КОЛЛЕГИРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ МАЛОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙВечная и главная проблема, которую с переменным успехом пытаются решить педагоги всех времен и народов, связана с тем, как заинтересовать ребенка учебой. И она не решена до сих пор. Может быть, тут вообще нет универсальных рецептов, и каждый педагог или родитель должен решать эту проблему самостоятельно, исходя из особенностей конкретного ученика. Уроки психологии проходят в игровой формеИногда встречаются талантливые педагоги, которым удается создать у своих подопечных высокую мотивацию к обучению. Но реальность такова, что в любой школе имеется так называемый балласт, который колоссальными усилиями педагогов и родителей по возможности перетаскивается из класса в класс. Как правило, у таких горе-учеников нет ни малейшего интереса к учебе. Количество детей, которые бросили школу, проучившись в ней несколько лет, растет с каждым годом. Излишне говорить о том, что их судьба мало кого интересует. Невозможность реализовать себя в учебе толкает ребят на поиски приключений. Часто эти поиски завершаются вдали от родного дома. А куда бежать подростку, жаждущему лучшей доли? Если не в Москву, то, может, в Ростов? Ну, а где бродяжничество, там и правонарушения. Одним из подразделений Ростовского областного психолого-педагогического и медико-социального центра, о котором мы недавно рассказывали (см. «Школьный психолог», № 22, 2000 г.), является Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) Управления внутренних дел. В рамках школы социально-педагогической адаптации в ЦВИНПе организовано коррекционно-развивающее обучение. НЕ ПО СВОЕЙ ВИНЕРабота с детьми в ЦВИНПе началась в 1994 году по инициативе специалистов центра. Именно они предложили коллегам из УВД развернуть среди детей, находящихся в изоляторе, обучение по специальной учебной программе. Это дает возможность не только обеспечивать права детей и подростков на получение образования, но и помогает в решении их личностных проблем. ЦВИНП — режимное учреждение закрытого типа. Как правило, туда попадают дети и подростки, совершившие уголовное или административное правонарушение. Часть из них находится здесь по решению суда, ожидая отправления «по этапу». Географическое положение Ростова способствует тому, что туда «стекаются» дети из центральных регионов России, Северного Кавказа, Грузии, Армении, Чечни. Возраст их самый различный: от трех до восемнадцати лет. По закону дети могут находится в центре временной изоляции до 30 суток, но, как правило, срок этот продлевается до 75. При обследовании малолетних преступников выясняется, что их отличает социальная дезадаптация, отсутствие каких бы то ни было учебных знаний. На личностном уровне практически у всех наличествует внушаемость, психологический инфантилизм, синдром бродяжничества. На все это обычно накладываются серьезные проблемы пубертатного периода. Подростки отличаются повышенным невротизмом и истероидностью. Кстати, в последнее время специалисты центра отмечают четкую тенденцию к «омоложению» контингента ЦВИНПа. Среди подростков от десяти до семнадцати лет, находившихся в центре в 1999 году, больше половины имели перерыв в школьном обучении один—два года и более по независящим от них причинам, а 5% вообще никогда не обучались в школе. При этом обнаружилось, что деформация познавательных потребностей не определяется состоянием психического развития этих детей, а является приобретенной. Подавляющее большинство находящихся в ЦВИНПе обладают нормальными умственными способностями, поэтому их активное включение в систему коррекционно-развивающего обучения предоставляет хорошие возможности для успешной ликвидации педагогической запущенности. СПОСОБНЫЕ НА ВСЕВременное пребывание детей в центре создает свою специфику их обучения. Бывает так, что чуть ли не половина класса (а в нем, как правило, не больше девяти человек) присутствует на занятиях впервые. При этом ни учителя ни ученики не могут предположить, как долго дети здесь пробудут. Для такого случая не подходят традиционные учебные программы. Тем не менее процесс обучения проходит очень активно и успешно. Более того, именно здесь я впервые столкнулась с колоссальной внутренней потребностью детей в учебе. Основная цель обучения в условиях ЦВИНПа — «формирование учебной мотивации, развитие кругозора детей, их познавательной активности, самостоятельности, преодоление интеллектуальной пассивности и безынициативности». Методически это выражается в том, что основной акцент в преподавании смещается в сторону практической направленности изучаемого материала; делается опора на жизненный опыт детей; используются игровые формы обучения. Специалисты центра разработали образовательную программу, построенную на принципах дифференцированного и индивидуального обучения. В основе работы лежит идея А.