МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ЧЕЛОВЕК-СУДЬБА-ЧЕРТ
Карточная профконсультационная игра
Данная игра моделирует жизненную и
профессиональную перспективу клиента. Игру
целесообразно использовать после того, как с
помощью других методик уже определены основной
профессиональный выбор и планы
консультируемого.
Методика рассчитана на учащихся 9–11-х классов и
взрослых.
По времени она занимает от полутора до двух
часов.
Во время игры профконсультант и клиент сидят
рядом за обычным столом, что позволяет им
одновременно работать с карточками.
На подготовительном этапе психолог знакомит
клиента с общей идеей: в игре делается попытка
проиграть предстоящую жизнь и посмотреть, что из
этого получится. Затем он предлагает клиенту
самому отобрать для игры необходимые карточки.
ГРУППЫ КАРТОЧЕК
Первая группа — цели жизни (см.
перечень «Цели»).
Клиент переворачивает каждую карточку
той стороной, на которой написана значимая для
него жизненная цель, и в итоге отбирает 5—7
карточек. К этим целям он и будет стремиться в
ходе игры.
Эти карточки отодвигаются к краю стола.
Вторая группа — пути к целям (см.
перечень «Пути»).
Данные карточки клиент раскладывает
на столе в хронологическом порядке, начиная с
текущего момента и до предполагаемого конца
своей жизни. Если какой-то путь клиент не
собирается проходить, считая, что он не приведет
его к намеченным целям, то соответствующая
карточка откладывается в сторону.
Обычно клиенты отбирают 15—20 карточек с путями,
которые трудно выстроить в один ряд. Поэтому для
экономии места на столе карточки можно
выкладывать по одной-две (максимум три) на каждом
этапе жизни. Количество таких этапов клиент
определяет самостоятельно.
Карточки с отобранными путями также
отодвигаются к краю стола и располагаются в ряд,
чуть ниже карточек с целями.
Третья группа — внешние и внутренние
возможности клиента (см. перечень «Возможности»).
Консультируемый должен отобрать
десять таких возможностей, которыми, по его
мнению, он обладает в той или иной степени. Можно
сказать, что с помощью соответствующих карточек
производится самооценка.
Для упрощения этой процедуры профконсультант
предлагает клиенту раскладывать эти карточки в
два ряда: ближний к себе ряд — возможности,
которыми он обладает в наибольшей степени,
дальний от себя ряд — в меньшей степени. После
этого легко выбрать десять возможностей,
которыми клиент точно обладает.
Отобранные карточки располагаются прямо перед
клиентом (пять сверху и пять снизу) ниже карточек
с путями и целями. Место на столе перед
профконсультантом должно быть свободно: здесь
будут разворачиваться основные игровые действия
с карточками.
На этапе отбора карточек психологу не следует
задавать много уточняющих вопросов, хотя
совершаемые клиентом выборы к этому располагают.
Если сразу же начать обсуждение, то времени на
игру просто не останется.
ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
Игрок должен, используя возможности
(отобранные десять карточек), пройти по
намеченным путям. А уже по этим результатам
определяется, сумел ли игрок достичь своих целей.
В процессе игры профконсультант превращается в
«черта», который по определенным правилам мешает
игроку в осуществлении его замыслов. «Черт» как
бы моделирует реальные трудности, которые могут
подстерегать каждого человека на пути к счастью.
В определенном смысле данную роль можно считать
«мефистофельской»: «черт» провоцирует молодого
человека, сбивает его с толку. Необходимость
таких игровых «провокаций» для полноценного
воспитания не вызывает сомнений. Пусть лучше
подобными провокациями будут заниматься
профессиональные психологи и педагоги, чем
настоящие «ловцы молодых душ». По нашему опыту, и
подростки и взрослые с полным пониманием
относятся к условности роли «черта».
Первое правило — борьба со своими
недостатками
При выборе карточек и в ходе
дальнейшей игры у клиента могут оказаться
карточки с непривлекательными возможностями,
поэтому он может преодолевать их.
Для этого необходимо выложить на стол карточку,
от которой клиент хочет избавиться, и рядом ту
карточку, с помощью которой он хочет преодолеть
свой недостаток.
Например, клиент хочет побороться со своей
«некрасивостью» при помощи «оптимизма, веселого
нрава». Успешность такой борьбы определяет
профконсультант в роли «черта». Если ход
правильный, профконсультант говорит «согласен»
и карточка переворачивается: некрасивость
меняется на «красоту». Если ход неправильный, то
профконсультант говорит «сомневаюсь» и в
наказание карточка с «оптимизмом» превращается
в «пессимизм, угрюмость».
Бороться со своими недостатками клиент может
один раз между разыгрываниями путей (см. далее).
Второе правило — спор с «чертом»
Клиент может не соглашаться с мнением
профконсультанта и обосновывать свои действия.
