Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ГРАНТ ДО КАЛИФОРНИИ ДОВЕДЕТ

Моя четырехмесячная стажировка в США весной этого года стала частью более продолжительного по времени сюжета. Началась эта история еще в 1992 году, когда в Москву с пятидневным семинаром приехал американский психолог, консультант по деструктивным культам Стив Хассэн. Я, к сожалению, тогда этого не знал, как не знал ничего и о самих культах. Но на этом семинаре оказалась коллега из Нижнего Новгорода, которая год спустя попросила меня перевести полученный там небольшой дайджест книги Хассэна «Борьба с культовым контролем сознания». Я это сделал с большим интересом и стал искать возможности изучить другие работы американских психологов по данной проблеме.

Осенью 1993 года я познакомился на международной конференции под Петербургом с Карен Истер, руководительницей одного из кризисных центров в штате Нью-Йорк. Завязалась переписка по электронной почте, и я попросил ее найти некоторые книги и связаться с Американским семейным фондом (АСФ), ведущей исследовательской и просветительской организацией по культам.

Забегая несколько вперед, скажу, что моя нынешняя стажировка завершилась недельным пребыванием в гостеприимном доме семьи Истеров. Я познакомился там с местными социальными службами, а на моем рабочем столе сейчас лежит готовящийся к изданию перевод новой книги Стива Хассэна с его дарственной надписью. Но это только завязка и развязка сюжета, а между ними лежит море дел и приключений.

Итак, я получил от Карен несколько книг, рекомендованных АСФ, приступил к их переводу и к исследованию ситуации в России. Начались мои первые консультации и семинары по проблемам деструктивных культов и психологического насилия. Совершенно естественно, что я начал думать о поездке в Штаты так же истово, как правоверный христианин — о поездке в Иерусалим. Ведь там, за океаном, лучшие в мире специалисты по захватившей меня проблеме.

В 1996 году я решился подать заявку на грант IREX’а, американского правительственного фонда по научным обменам. С 1992 года этот фонд осуществляет реализацию программы «Актуальные вопросы современности», направленную на развитие гражданского общества и демократии в СНГ. Хотя в этой программе нет раздела «Психология», но есть более широкие формулировки проблем, решение которых без психологии и психологов весьма затруднительно, например, «Демократизация, права человека и законность», «Укрепление гражданского общества».

Я выбрал первую проблему и написал проект на тему «Помощь жертвам психологического и духовного насилия», его резюме, заполнил 30 страниц анкеты, перевел рекомендательные характеристики. Это был тогда мой самый большой труд на английском языке. Пришлось приложить немало и творческих, и рутинных усилий, затратить почти два месяца. Я с первого же раза попал в финал и поехал в Москву на собеседование — 20 минут разговора по проекту с натуральным американцем. Это, конечно, не TOEFL — проверялась способность понимать собеседника и понятно отвечать. Еще два месяца ожидания — и я оказался в группе «запасных».

Но теперь у меня был опыт, готовая анкета и проект. Осенью 97-го я их слегка подправил, снова оказался в финале, снова собеседование... и снова «скамейка запасных».

В 98-м, когда все мои попытки издать переводы по психологии деструктивных культов провалились из-за недоверия издателей к их рыночной судьбе, я предложил издательству «Питер» перевод книги Р. Чалдини «Психология влияния». Книга вышла в начале 99-го и почти два года является бестселлером.

Начал я подумывать и об изменении своего проекта, опасаясь «непроходимости» его из-за темы, непростой и дискуссионной во многих отношениях.

Бог, однако, любит троицу, я собрался с силами, исправил все грамматические и стилистические ошибки в документах, добавил новую информацию о себе (успел дважды побывать в Германии на конференциях и семинарах, издал перевод Чалдини и т.д.), вдвое увеличил количество рекомендаций (шесть вместо трех).

Не знаю, что в конечном счете оказалось решающим, но какая-то капля моих усилий оказалась счастливой, и весной
99-го я узнал о получении гранта.

только не стоит думать, что для получения гранта необходимы именно подобные заслуги. В той группе, в которой оказался я, были и учителя школ, и члены общественных организаций, не имевшие публикаций и опыта зарубежных поездок. Был там и еще один психолог, точнее, психотерапевт, Вячеслав Куйбеда из Самары. Он стажировался по музыкальной психотерапии детей во Флориде.

Главные ориентиры для получения гранта IREX, как мне представляется, — это знание английского языка плюс интересный, практико-ориентированный проект, предполагающий не разовое мероприятие одного человека, а какую-то продолжительную или постоянную работу группы людей, объединенных в организацию. Кстати, создание той или иной организационной структуры может быть конечной целью проекта, как это было в моем случае. И я действительно предпринимаю сейчас все усилия, чтобы создать информационно-консультационный центр.

Другой перспективный вариант — создание или дальнейшее развитие Интернет-проекта по заявляемой теме.

Важный момент — обоснование того, что требуемые вам ресурсы находятся именно или исключительно в США и недоступны без прямых контактов. Мой случай был очевиден только для меня, в заявке я все это подробно объяснял. Понятно, что вы уже предварительно должны хорошо знать о наличии и расположении «точек доступа» к желаемым ресурсам. Имеются в виду имена и адреса специалистов, общественные и государственные организации, библиотеки и архивы, школы, университеты и исследовательские центры США.

