ЛИРИКА
СЕНТЯБРЬ + СЕНТЯБРЬ
(отрывок из повести)
Михаил КОРШУНОВ
- Коля очень хорошо помнит, с
чего началась его жизнь мыслящего человека.
Помнит первую встречу с Валентином Васильевичем.
- Как обычно, Коля пришел в
школу, разделся и попрыгал у зеркала —
причесался. Как обычно, появилась Серафима
Павловна и старшие девочки убежали от зеркала.
Как обычно, фанерный градусник показывал
температуру воздуха, а фанерные барометры и
другие приборы показывали облачность, силу и
направление ветра.
- Зазвонил предварительный
звонок, и Коля поднялся на самый верхний этаж.
- Классная руководительница
Тамара Григорьевна скомандовала ребятам
построиться по звездочкам. Ребята построились и
вошли в класс. Вначале вошли звездочки, которые
летят на ракете и на самолете, а потом все
остальные — грузовик, стрекоза и улитка. Сели по
своим местам.
- Коля впереди всех — за свой
маленький стол.
- Раздался основной звонок к
началу занятий. Он продолжительный. Тамара
Григорьевна отметила в классном журнале, кто
присутствует на уроках, а кто заболел. Потом, как
обычно, сказала:
- — Послушаем тишину.
- Ребята перестали двигать
ящиками столов, ронять карандаши, вертеться и
разговаривать.
- Начали слушать тишину. И когда
весь класс и Тамара Григорьевна слушали тишину,
дверь отворилась и вошел незнакомый человек.
- Тамара Григорьевна сказала:
- — К нам пришли. Это Валентин
Васильевич. Он будет писать для вас новый
учебник.
- Ребята встали.
- Валентин Васильевич кивнул,
улыбнулся и показал рукой — садитесь. Быстро
прошел в конец класса и сел за свободный стол.
- Валентин Васильевич большой, а
стол небольшой и стул небольшой. Но Валентин
Васильевич так ловко сел, что и не скажешь, что
ему неудобно сидеть на таком стуле и за таким
столом.
- Тамара Григорьевна сказала:
- — Ребята, с сегодняшнего дня
мы начнем заниматься математикой.
- Взяла мел и провела на доске
черту.
- — Эту прямую линию мы назовем
числовой осью. Начало оси обозначим нолем. Все
равно как на ваших линейках. У всех есть на
линейках ноль?
- — У всех! — ответили ребята.
- И Коля тоже ответил, что у всех
есть. Не мог же он сказать, что Света на его
линейке отгрызла ноль и еще один сантиметр.
- — Ваши линейки имеют готовые
деления, и эти деления заканчиваются каким-то
определенным числом. Скажем, числом тридцать.
Линейка длиной в тридцать сантиметров. А моя
числовая ось никаких еще делений не имеет и ничем
не заканчивается. Она может быть длиной в
тридцать сантиметров и в тридцать километров. У
нее нет конца. И я могу на ней обозначить и
сантиметры и километры. На этой оси живут числа.
Самые разные числа.
- Вдруг встал Валентин
Васильевич и сказал:
- — Тамара Григорьевна, а что,
если попробовать объяснить так... — и быстро
пошел к доске.
- Тамара Григорьевна протянула
Валентину Васильевичу кусок мела.
- — Я буду чертить не на доске, а
на полу, и пусть ребята подойдут ко мне и
выстроятся вдоль стены.
- — Внимание! — сказала Тамара
Григорьевна. — Встали с мест и тихонько подошли
все к стене.
- Ребята встали со своих мест и
тихонько подошли к стене.
- — По росту строиться? —
спросил Коля.
- По росту велит строиться Глеб
Глебыч. И тогда Коля стоит всегда последним.
- — Кто где хочет, — сказал
Валентин Васильевич. — Только чтобы каждый
видел, что я буду делать. — И Валентин Васильевич
начертил мелом на полу прямую линию. У начала
линии написал цифру «ноль».
- — Это числовая ось, ребята. Я
стою там, где она начинается. — И Валентин
Васильевич встал там, где ноль. — Тамара
Григорьевна вам уже сказала, что на числовой оси
я могу отметить и сантиметры и километры. Что
захочу, то и буду отмечать. А я решил отмерять
шаги, наши обыкновенные шаги.
- Валентин Васильевич быстро
пошел по числовой оси и там, где она у него
кончалась, наклонился и начал рисовать ее дальше.
- Нарисовал до самых дверей.
- — Она бесконечна. Значит, могу
рисовать и дальше по коридору. — И Валентин
Васильевич открыл дверь в коридор. — Могу и еще
дальше — в зал. Могу и еще дальше, и еще — по
коридорам, по лестницам. — И Валентин Васильевич
закрыл дверь. — Могу, ребята?
- Ребята согласились — да,
конечно, можете.
- — Чтобы на это не терять
попусту время, я поставлю на числовой оси
условный знак. Есть такой условный знак, который
обозначает бесконечность. Он сразу обозначает и
коридор, и зал, и лестницы. — И Валентин
Васильевич нарисовал в конце оси знак, похожий на
две петельки, соединенные вместе (Ґ).
- — Видите, числовая ось может
быть любой длины, — сказала Тамара Григорьевна.
— И такая, как на полу, и такая, как на доске.
Важно, чтобы стоял условный знак бесконечности.
- — Да, — сказал Валентин
Васильевич, потирая ладонью подбородок. Он
смотрел на свою числовую ось на полу, и она ему,
очевидно, нравилась. — Что такое числа, вы,
ребята, знаете. Что такое буквы, тоже знаете.
- — Знаем, — ответили ребята.
- — Сейчас нам понадобятся и
буквы и числа вместе, — сказал Валентин
Васильевич. — Вот что такое математика. Тамара
Григорьевна, напишите, пожалуйста, для нас
какую-нибудь задачу с буквами и числами вместе.
- Тамара Григорьевна сказал:
- — Вот буква «А», ребята. — И
она написала на доске букву «А». — Но я могу
сказать, что это не просто буква «А», это еще
число, число «А». Оно может равняться и единице, и
двум, и трем, и любому другому числу — десяти,
двадцати, тридцати. Но мы договоримся, что это
число «А» равняется пяти.
- — Например, пяти шагам
ученика, — сказал Валентин Васильевич. — Чья
фамилия на букву «А»? Есть в классе такой ученик?
- — Я в классе такой ученик, —
сказал Амосов.
- — Прекрасно! Давай вместе с
тобой найдем число «А».
- Амосов стал рядом с Валентином
Васильевичем, и они пошли вдоль числовой оси.
- — Считай вслух шаги, — сказала
Тамара Григорьевна.
- Амосов отсчитал вслух пять
шагов и остановился. Валентин Васильевич
остановился вместе с ним.
- — Ну вот, сказал он. — Мы нашли
число «А», которое равно пяти шагам. Стой на месте
и не двигайся, ты число «А». — И Валентин
Васильевич сделал на полу поперек черточку и
крупно написал: «Число «А». — Теперь еще найдем
число, которое, к примеру, равнялось бы восьми
шагам.
- — Число на букву «Д», — быстро
сказал Сережа.
- — Все ясно. Иди отсчитывай.
- И Сережа Данилин прошел от
ноля восемь шагов и остановился.
- Валентин Васильевич сказал:
- — Мы получили число «Д». — И на
полу крупно написал: «Число «Д». — А как вы
думаете, ребята, число «Д» больше числа «А»?
- Ребята закричали:
- — Больше!
- И только Новиков Тема молчал: в
чем-то сомневался, тихо шевелил губами и
сомневался.
- — Мы это запишем. Есть такой
знак. Вот он. — И Валентин Васильевич нарисовал
острый уголок вроде стрелочки. От чиcла «Д» в
сторону числа «А» (Д>A).
- Первыш закричал:
- — Давайте еще число найдем!
Про меня!
- — А как твоя фамилия?
- Не успел Коля ответить, что его
фамилия Мухин, как все уже закричали, что его
зовут Первыш!
- — Тамара Григорьевна,
составьте, пожалуйста, нам условие для числа «П».
- Тамара Григорьевна сказала:
- — Число «П» равняется
двадцати трем.
- Коля подбежал к нулю. Начал
отсчитывать шаги. Подошел к Амосову:
- — Пусти.
- — Я должен здесь стоять.
- И тут схватились — число «П» и
число «А».
- Тамара Григорьевна постучала
рукой о стол и сказала:
- — Удивляюсь: свалка, драка! Это
не мои ученики!
- И Валентин Васильевич сказал:
- — Рукопашную отставить!
- А Сережа показывает Первышу,
шепчет, чтобы Первыш встал на четвереньки и
пролез у Амосова «сквозь ноги» — это значит
между ног.
- И не успели Тамара Григорьевна
и Валентин Васильевич еще что-нибудь сказать про
драку или свалку, как число «П» встало на
четвереньки и ловко пролезло «сквозь ноги» числа
«А» и отправилось дальше по числовой оси.
- Отсчитало еще шаги и пролезло
быстренько сквозь ноги Сережи.
- И пока Валентин Васильевич
смеялся, и Тамара Григорьевна смеялась, число «П»
чуть не ушагало из класса. Но тут классная дверь
открылась, и все увидели, что в дверях стоит
нянечка тетя Клава с киселем и стоят
коллективные вожатые с корзинами, в которых
пустые стаканы и свежие булочки.
- Оказывается, был звонок.
- Тетя Клава глянула на пол.
- Класс — это учреждение, но что
происходило в этом учреждении, понять было
трудно.
- Валентин Васильевич спрятался
за Тамару Григорьевну: он, конечно, испугался.
- Первыш начал отряхивать
колени, потому что тетя Клава поглядела на его
колени.
- Так для Первыша и его друзей
началась жизнь мыслящего человека.
Рис. И.Семенова
|