По правилам спора клиент должен обязательно
сказать, что он «спорит», и в течение 30 секунд
представить свои основные доводы. Опыт
показывает, что этого времени вполне достаточно
для обоснования своей позиции.
Если спор удачный, то недостаток превращается в
достоинство (например, «некрасивость»
становится «красотой»).
В качестве награды клиент получает новую
карточку со «звездой» (первой сверху из
оставшейся стопки карточек с возможностями),
которую он обязан обменять на любую из своих
карточек (в игре должно оставаться всегда десять
карточек).
Если же спор оказался неудачным, то возможность,
с помощью которой клиент пытался себя улучшить,
превращается в свою противоположность (в нашем
примере «оптимизм» превращается в «пессимизм»).
В наказание игроку выдается карточка с «дыркой»
(первая сверху из оставшейся стопки карточек с
возможностями), которую он обязан обменять на
любую из своих карточек. При этом должно
выполняться условие: дырка на дырку не
обменивается, иначе теряется смысл наказания.
Таким образом, спор — это дополнительная
ответственность, но удачный спор часто может
спасти самую безнадежную ситуацию. Поэтому
профконсультант должен поощрять клиента
доказывать правильность своих ходов в игровом
споре. При первом споре мы обычно предлагаем
клиенту самому оценить (в процентах или в
условных баллах), насколько он был убедительным.
Как правило, такие самооценки оказываются
довольно скромными.
Естественно, профконсультант должен уважительно
относиться к высказываниям клиента и ни в коем
случае не доказывать ему, что он «все равно не
прав».
Профконсультант, проводящий такую игру, должен
обладать элементарной психотерапевтической и
консультативной культурой.
Не должны приниматься доказательства-лозунги
(типа «это само собой разумеется»).
Третье правило — прохождение намеченных путей
На стол выкладывается карточка с
первым путем (в хронологическом порядке).
Для того чтобы преодолеть этот путь, клиенту
необходимо выложить на стол свои три карточки с
соответствующими намеченному пути
возможностями. Например, чтобы «поступить в вуз»,
игрок использует следующие возможности:
«согласие в семье», «большие планы» и «умение
учиться». Правильность хода оценивается
профконсультантом.
В зависимости от общего уровня развития клиента
и его умения спорить, можно использовать
различные варианты данного правила.
В игре со «слабым» клиентом путь считается
пройденным, если из трех карточек с
возможностями хотя бы две способствуют его
прохождению. За неудачное использование своих
возможностей наказания не следует (только путь
считается непройденным).
В игре с «сильным» клиентом необходимо, чтобы все
три возможности соответствовали намеченному
пути. В наказание за неправильное использование
карточек с возможностями можно сразу же
перевернуть эти карточки обратной стороной
(например, «воля» превращается в «безволие»). Это
осложняет игру и делает ее более интересной. Но и
здесь у игрока остается возможность поспорить с
профконсультантом (по правилам, уже описанным
выше).
Если клиент не проходит намеченный путь, то
психолог с помощью заранее заготовленного
перечня путей быстро определяет, какой же путь
клиент прошел вместо намеченного, ведь какие-то
свои возможности он все-таки активизировал
(выложил соответствующие карточки). Для удобства
определения таких путей мы рекомендуем в
подобном перечне пометить явно
непривлекательные пути, которые часто и
предлагаются клиенту в наказание за то, что он не
смог достичь запланированного.
Если клиент удачно проходит намеченный путь, то
соответствующая карточка откладывается в
отдельную стопку (пройденных путей). Но
накапливать более пяти таких пройденных путей
нельзя: необходимо использовать их для
определения того, к каким же целям эти пути
приводят.
Четвертое правило — определение достигнутых
целей
Клиент должен самостоятельно выбрать
три карточки из карточек пройденных путей,
перевернуть их обратной стороной и отметить,
какие номера встречаются больше чем на двух
карточках (эти номера соответствуют номерам
карточек с целями). В самом конце игры можно
определять цели не по трем карточкам, а по двум.
Таким образом определяется, какие цели уже
достигнуты игроком на данном этапе игры.
Соответствующие карточки сразу же ему выдаются,
и он складывает их в отдельную стопку
(достигнутых целей).
Естественно, можно сразу посмотреть, насколько
совпадают эти цели с намеченными в начале игры
(на подготовительном этапе). Нередко бывает так,
что на последующих этапах эти цели превращаются
в свою противоположность. Например, в молодости
достигается цель «честная жизнь», а ближе к
зрелости — «нечистая совесть».
В награду за достижение цели игрок может
оставить себе одну из трех карточек с путями,
которая кажется ему наиболее привлекательной. В
дальнейшем он может использовать ее в игре.
ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА,
ВЫПОЛНЯЮЩЕГО РОЛЬ «ЧЕРТА»
Если клиент забывает бороться со
своими недостатками, то профконсультант-«черт»
борется с положительными возможностями игрока,
используя для этого его же недостатки (например,
«черт» выкладывает на стол явно положительное
качество «умение общаться» и борется с ним при
помощи имеющегося у клиента качества
«безразличие, апатия ко всему»). Но клиент и здесь
может попытаться в споре доказать психологу, что
«безразличие» не снижает «умения общаться».
При борьбе клиента со своими
недостатками профконсультант может
нейтрализовать его усилия с помощью какой-либо
отрицательной карточки, имеющейся у клиента, как
бы актуализируя некоторые его недостатки.
Например, клиент борется со своей «ленью»,
используя для этого «волю», а
профконсультант-«черт» выкладывает карточку
«необязательность в делах, забывчивость»,
которая как бы нейтрализует «волю». Это правило
следует использовать только в работе с сильными
и сообразительными игроками.
Аналогично профконсультант может
«актуализировать» отрицательные возможности
клиента при прохождении им намеченных путей.
Профконсультант может давать клиенту
«добрые советы», когда тот размышляет над тем,
какую карточку ему лучше использовать для борьбы
со своими недостатками или при прохождении
путей, а после сделанного игроком хода сразу же
начать «сомневаться» в его правильности. Данное
правило привносит в игру достаточно высокий
эмоциональный заряд и может использоваться
только с сильными игроками.
РЕФЛЕКСИЯ ИГРЫ
Рефлексию игры можно провести
следующим способом. Психолог-консультант и
клиент на отдельных листочках обозначают пять
временны’х этапов игры и оценивают каждый из них
по условной пятибалльной (или по десятибалльной)
шкале. При этом действия игрока оцениваются по
двум основным критериям: первый — общая
успешность игровых ходов и споров; второй —
самообладание игрока.
После этого оценки психолога и клиента
сопоставляются и доброжелательно обсуждаются.
Мы советуем немного подыграть клиенту (оценить
его действия немного выше, чем он того
заслуживает): одним из результатов данной
методики должно стать повышение у клиента
уверенности в своих силах.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
г. Москва
Для того чтобы использовать данную
игру в своей профориентационной практике, нужно
самостоятельно изготовить (нарисовать) карточки
по представленным образцам. Несколько раз нужно
проиграть эту методику на себе, внимательно
изучив основные игровые правила,
«потренироваться» на близких людях или знакомых.
Опыт использования данной игры другими
профконсультантами показывает, что у них
возникают собственные идеи по совершенствованию
игровых правил и по изменению перечней карточек.
Это свидетельствует о высоком творческом
потенциале данной методики.
При самостоятельном изготовлении карточек к
игре «Человек-судьба-черт» необходимо
использовать плотный ватман. Надписи лучше
делать с помощью печатной машинки, а все
декоративные линии проводить фломастером или
мягким карандашом. Общее время на изготовление
карточек — примерно 6–10 часов.
ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК "ЦЕЛИ"
«Звезды»
обозначают относительную привлекательность
карточек,
«дырки»
— непривлекательность, а отсутствие знака —
неопределенную степень привлекательности.
Нечетные номера — лицевая сторона карточки, а
четные — оборотная сторона. Оформление карточки
см. на рис. 1.
|
|
Рис. 1.
Пример карточки из перечня «Цели».
Размер карточки: 6 х 8 см. 1а — лицевая сторона; 1б —
оборотная сторона.
Декоративная линия, а также номера в верхней
части делаются голубым фломастером.
Дробный номер показывает: числитель — номер цели
на лицевой стороне карточки,
знаменатель — номер цели на оборотной стороне. |
ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК "ПУТИ"
На оборотной стороне карточек указаны номера
карточек целей, которые достигаются при
прохождении данных путей. Знаками «звезда» и
«дырка» отмечены привлекательность или
непривлекательность путей. Оформление карточки
см. на рис. 2.
