ИНДУСТРИАЛЬНО-ПАТЕТИЧЕСКОЕ
Заглянула тут как-то в редакцию одна
читательница. Вообще-то она пришла в архив купить
какие-то старые номера, но решила заодно
засвидетельствовать нам свое восхищение.
Слушать ее было приятно, не скрою. Всем же
приятно, когда хвалят. А читательница на похвалы
не скупилась. «Жду каждого номера, все подшиваю, с
коллегами обсуждаю, перечитываю, все очень
интересно, полезно, со знанием дела» и прочее, и
прочее, и прочее. Вспомнила несколько особо
интересных материалов, нашла добрые слова для
каждого из постоянных авторов, рассказала об
использовании материалов в своей работе.
Вот тут-то и произошла «закавыка», расстроившая
меня, несмотря на похвалы.
Мы обсуждали игры Марины Битяновой и ее коллег,
которые публиковались в «Школьном психологе». У
них есть одна интересная особенность: это игры с
неизвестным заранее финалом. Группа должна сама
«вырулить» на свою дорогу, а ведущий только
помочь ей в этом. Самоактуализация,
сопровождение, субъект-субъектные отношения,
помните? Собственно, основная ценность таких игр
и состоит в отсутствии жестко заданной цели.
Но именно это и не понравилось восторженной
читательнице. У нее осталась масса недоуменных
вопросов. Как объяснить цель классному
руководителю? Что делать, если процесс пойдет
куда-то не туда, например, к конфликту? Как
диагностировать воздействие игры?
И, наконец, главный вопрос. А есть ли гарантия, что
отношения в группе улучшатся после игры? А то
какая же это технология, если она не дает
гарантии!
Чем-то знакомым повеяло на меня от такой
постановки вопроса. Помните знаменитую метафору
школьного конвейера? На вход (первый класс)
поступает руда, из нее обжигом и плавкой получают
бесформенные заготовки (начальная школа), затем
их вчерне обрабатывают (среднее звено), придают
окончательную форму (старшие классы) и выпускают
в свет. Все технологично донельзя: вот требования
к сырью на входе, вот техника воздействия, а вот
желаемые параметры на выходе. Не попали в допуск?
Брак! ОТК не пропускает.
Только еще не хватало психологу встать к этому
конвейеру! А ждут от него технологий, ох как
ждут...
Вы скажете, что мы об этом писали? Конечно, писали.
И не раз. А вот придет восторженная читательница
в редакцию, и давай все сначала...
Марк САРТАН
В оформлении использована литография
современного
американского художника Германа Вольца
«Индустриальный пейзаж»