ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМПОДРОСТОК ПО МНЕНИЮ ОДНОКЛАССНИКОВДля изучения взаимоотношений учащихся в классе авторы этой статьи разработали методику, которая позволяет выявить самооценку детей, степень ее адекватности, уровень сформированности некоторых личностных качеств (по мнению одноклассников), популярность каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. Анализ результатов данной методики дает много полезного для работы с детьми. Основу методики составляет анкетный опрос. Учащиеся на специальных бланках оценивают по пятибалльной шкале уровень сформированности определенных личностных качеств у всех одноклассников, в том числе и у себя. Сравнивая оценку, которую ребенок ставит себе, со средней оценкой, которую он получает в классе, можно говорить о степени адекватности самооценки. Сравнивая среднюю оценку, которую ученик ставит классу в целом, со средней оценкой, которую получает класс от всех учащихся, можно говорить о позитивном или негативном отношении ученика к классу. Все характеристики, получаемые после обработки данных, представлены ниже. В качестве примера рассмотрим анкету, заполненную учеником 9 «А» класса Арбузовым Н.
Анкета
Оценки проставлены по пятибалльной шкале: 1 — качество практически не наблюдается, 5 — качество ярко проявляется. Если ученик затрудняется с оценкой, то в анкету ставится 0. Качества для оценки могут задавать как сами учащиеся, так и психолог. Это зависит от цели обследования, от существующей в классе проблемы. Самостоятельный выбор учащимися качеств поднимает их интерес к процессу анкетирования и к его результатам. Если же администрацию, психолога или учителя интересует уровень сформированности у детей каких-то определенных качеств личности или элементов поведения, то тогда в анкете указываются эти характеристики. Например, если целью исследования является изучение взаимоотношений между детьми, то лучше предложить учащимся самим выбрать те качества, которыми, по их мнению, должен обладать настоящий друг. В этом случае средняя оценка, которую получает ученик в классе, фактически свидетельствует о рейтинге его популярности. Процесс обработки подобных анкет очень трудоемок, поэтому лучше использовать компьютер. Ниже на примере показаны направления обработки данных, которые можно оформить в программу. Если же кого-то заинтересует наша программа, то мы можем ее предоставить с инструкцией по использованию. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ УЧЕНИКАТаблица 1
Таблица 2
После обработки данных по нашей программе создается несколько таблиц с результатами. В таблицах 1 и 2 представлены данные на конкретного ученика (Глумова Александра). В таблице 1 указаны баллы, которые ученик поставил себе сам (строка «Ученик», графы I–V) и средняя оценка каждого качества ученика всеми учащимися класса (вторая строка «Класс»). В графе «Средняя оценка» подсчитана средняя самооценка ученика по всем пяти качествам и средняя оценка, данная ему классом. В графе «Оценка класса» подсчитан средний балл, который дал ученик классу по всем пяти качествам, и средний балл всего класса. По данным, представленным в этой таблице, ученик может посмотреть, как его самооценка отличается от средней, данной ему классом (адекватность самооценки), и является ли она относительно высокой или низкой. Например, средняя самооценка ученика Глумова А. (3,4 балла) достаточно низкая, но в то же время значительно выше, чем оценка, данная ему классом (2,1). При этом к классу в целом он относится позитивно. В таблице 2 (в первой строке) представлены средние баллы, данные учеником мальчикам и девочкам класса, и их оценки данного ученика. Во второй и третьей строках представлены взаимные оценки мальчиков и девочек. Например, по второй строке мальчики оценивают мальчиков (3,4 балла) и девочек (3,0) и оцениваются мальчиками (3,4) и девочками (2,7). По этим баллам ученик может посмотреть, как его оценки отличаются от средних оценок мальчиков и девочек. Глумов А. оценивает мальчиков и девочек (4,0 и 3,3) выше, чем мальчики в среднем (3,4 и 3,0), и в то же время оценивается мальчиками и девочками (2,4 и 1,7) ниже, чем мальчики в среднем (3,4 и 2,7). Сравнение учащимися своих самооценок с оценками одноклассников позволяет им прежде всего судить о степени их адекватности. Своевременное выявление неадекватности самооценки у подростков дает возможность целенаправленно проводить с ними коррекционную работу. В представляемой методике адекватность самооценки тех или иных качеств определяется путем сравнения оценки ученика со средней оценкой этих же его качеств одноклассниками. Сопоставление подростком самооценки своих качеств с оценкой их одноклассниками уже само по себе имеет корректирующий эффект. Процесс становления самосознания и самооценки у подростков часто сопровождается их неустойчивым отношением как к самим себе, так и к окружающим. В этом возрасте дети интересуются отношением к себе, но часто воспринимают эти отношения весьма критично и болезненно. Взрослым довольно трудно влиять на формирование самооценки подростков, поскольку последние обычно критически относятся к замечаниям в свой адрес и больше доверяют мнению сверстников. Методика же позволяет каждому ученику получить оценку каких-то своих качеств одноклассниками, то есть происходит коррекция самооценки подростка с помощью мнения сверстников. Психолог может провести беседу в классе: почему важно стремиться к адекватности самооценки, к каким последствиям приводит завышенная или заниженная самооценка и т.п. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЯ, АДМИНИСТРАЦИИТаблица 3
