ГИЛЬДИЯКЛЮЧ С ПРАВОМ ПЕРЕДАЧИНедавно моя школа участвовала в выставке «Негосударственное московское образование-2000». В ней приняли участие несколько десятков московских школ. Почти на всех стендах была так или иначе отражена деятельность психологической службы. Целью ее работы в большинстве случаев заявлялось психологическое (или психолого-педагогическое) сопровождение. Я ходила по выставке, и сердце мое замирало... Нет, не от радости и не от гордости. От печали. Все тексты и схемы на этих стендах говорили о том, что за словами о сопровождении прячется традиционная позиция школьного психолога, который диагностирует, приспосабливает, корректирует психические процессы (память, внимание и прочее). И мне стало страшно за идею сопровождения. ВЫХОЛАЩИВАНИЕ ИДЕИВ современной отечественной системе образования чрезвычайно широкое распространение получили два понятия, которые мне очень дороги. Будь моя воля, я бы запретила их употреблять, так как от частого употребления они истрепались и затерлись. Эти понятия — «личностно-ориентированное обучение» и «психолого-педагогическое сопровождение». Чего только под ними ни понимается, какие только смыслы и модели под их знаменем ни реализуются! И самое грустное: эти понятия все чаще применяются по отношению к самым что ни на есть ортодоксальным психолого-педагогическим технологиям и методам, слегка осовремененным какими-нибудь новомодными процедурами. Не знаю, удастся ли кому-нибудь реанимировать личностно-ориентированное обучение в его первоначальном гуманистическом звучании и разработать под него соответствующие образовательные технологии. Мои заботы и печали больше связаны с психолого-педагогическим сопровождением. Я хочу его спасти именно как целостную систему, опирающуюся на определенные ценности и цели и имеющую собственную технологическую базу. С последней труднее всего и, похоже, выхолащивание идеи сопровождения потому и происходит, что под новый подход подкладываются старые способы работы. Диагностические, развивающие, консультативные методы часто не только не соответствуют, но и противоречат идее сопровождения. Мне хорошо знакома эта проблема:
приемы сопровождающей работы практически
отсутствуют в существующем банке
профессиональных средств психолога. Их
приходится создавать. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫПсихолого-педагогическое
сопровождение как система работы школьного
психолога оформлялась в научно-практический
подход «сверху»: от идеи к реальной практике. В ПОИСКАХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙДолгое время мы пытались использовать для своих целей существующие методы. И был момент — важный, критический, — когда эти методы чуть не утянули нас за собой, не разрушили ценностно-целевую основу нашей работы. Средства обладают огромной собственной силой! Не зря сказано: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Раз за разом мы убеждались: большинство готовых средств не работают на нас. Диагностические процедуры выявляют особенности психических процессов в отрыве от реальной деятельности и реальной социальной ситуации. Они дают картинку этакой «чистой психики». Все психические процессы вроде в норме, а ребенок учится плохо. Что же не так? Можно, конечно, воспользоваться старым добрым способом, на котором практическая школьная психология продержалась не один год: обвинить учителя. Но сколько можно как мячик перекидывать проблему: педагоги отфутболивают трудных учеников нам, мы обвиняем их в педагогическом браке. Непродуктивный это путь. Что-то объективно тормозит учебную деятельность ребенка, мешает ему реализовывать свою потенциально сильную «чистую психику». Но что? Мотивация? Система ценностей? Целеполагание? Планирование конкретных действий? Контроль результата? Нет готовых методик для ответа на эти вопросы. Непросто обстоит дело с развивающими технологиями. Те, что есть, построены в основном по принципу тренинга, если хотите — дрессуры. Тренинг в ряде случаев дело хорошее, но с его помощью не разовьешь рефлексию, не сформируешь отношение к тому, что делаешь. Поэтому словосочетание «тренинг личностного роста» мне кажется бессмысленным и даже неприличным по своему значению. В ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИНовые технологии предполагают формирование у человека (ребенка) позиции по отношению к своей жизнедеятельности. А это в свою очередь — новые основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим школьником. Общий смысл таких технологий — передача в руки ребенку ключа к психологическим тайнам его активности, деятельности и общения. Обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при этом на свои сильные стороны. Взрослый может помочь школьнику встать в ответственную, субъектную позицию по отношению ко всему, что ценно и значимо для него. Быть в ответственной позиции — это значит осознавать или чувствовать, чем данный предмет, явление, процесс ценен для моего «Я» (иметь некоторые личностно значимые цели), и знать, как и какими способами поставленная цель может быть достигнута (владеть технологиями достижения своих целей). Решению таких задач должны служить сопровождающие технологии. Какие существуют возможности для их построения? Я обозначу те направления, которые сейчас активно и успешно нами осваиваются. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВо-первых, это — психологическое
обучение, переориентированное с формирования
навыков и психических процессов на формирование
позиции. Конечно, навыки остаются (куда же без
них!), но они формируются именно как поддержка
определенной позиции. *** Вот так все не просто. Но иначе нельзя,
иначе никакого сопровождения не состоится.
Останется бирочка типа «гуманизация и
гуманитаризация образования», «всестороннее
развитие личности», «личностно-ориентированное
обучение», «адаптивная модель школы». Марина БИТЯНОВА, |