Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2000

ИНДУСТРИАЛЬНО-ПАТЕТИЧЕСКОЕ

Заглянула тут как-то в редакцию одна читательница. Вообще-то она пришла в архив купить какие-то старые номера, но решила заодно засвидетельствовать нам свое восхищение.
Слушать ее было приятно, не скрою. Всем же приятно, когда хвалят. А читательница на похвалы не скупилась. «Жду каждого номера, все подшиваю, с коллегами обсуждаю, перечитываю, все очень интересно, полезно, со знанием дела» и прочее, и прочее, и прочее. Вспомнила несколько особо интересных материалов, нашла добрые слова для каждого из постоянных авторов, рассказала об использовании материалов в своей работе.
Вот тут-то и произошла «закавыка», расстроившая меня, несмотря на похвалы.
Мы обсуждали игры Марины Битяновой и ее коллег, которые публиковались в «Школьном психологе». У них есть одна интересная особенность: это игры с неизвестным заранее финалом. Группа должна сама «вырулить» на свою дорогу, а ведущий только помочь ей в этом. Самоактуализация, сопровождение, субъект-субъектные отношения, помните? Собственно, основная ценность таких игр и состоит в отсутствии жестко заданной цели.
Но именно это и не понравилось восторженной читательнице. У нее осталась масса недоуменных вопросов. Как объяснить цель классному руководителю? Что делать, если процесс пойдет куда-то не туда, например, к конфликту? Как диагностировать воздействие игры?
И, наконец, главный вопрос. А есть ли гарантия, что отношения в группе улучшатся после игры? А то какая же это технология, если она не дает гарантии!
Чем-то знакомым повеяло на меня от такой постановки вопроса. Помните знаменитую метафору школьного конвейера? На вход (первый класс) поступает руда, из нее обжигом и плавкой получают бесформенные заготовки (начальная школа), затем их вчерне обрабатывают (среднее звено), придают окончательную форму (старшие классы) и выпускают в свет. Все технологично донельзя: вот требования к сырью на входе, вот техника воздействия, а вот желаемые параметры на выходе. Не попали в допуск? Брак! ОТК не пропускает.
Только еще не хватало психологу встать к этому конвейеру! А ждут от него технологий, ох как ждут...
Вы скажете, что мы об этом писали? Конечно, писали. И не раз. А вот придет восторженная читательница в редакцию, и давай все сначала...

Марк САРТАН

В оформлении использована литография современного
американского художника Германа Вольца
«Индустриальный пейзаж»