В таблицах содержится достаточно много информации как о самооценках учащихся, об их уровне и степени адекватности, так и о социометрических данных, показывающих, какое место занимает ученик в системе взаимоотношений в классе. Все баллы в таблице 3 отражают среднюю оценку по сумме всех качеств. В третьей графе проставлены значения самооценок учащихся. Здесь сразу можно выделить тех учеников, у которых самооценки слишком высокие (Баранова О., Яковлева К.) или слишком низкие (Арбузов Н.). В трех последних строках посчитана средняя самооценка по классу, а также — среди мальчиков и девочек. В четвертой графе указана средняя оценка классом каждого ученика, а также мальчиков, девочек и всего класса в целом. Эти значения фактически представляют собой рейтинг популярности: по ним можно выделить группы наиболее популярных учеников (Яковлева К. и др.) и наименее популярных (Глумов А. и др.). Здесь хорошо видно, у кого из учащихся, по мнению класса, изучаемые качества проявляются ярко, а у кого они выражены слабо. В пятой графе показаны отклонения самооценки от той оценки, которую данному ученику дает класс (это разница между значениями третьей и четвертой колонок). Здесь можно посмотреть, насколько завышена (Баранова О.) или занижена (Арбузов Н.) самооценка каждого ученика. В шестой графе подсчитано отклонение оценки, которую дает класс тому или иному ученику, от средней оценки, которую в классе получили соответственно мальчики или девочки (в нашем случае 3,1 и 3,4). В седьмой и восьмой графах представлено, как качества данного ученика оцениваются соответственно мальчиками и девочками, а в девятой и десятой графе — как он оценивает эти качества у мальчиков и девочек. Эти значения говорят о том, насколько популярен данный ученик соответственно среди мальчиков и среди девочек и насколько он симпатизирует мальчикам и девочкам. В одиннадцатой графе представлена оценка ученика, которая дается им классу в целом, а в двенадцатой графе — отклонение этой оценки от средней по классу (в нашем случае 3,3). Это отклонение свидетельствует о позитивном или негативном отношении ученика к классу. Здесь психолога и учителя, наверное, могут заинтересовать как крайне негативные оценки класса (Мухин П.), так и крайне позитивные (Баранова О.). Психологу, учителям и администрации также будут полезны данные, представленные в таблице 4. Здесь дается самооценка тех или иных качеств каждого ученика (отдельно — по качествам и средняя — по сумме всех качеств) и оценка этих качеств классом, а также самооценки и оценки классом мальчиков, девочек и класса в целом. Таблица 4
По данной таблице можно посмотреть, например, на основании чего у учащихся складываются крайне завышенные или заниженные самооценки. Программой выводятся еще две дополнительные таблицы. В таблице 5 представлены социометрические данные: это средние оценки (по всем качествам), проставленные учащимися друг другу. По таблице 6 можно определить степень субъективной позитивности этих оценок (относительно средних оценок, которые ученик получил от класса в целом). Таблица 5
В строке «Арбузов Н.» стоят средние баллы, которые он проставил всем одноклассникам (см. по их порядковым номерам в графах). Таким же образом проставлены баллы в последующих строках.22222 Здесь можно посмотреть, какие баллы получил тот или иной ученик (по его порядковому номеру). Например, в приведенной таблице графа с номером 4 — это Мухин, он получил баллы: 4,0 — от Арбузова, 0,0 — от Барановой и т.д. По данной таблице можно выяснить, из каких оценок складываются средние баллы таблицы 3. Например, позитивное отношение Барановой О. к классу (уровень позитивности — 1,00) определяется высокими оценками девочек, данными ей. Ее уход от оценки мальчиков может свидетельствовать о негативном отношении к ним, за которым могут скрываться какие-либо значимые личные проблемы. Таблица 6 составлена так же, как и таблица 5, но баллы в ней показывают отклонение оценки, данной учеником какому-либо однокласснику, от среднего балла, который последний получает от класса. Например, Арбузов Н. (см. первую строку) свои качества оценивает на 0,5 балла ниже, чем их оценивает класс, качества Барановой О. он не оценивает совсем, Глумова А. он оценивает на 0,1 балла ниже, чем класс, Мухина П. — на 0,2 балла выше и т.д. По таблицам 5 и 6 хорошо прослеживаются взаимные предпочтения и отторжения между учащимися в классе. Например, видны достаточно доброжелательные отношения между Барановой О. и Яковлевой К. (оценивают друг друга заметно выше, чем класс) и явно антагонистические отношения между Мухиным П. и Яковлевой К. (оценивают друг друга заметно ниже, чем класс). Таблица 6
В заключение надо отметить, что получаемые оценки не являются объективной характеристикой ученика, они лишь отражают особенности его взаимоотношений с конкретным классом. Но именно эти конкретные взаимоотношения обычно и представляют наибольший интерес для педагогов и психолога при проведении коррекционно-воспитательной работы. Данная методика успешно опробована нами в разных параллелях, начиная с четвертых классов. Мы можем поделиться опытом работы, поэтому, как уже было сказано, желающим можем выслать нашу программу обработки анкет с подробной инструкцией. Программа составлена с учетом возможности ее использования в формате DOS на любой модели компьютера IBM PC/АТ (с центральным процессором 286 и выше) с дисководом «А» для флоппи-дисков. Необходимым условием применения программы является наличие на жестком диске программы «Norton Commander» (или подобной ей), а также текстового редактора «Лексикон» (или подобного ему), которые обеспечивают работу с текстовыми файлами в формате DOS. Для вывода результатов обработки желательно иметь принтер формата А3. Виктор ЦЫЛЕВ, |