Какую же предварительную работу надо проделать, чтобы повысить шансы на успех? Само собой, нужна языковая подготовка, если таковая недостаточна. Немедленно беритесь за освоение компьютера и Интернета, обзаводитесь электронной почтой, если еще этого не сделали. Только таким образом вы сможете исследовать американские ресурсы и завязать надежные и оперативные контакты с коллегами за океаном.

Создайте небольшой сайт или хотя бы страничку в Сети с информацией о себе и своем проекте, обязательно с английским переводом хотя бы резюме, биографии и самого проекта. Тогда появится шанс, что кто-то сам найдет вас, а другим будет легче с вами знакомиться.

Обратите внимание — в заявке нужно указать по крайней мере один конкретный адрес и конкретного специалиста, под руководством которого вы хотите пройти стажировку. С этого года добавлена возможность месячной интернатуры в рамках стажировки, то есть практической работы на какой-то должности по профилю вашей темы. Скажем, я три месяца слушал лекции, работал в библиотеке и консультировался в университете г. Санта-Круз (Калифорния), а последний месяц провел под Бостоном в религиозной организации, сотрудники которой занимаются консультированием и реабилитацией жертв деструктивных культов. Таким образом, необходимо знать как минимум два адреса, чтобы использовать все предоставляемые возможности (и получить дополнительную стипендию для интернатуры!).

На самом деле, желательно знать как можно больше адресов организаций и имен специалистов. Ведь вам нужны люди, готовые вас принять. Желательно еще на стадии подготовки проекта и заявки списаться с потенциальными заокеанскими «хостами» (host — хозяин, принимающая сторона) и заручиться их согласием. Возможно получение гранта и без такого согласия, но тогда вы поедете туда, где IREX найдет для вас место по своим каналам.

Настраивайтесь на длительный, широкий и интенсивный поиск с низким КПД. Мне пришлось перебрать около шестидесяти вариантов, на многие адреса (конечно же, по электронной почте!) я писал дважды, не получая ответа в первый раз. Ответили мне только 10%, и лишь один ответ был положительным. Основную часть этой работы я проделал уже после известия о получении гранта, но если вы попадете в первый осенний поток, то времени на получение нужного результата может не хватить. Я попал во второй, весенний, поток, у меня было в запасе около девяти месяцев, удалось даже обсудить и решить с моим руководителем, профессором Энтони Пратканисом, проблему жилья, так что в Санта-Круз меня ждала зарезервированная комната в уютной и оригинальной гостинице.

Организацию для интернатуры я искал уже в ходе стажировки, и мне помогли в этом американские коллеги. Тут удалось «убить сразу двух зайцев» — познакомиться и с New England Institute of Religious Institute в Мидлборо во главе с Робертом Пардоном и с Freedom of Mind Instituite Стива Хассэна в Бостоне, поскольку их разделяли всего лишь час езды на поезде и полчаса на метро.

Еще одна возможность — участие в конференции или семинаре по соответствующей тематике с оплатой проезда и организационного сбора в пределах 500 долларов. О таких конференциях и семинарах также нужно собирать информацию заблаговременно, поскольку предварительная заявка и переговоры о дополнительных скидках могут сэкономить вам существенную сумму. В моем случае — а летал я из Санта-Круз в Сиэтл на конференцию АСФ «Культы и миллениум» на четыре дня — персональная скидка составила около 100 долларов, а заранее заказанные билеты на самолет обошлись всего в 130.

Сейчас можно уверенно сказать, что все мои усилия полностью себя оправдали, и я чувствую действительно глубокое удовлетворение (тут эта стандартная фраза на своем месте) и стойкое воодушевление на дальнейшую работу после того заряда знаний и опыта, которые получил на берегах двух океанов. Я приобрел в научном и практическом плане даже больше, чем ожидал, и, что весьма существенно, в финансовом и оргтехническом отношении тоже. Моя библиотека и архив пополнились бесценными печатными материалами (например, полной подшивкой уникального «Ciltic Studies Journal», единственного в мире журнала, уже 16 лет освещающего проблемы психологического насилия и манипулирования), интереснейшими видеофильмами по культам и социальной психологии и громадным количеством файлов с библиографическими изысканиями и электронными документами.

Отдельно стоит сказать о личных контактах с американскими коллегами, которые никогда не смогут быть заменены общением через Интернет, каким бы технически совершенным он ни был. Мне посчастливилось общаться и работать в разных городах, университетах и общественных организациях США более чем с двумя десятками замечательных специалистов.

С этого года IREX вводит институт «наставничества», в рамках которого бывшие стажеры берут на себя обязательство оказывать консультативную и прочую посильную помощь новым претендентам на гранты. Теперь практически в любой области России и всего СНГ вы можете найти такого помощника, запросив его координаты в офисе IREX’а. Дерзайте!

Евгений ВОЛКОВ, психолог,
доцент Нижегородского университета
Фото автора

Интернет-сайт IREX: www.irex.ru
E-mail: ci@irex.ru
Тел.: (095) 234-01-44, 956-09-78