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА |
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА |
1.Успехи в школе |
|
2,15,23,27,33,43 |
2.Кружки,
факультативы, лектории, курсы |
|
1,9,13,15,25,35,39 |
3.Спортивная
секция |
|
1,6,7,9,19,35,41 |
4.Самоподготовка
(постоянная работа над собой) |
|
9,19,25,27,33,35,39,43 |
5.Платная
подготовка к поступлению (репетитор, курсы) |
|
2,23,32,41,43 |
6.Драки,
спекуляции, сомнительные дела |
|
1,2,6,11,17,20,28,32,38,41 |
7.Кайф, балдеж,
загул |
|
1,2,4,6,8,10,16,17,22,28,30,32,40 |
8.Консультация у
специалиста (врача, психолога, юриста) |
|
13,27,33,41 |
9.Знакомство с
условиями поступления и обучения (самому
сходить, узнать) |
|
13,19 |
10.Подготовительные
курсы |
|
1,13,35,39 |
11."Активизировать"
родных и близких для помощи |
|
2,5,20,23,32,33,43 |
12. Постановка на
учет |
|
6,20,28,32,36,38,40 |
13. Культурная
жизнь (посещение театров, музеев) |
|
1,15,25,31,32 |
14.Самостоятельное
творчество (рисовать, сочинять, конструировать,
выращивать) |
|
2,9,11,15,19,25,31,35 |
15.СПТУ
(начальное профессиональное образование |
|
7,19,24,34,37,42,44 |
16.Техникум
(среднее профессиональное образование) |
|
13,24,34,37,42,44 |
17.Училище
(медицинское, педагогическое, художественное) |
|
6,9,23,25,31 |
18.Вуз (высшее
профессиональное образование) |
|
2,9,11,13,17,25,27,31,33,43 |
19.Служба в армии |
|
1,6,7,35 |
20.Вынужденная
работа (вы мечтали не об этом) |
|
14,20,26,36 |
21.Основная
работа (то, что вы хотели и что можете) |
|
1,13,19,27,37 |
22.Диссертация |
|
2,3,5,9,11,19,23,25,27,31,33,35,39,41,43 |
23.Работа по
совместительству (подработка, дополнительные
дежурства) |
|
2,3,8,11,17,21,26 |
24.Нарушить
закон, но не попасться |
|
2,6,8,9,11,17,20,32,36,38,43 |
25.Продать
совесть не нарушая закон |
|
2,4,8,10,11,14,16,17,20,22,28,30,32,38,40,41 |
26.Свадьба. брак
по любви ( или дружба с любимым человеом) |
|
3,5,7,21,29 |
27.Брак по
расчету (дружба с выгодным человеком) |
|
2,4,8,10,11,20,22,30,32,41,43 |
28.Рождение
ребенка (усыновление. удочерение) |
|
3,12,18,20,21,26,29,42,44 |
29.Ссора с
любимым человеком, развод |
|
8,12,22,28,30,40 |
30.Уход в себя,
богоискательство |
|
2,4,12,18,22,25,29,30,40 |
31.Снимать
комнату или жить в общежитии (попробовать
самостоятельности) |
|
1,12,20,34,44 |
32.Тюрьма
(терпеть, работать, думать...) |
|
2,6,8,10,20,22,24,28,36,38 |
33.Общественная
деятельность |
|
1,2,25,27,32,33,35,43 |
34.Официально
нигде не работать и не учиться |
|
10,12,16,18,20,28,30,32,40 |
35.Бескорыстная
деятельность, помощь, опека слабых |
|
1,25,27,29,31,37,42,44 |
36.Пьянство,
измены... |
|
4,8,10,12,16,17,22,28,30,32 |
37.Вы никому не
нужны (никто не любит и не уважает) |
|
2,4,10,22,28,30,38,42,44 |
38.Вас уважают и
поддерживают коллеги по работе |
|
1,9,13,27,31,35,37,39,43 |
39.Участие в
склоках, травле коллег и знакомых |
|
2,6,8,14,26,32,38,40,41 |
40.Значительные
успехи на работе |
|
2,9,13,33,35,39, |
41.Увольнение
(отчисление) за плохую работу (учебу) |
|
2,10,12,14,28,40,44 |
42.Руководство с
вами считается (уважает и поддерживает) |
|
2,13,27,32,33,35,39 |
43.Дорогая
покупка (дача, машина, квартира, яхта) |
|
2,3,11,17,21,32,38 |
44.Заграничная
командировка, стажировка, работа с иностранцами |
|
2,3,6,11,17,23,32,33,39,41,43 |
45.Создать свою
фирму, заняться бизнесом |
|
2,6,8,9,11,17,23,33,35,38,41,43 |
|
|
Рис. 2.
Пример карточки из перечня «Пути». Размер: 6 х 8 см.
2а — лицевая сторона;
2б — оборотная сторона.
На оборотной стороне написаны номера карточек
целей, достижению которых способствует данный
путь. Декоративные линии и номер наверху
делаются зеленым фломастером. |
ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК "ВОЗМОЖНОСТИ"
«Звезды»
обозначают относительную
привлекательность карточек,
«дырки»
— непривлекательность, а
отсутствие знака — неопределенную степень
привлекательности.
Нечетные номера представляют лицевую сторону
карточки, а четные — оборотную сторону (см. рис. 3).
|
|
Рис. 3. Пример
карточки из перечня «Возможности». Размер
карточки: 6 х 8 см. 3а — лицевая сторона карточки; 3б
— оборотная сторона. Декоративные линии и номера
в верхней части делаются красным фломастером.
Дробный номер показывает: числитель — номер
возможности на лицевой стороне карточки,
знаменатель — номер возможности на оборотной
стороне. |
|