Тема номера:
ПСИХОЛОГИЯ В
ОБУЧЕНИИ
Мы все учились понемногу чему-нибудь и
как-нибудь...
Тому уж почти двести лет, но классика не утратила
актуальности. В школе по-прежнему учат
чему-нибудь, а главное — как-нибудь. Говоря
современным языком, без учета психологических
законов.
Мы вовсе не считаем, что психология выше
педагогики. Разумеется, мы не считаем также, что
педагогика выше психологии. Мы не предлагаем
сбросить дидактику с корабля современности и
заменить ее теорией эффективной коммуникации. Мы
за мир, дружбу и сотрудничество.
Но, знаете, хотелось бы взаимности. Дидактика
дидактикой, а обучение — это еще и процесс
общения. Все равно в нем задействованы высшие
психические функции, на него оказывают влияние
возрастные особенности, в него вовлечены эмоции,
воля, личностные качества, оно невозможно без
соответствующей мотивации. А это всё
психологические категории.
Со стороны педагогики пока взаимности почти не
наблюдается. Слов, правда, говорится много. Тут
тебе и личностно-ориентированное обучение, и
субъект-субъектные отношения, и фасилитация, и
много чего другого модного. Но в реальности дело
ограничивается, как правило, трансляцией знаний
в замкнутом цикле «опрос — объяснение нового
материала — домашнее задание». Еще контрольные
вклиниваются.
Много лет психологи занимаются педагогической
проблематикой, но проникнуть за плотно закрытую
дверь классной комнаты почти не удается. Урок —
святая святых, туда учителя чужих не пускают.
А вот и прозвучало ключевое слово. Чужих не
пускают. Значит, задача в том, чтобы стать своим.
Кое-кому из вас это удалось. Кое-кто бьется уже
несколько лет, но пока безуспешно. Остальные
прошли часть пути: кто больше, кто меньше.
Мы на этом пути с вами. Нынешний тематический
номер посвящен психологическому взгляду на
проблемы обучения. Мы намеренно оставили в
стороне вторую составляющую педагогической
деятельности — воспитание. Ему будет посвящен
специальный номер в январе. Сегодня же речь
пойдет только о процессе обучения.
Будем надеяться, что наш тематический номер
поможет вам приоткрыть двери класса хотя бы на
миллиметр. А показателем этого станет момент,
когда в вашей школе педагоги заговорят не о
воздействии на ученика, а о взаимодействии с ним.
Узнаете знакомый корень? Вот она, та взаимность, о
которой мы мечтаем!
Марк САРТАН