Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2000

РЕПОРТАЖ

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Именно так называлась конференция, состоявшаяся 17—19 октября 2000 года в Оренбурге. Такое название обязывает ко многому. И то, что подобная конференция проходила не в Москве или в Питере, а в уральском городе Оренбурге, по-своему символично. Немало практических психологических начинаний зародилось в провинции. Именно здесь, а не в столице, в семидесятые и восьмидесятые годы немногочисленные тогда психологи наивно, искренне и, может быть, не очень умело пытались помочь академической науке спуститься на грешную землю.

Конференция в Оренбурге была связана с важным для многих собравшихся событием — десятилетием подготовки практических психологов в Оренбургском государственном педагогическом университете (ОГПУ). В зале, где проходило пленарное заседание, было немало выпускников факультета психологии и тех, кто готовил их к практической работе. Немало слов благодарности и поздравлений услышали заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии В.А. Маликова и декан факультета психологии И.Х. Пикалов. Эти люди стояли у истоков создания психологической службы в Оренбуржье, первыми начали подготовку квалифицированных специалистов-психологов.

Приятно поразило, что доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, оказались яркими, глубокими, практико-ориентированными. Среди выступавших были известные ученые — доктор наук, профессор В.А. Маликова и доктор наук, профессор Л.М. Митина. На этом фоне совсем не бледно выглядели выступления чиновников образования — И.И. Калиной (начальника Управления образования Оренбургской области) и Т.А. Панковой (начальника Управления образования Оренбурга). Эти руководители образования имеют ученые степени и знают проблемы практической психологии не из бюрократических циркуляров, а благодаря специальным научным исследованиям и реальным делам.

В первый же день было заявлено о работе двенадцати секций. Описать, что происходило на каждой, не представляется возможным, но впечатления участников позволяют выделить несколько самых ярких: «Психология профессионального развития учителя» (руководитель — доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина, Москва), «Практическая психология и образовательная практика» (руководитель — доктор психологических наук, профессор В.С. Нургалеев, Красноярск), «Психологическое сопровождение управления персоналом» (руководитель — доктор психологических наук, профессор В.И. Долгова, Челябинск), «Практический психолог: подготовка и профессиональное становление» (руководитель — доктор психологических наук, профессор Г.В. Акопов, Самара), «Теория и практика психологического консультирования» (руководитель — кандидат психологических наук, доцент В.Ф. Сафин, Уфа).

Мне показались интересными, продуманными, глубоко профессиональными выступления многих практических психологов. Живым, заинтересованным было обсуждение проблем преподавания психологии в школе, много нестандартных и красивых идей прозвучало на эту тему! Оказалось, что «Школьный психолог» вовремя обратился к этой проблеме в одном из сентябрьских номеров (см. «Школьный психолог, № 33, 2000 г.). Она действительно является животрепещущей для психологов-практиков из провинции. Во всяком случае, участники нашей секции пообещали ответить на вопросы анкеты «Школьного психолога» и прислать их в редакцию.

Жаль, что я смог побывать только на двух секциях, но и этого оказалось достаточно, чтобы получить представление о высоком, в целом, уровне профессиональной подготовки оренбургских психологов. Именно они составляли подавляющее большинство участников конференции. К сожалению, не нашли время почтить конференцию своим присутствием многие специалисты в области практической психологии из других городов. Например, Москва была представлена всего тремя гостями, а из Санкт-Петербурга, признанного центра российской практической психологии, вообще никто не приехал. Может быть, все-таки стоило собраться заинтересованным лицам, особенно тем, кто планирует стратегию развития практической психологии в России, чтобы обсудить важные проблемы вместе со своими провинциальными коллегами.

Оренбургские психологи имеют богатейший практический опыт, еще неизвестный широкой российской общественности. Об этом свидетельствует, например, уровень мастер-классов, представленных на конференции в основном оренбуржцами (исключением оказался только автор этой заметки). И это были действительно мастер-классы! Сами названия звучали крайне заманчиво: «Профилактика синдрома сгорания у телефонных консультантов» (М.Н. Панькина, В.Ю. Закожурникова), «Сказкотерапия — терапия образом, ведущая к позитивным личностным изменениям» (Т.И. Исаева, Е.В. Маскалец), «Коррекция детско-родительских отношений (семинар-тренинг для родителей дошкольников)»
(Т.В. Касьянова, В.Н. Куракина). Восторженные отзывы можно было услышать от участников мастер-класса И.С. Якиманской «Особенности взаимоотношений «клиент—консультант» в психологическом консультировании».

Завершилась конференция проведением «круглого стола» «Практическая психология и смежные с ней науки: пути интеграции», в котором приняли участие врачи-психотерапевты, социологи, социальные педагоги, искусствоведы и специалисты из других областей знания.

Несмотря на легкие взаимные уколы, к взаимодействию и интеграции выразили готовность практически все. Есть не только желание сотрудничать, но и некоторые результаты: так, например, факультет психологии ОГПУ давно и эффективно сотрудничает с кафедрой психотерапии Оренбургской медицинской академии. Оказывается, врачи и психологи могут находить общий язык и даже делить между собой такую область, как психотерапия.

Прошедшая научно-практическая конференция в очередной раз подтвердила славу оренбуржцев как гостеприимных хозяев и показала большой творческий потенциал уральских психологов.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук