Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2000

ИГРОТЕКА

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШЕСТЕРКА

Первый класс рядовой школы. Молодую учительницу беспокоило, что задания, связанные с развитием речи, оказывались скучными и утомительными и для детей, и для нее самой.

Сидящие за столами лицом к доске и в затылок друг другу ученики в большинстве своем были или пассивны, или вертляво-рассеянны. Если две-три ученицы («звездочки») готовы были отвечать в любой момент и на любой вопрос, то остальные предпочитали отмалчиваться. В такой атмосфере и учительница, и дети удовлетворялись любым скороспелым ответом, хоть сколько-нибудь похожим на правду. До многообразия правильных вариантов дело не доходило.

Урок в социоигровом стиле начался с объединения детей в группы по три человека (в приводимом случае дети объединялись добровольно, по желанию). Тройками все расселись на коврик в игровом углу класса. Получился неровный круг, в котором участники чувствовали себя комфортно. Движения детей стали разнообразными, высказывания громкими.

Но усмирять детей учительница не стала. Она достала «волшебную палочку». И хотя это был простой карандаш, все тройки устремили на него свое внимание.

«Волшебная палочка» ходила по кругу от одной тройки к другой. Для того чтобы передать «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна была назвать предмет белого цвета, находящийся в комнате.

Первые три тройки легко называют: потолок, окно, дверь. Четвертой тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец белое найдено: белые носки.

Это окрыляет следующие тройки, которые тут же находят белую рубашку, белый подоконник, белую лампу. Опять заминка. Совещаются в это время все.

Все ищут, что же еще не было названо, и таких предметов находится все больше и больше. При обычном стиле урока (ответ у доски ученика, вызванного по усмотрению педагога) два-три первых ученика назвали бы по два предмета (или даже по одному) и впали бы в «глубокую задумчивость», заражая паническим молчанием остальных. На этот же вопрос, но заданный микрогруппам, те же дети находят много ответов, среди которых встречаются и неожиданные.

Обнаруживаются и белые пуговицы, и белые цветы на платье, и белая подошва.

Радостные возгласы раздаются то в одной, то в другой тройке. Даже та тройка, в которой дети вначале сторонились друг друга (это было видно по их позам), к середине игрового задания оказалась сплоченной, находчивой и внимательной к ответам других. Подчеркнем, что, во-первых, это произошло не сразу (что для педагогики норма) и, во-вторых, случилось естественным образом.

133 ЗАЙЦА

«Волшебная палочка» уже в третий раз обходит круг, но число замеченных предметов белого цвета не уменьшается и желание детей продолжать состязание не иссякает.

Здесь и развитие речи, и развитие внимания, и тренировка умения слышать других и запоминать услышанное (когда тройка повторяет то, что было уже названо другими, то сами дети это не засчитывают и палочку не принимают), и умение сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.

Во время этого упражнения-игры у малолеток часто возникают даже вполне научные обсуждения: если белая рубашка уже была названа, то можно ли засчитать за новый предмет белый воротник этой рубашки? Если одна тройка называла белые цветы на платье, то может ли другая тройка назвать белый узор, который возникает из этих цветов на этом же платье (то есть может ли предмет быть частью другого предмета и будут ли засчитываться ранее названные предметы, если они обозначаются другими словами: цветы — узоры).

При игровом стиле обучения естественным образом возникают так называемые межпредметные связи. В социоигровой педагогике особую ценность имеют не они, а та естественность, с которой они появляются. Естественность ценится во всем. И для того чтобы она как можно чаще возникала на уроках, мы предлагаем учителям и воспитателям руководствоваться принципом практической полифонии.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта Артура Апресяна. Артур Юрьевич Апресян - лучший сосудистый хирург, флеболог, заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии клиники СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Узнать подробную информацию о враче и записаться на приём Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.arturapresyan.ru/.

Как-то в Донецке на практическом семинаре по социоигровой педагогике возникло и такое образное обозначение этого принципа. Всем известна пословица «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Отсюда и пошло профессиональное уточнение: если же погнаться за 133 зайцами, то, глядишь, с десяток наловишь. Надеемся убедить читателя в возможности и педагогической целесообразности погони за 133 зайцами.

НЕ МЕНЬШЕ ТРЕХ — НЕ БОЛЬШЕ ВОСЬМИ

Обратим особое внимание читателей на возможное количество учеников, объединившихся для работы в малой группе: от трех человек до восьми. Меньше трех — получается не группка, а пара. Больше восьми — в условии класса такая группировка перестает быть малой. Оптимальным является объединение детей (учеников, студентов, слушателей) по шестеркам.

Многим учителям на первый взгляд кажется, что большинство заданий удобно выполнять парами или четверками (если на занятии используются столы, то два сдвинутых столика создают рабочее место для четверки: две пары сидят напротив друг друга). Но в педагогической работе иногда следует исходить не только из удобства для себя, но и из удобства для детей. А им удобнее и полезнее работать шестерками.

ПРЕИМУЩЕСТВА ШЕСТЕРКИ

В ходе исследований, проводимых под руководством педагога-психолога Е.Е. Шулешко, было установлено, что в шестерке каждый ребенок может найти наиболее выгодные условия для группового делового общения. В такой микрогруппе лидеры меньше давят на не очень активных: у тихого ребенка есть возможности уйти от давления лидера, защитившись окружением таких же тихих детей.

Важно и то, что шестерка может непроизвольно, в зависимости от ситуации, делиться на две тройки или три пары. Такая вариативность помогает ученикам и в начальных, и в средних, и даже в старших классах обнаруживать, высказывать большое число мнений, не задерживаясь на том варианте, который был выдан первым.

Во время урока три парты всегда можно быстро переставить так, чтобы возник общий большой стол для шестерки. На рисунке показано, как это можно сделать. В конце урока парты так же быстро можно вернуть на место (заметим, что такая физическая нагрузка-разрядка очень полезна школьникам).

В течение года на уроках полезно использовать как постоянные шестерки, так и временные. Дети, как и взрослые, по отношению к некоторым сверстникам менее обидчивы, чем к другим, когда те их не понимают. Известно, что устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. Так возникает малая группа (микрогруппа или микросоциум), которая меняет характер поведения ребенка. В ней ребенок научается признавать мнение своего ближайшего окружения и поддерживать его, не нарушать договоренности и согласовывать свои стремления с действиями товарищей. Поэтому и в общении с учителем он становится более покладист.

Форма работы на уроке малыми группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их стремление к совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях — и не у всех на виду, и не в одиночку, — активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой. Достаточно изменить форму работы, и то же самое задание может оказаться непосильным для класса или для большей его части.

Вячеслав БУКАТОВ,
кандидат педагогических наук

Александра ЕРШОВА
кандидат педагогических наук

Рекомендуем вашему вниманию книгу В.М. Букатова и А.П. Ершовой «Хрестоматия игровых приемов обучения», по материалам которой подготовлена настоящая публикация. Заказать книгу можно, заполнив купон (см. «Школьный психолог», № 40, с. 13).
РЕДАКЦИЯ