие за лето.
После выполнения задания психолог задает детям вопросы.

Что делать было интереснее — представлять своего одноклассника или слушать, что о вас говорят другие?
Какие качества встречались в ответах чаще всего?

Игра «Пусть пересядут те, кто...»

Психолог. Все игроки, кроме водящего, сидят в кругу на стульях. Водящий говорит: «Пусть пересядут те, кто...» и называет какое-то качество характера, присущее, по его мнению, многим игрокам. После этих слов те игроки, у которых, как они думают, есть это качество, должны быстро поменяться местами. Задача водящего — занять какое-либо освободившееся место. Тот, кто остается без места, становится в следующем раунде водящим.
По окончании игры дети устраиваются за партами.

Задание «Качества характера»

Психолог. Следующее задание выполняется в рабочей тетради. Сейчас мы выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. Напишите в левой колонке все качества, которые присущи людям приятным, симпатичным, хорошим, а в правой — неприятным, несимпатичным, нехорошим. Постарайтесь написать как можно больше и положительных и отрицательных качеств.
Выполнили? А теперь каждый из вас выберет из этих двух списков те качества, которые присущи лично ему, и запишет их в колонку «Какой Я?».

После выполнения задания психолог задает детям вопросы.

Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?
А отрицательных?
Сколько качеств вы написали в колонке «Какой Я?»
Каких качеств там больше — положительных или отрицательных?
О чем говорит такое соотношение положительных и отрицательных качеств в колонке «Какой Я?»

4. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение на с. 3).
Психолог. Мы уже знаем, как каждый из вас провел свои летние каникулы. Хотите узнать, как провела каникулы девочка Юля вместе с папой-психологом? Я думаю, что вам интересно будет узнать, какие приключения произошли с ними. Итак, вы слушаете, что приключилось с героями книги, и рисуете в альбомах то, что услышите.

5. Домашнее задание

Придумать и нарисовать продолжение истории про Юлю и ее папу.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук

Приложение

СЕРЕБРЯНЫЙ ШАР ИЗ СОЗВЕЗДИЯ ГОНЧИХ ПСОВ

Наверное, вы, ребята, любите гулять в парке. Юля тоже очень любила парк, который был недалеко от ее дома. Особенно летом и особенно по вечерам. Ей нравилось гулять там с папой. В парке работали аттракционы — качели, карусели, «чертово колесо»...
А еще там было много тихих аллей и таинственных тропинок, которые уводили в глубину парка. И можно было представить, что это сказочный лес, а тропинки бегут прямо к избушке Бабы-Яги.
В тот тихий летний вечер Юля уговорила папу пойти погулять в парк, когда уже стало темнеть. Вообще-то для нее уже наступало время идти спать, но мамы не было дома — она ненадолго уехала в командировку, а папа был в отпуске.
Поэтому Юле не надо было рано вставать, чтобы идти в садик. А значит, можно лечь спать чуть позже.
Словом, Юля и папа не спеша бродили по пустынным аллеям парка и болтали о том о сем. Над их головами негромко шелестели листья деревьев, а еще выше постепенно все ярче разгорались звезды.
— Ой, смотри, папочка! — вдруг воскликнула Юля, указывая пальцем вверх.
На темном небе яркую дугу прочертила падающая звезда.
— Метеор, — авторитетно заявил папа. — Он сгорит в атмосфере и не долетит до Земли.
— Как же — сгорит! — закричала Юля. — Да он летит прямо сюда!
В самом деле, звездочка не исчезала. Она очень быстро увеличивалась и мчалась прямо на них. Вот она уже превратилась а сверкающий шар размером со слона. Шар скользнул вниз и с легким шипением опустился где-то за деревьями.
— Бежим скорее! Посмотрим! — воскликнула девочка.
Юля потянула за руку растерянного папу, они свернули с аллеи, продрались сквозь густые заросли кустов и, сделав несколько шагов, вышли на полянку. Здесь была детская площадка — стояли беседка, два турника, качели, горка. Посередине — большая песочница с «грибком».
И вот прямо над шляпкой этого «грибка», чуть-чуть не касаясь ее, висел в воздухе большой серебряный шар.
Он слабо светился в темноте. На поверхности шара появилось овальное отверстие, словно открылся люк. Оттуда — как язык изо рта — высунулся конец белой ленты.
Разворачиваясь на лету, будто ковровая дорожка, лента опустилась почти к Юлиным ногам. Сразу же по этой ленте съехало вниз какое-то непонятное существо. Оно встряхнулось и село на траву перед Юлей и ее папой.
— Боже мой, — чуть слышно пробормотал папа. — Да ведь это собака!
Юля тоже рассмотрела в полумраке, что гость, прилетевший на серебряном шаре, — самая обыкновенная собака, мохнатая, с хвостом калачиком. Правда, на ней был надет голубой мундир с яркой эмблемой на груди: силуэт сидящей собаки на фоне звездного неба. Собака открыла пасть и — Юля и ее папа не поверили своим ушам — произнесла хрипловатым голосом:
— Здравствуйте, меня зовут Гаф Гафыч Псовый. Можно просто Гаф Гафыч. Я из созвездия Гончих Псов, с планеты Собакилия.
— Здравствуйте, — сказала девочка. — Меня зовут Юля. А это мой папа.
— Д-добрый в-вечер! — произнес папа, заикаясь от удивления, и протянул собаке руку.
Та с достоинством подала ему лапу. Папа пожал ее. Ему удалось взять себя в руки, и он сказал:
— Приветствую вас на планете Земля. Мы очень рады визиту инопланетного гостя.
— Благодарю. Я тоже рад возможности побывать на вашей прекрасной планете, — с достоинством ответил пес.
— Пойдемте к нам домой, — предложила Юля. — Здесь недалеко. Надо же накормить гостя с дороги, правда, папочка?..

(Продолжение следует)