С. Макаренко о том, что даже самые педагогически запущенные подростки — обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами». Поэтому основополагающая задача — восстановление утраченного интереса к учебе. Чтобы пояснить, как такое обучение происходит на практике, приведу конкретный пример. Письмо неизвестному солдатуЗдравствуй, неизвестный солдат. Пишет тебе Третьяк Александр Викторович. Ты сейчас служишь в рядах Российской армии. Ты защищаешь нашу Родину от террористов, которые взрывают дома, убивают ни в чем не виноватых людей. Ты, наверное, готов отдать жизнь за свою Родину. Не отступай в бою, ни в коем случае не сдавайся. Не бойся, верь в то, что ты победишь в этом бою. Не бойся никого, верь в себя, и ты победишь. Я хотел бы, чтобы ты вернулся здоровым и невредимым. Я хотел бы, чтоб все эти войны прекратились, чтоб все жили дружно и мирно, чтоб не было этого кровопролития. И все будет хорошо. Письмо написано на уроке истории
девятилетним воспитанником Центра временной
изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
Именно так ребята, которые забыли, как правильно
держать ручку, вспоминают навыки правописания.
Ведь так хочется написать хорошее письмо
солдату... СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМАРебята очень серьезно относятся к учебе. Ни один из них не оставался в стороне от учебного процесса. А если учитель заметил поднятую руку и дал возможность ответить, это воспринималось ребенком почти как счастье. Почему это происходит с детьми, которых в обычной школе никакая сила не может заставить сесть за парту и выучить дома урок? Во-первых, на занятиях в ЦВИНПе к ребятам относятся как к взрослым, уважают их мнение. На занятиях они имеют возможность почувствовать себя успешными и интересными. Во-вторых, никогда во время уроков ребята не чувствуют, что они находятся в исправительном учреждении. Они здесь — обычные школьники. Построение занятий существенно отличается от общепринятого в средней школе. Преподаватели опираются не столько на знания детей, сколько на их умение размышлять, наблюдать и делать выводы. Ребята задумываются о том, что раньше казалось очевидным. Это касается как окружающих предметов, так и взаимоотношений с миром. Как считают педагоги, знания на уроках должны быть смыслообразующими. Требует изменения и пересмотра тематическое планирование занятий. Надо, чтобы изучаемые на уроках темы были, с одной стороны, подчинены общей проблематике изучаемого предмета, а с другой — логически завершены в рамках одного урока. Режимный характер ЦВИНПа не дает возможности заниматься трудом, физкультурой. Вместо этого дети изучают этику и эстетику. По своей форме занятия всегда комплексные. На уроке истории, например, дети могут петь, сочинять стихи, слушать музыку, писать письма. Преподаватели используют максимум наглядных средств обучения. Большинство детей (85%), находящихся сейчас в центре временной изоляции, имеют низкий уровень социализации. 32% затрудняются ответить на вопрос о своем будущем. И хотя 65% представляют себя работающими и имеющими семью, они не видят реальных путей для достижения этих целей. На занятиях в ЦВИНПе дети не только получают знания, но и осваивают навыки групповой работыВсе это повлияло на содержание учебной
программы. Детей необходимо, прежде всего,
научить ориентироваться в окружающем мире,
понимать себя и других людей. *** Покинув стены изолятора, я стала размышлять об истоках гипермотивации к обучению у находящихся там детей. Я думаю, что интерес к учебе у каждого ребенка присутствует изначально. Можно лишь предполагать, какие серьезные усилия были приложены в свое время родителями и учителями для уничтожения этого интереса. Ольга РЕШЕТНИКОВА |