РЕПОРТАЖ
"ВЫ ОЧЕНЬ ЩЕДРЫЕ!"
Участники жадно ловят
все перипетии игры
Семинар «Игровые технологии в работе
школьного психолога», который по многочисленным
пожеланиям читателей был организован газетой
«Школьный психолог» в дни школьных каникул,
проводили наши постоянные авторы Марина
Битянова, Олеся Пяткова, Татьяна Земских, Елена
Королева, Татьяна Азарова и Ольга Барчук.
Семинар проходил в течение трех дней с
31 октября по 2 ноября на базе Негосударственного
образовательного учреждения «Экономическая
школа-лицей» (НОУ ЭШЛ) г. Москвы. Мне кажется, что
пребывание в стенах этой школы и знакомство с ее
психологической службой позволило участникам
семинара по-новому взглянуть на задачи и
возможности психолога. Мне, например, стало ясно,
что именно этому замечательному во всех
отношениях учебному заведению многим обязана
отечественная школьная психология. Разработки и
открытия Марины Битяновой и ее коллег были
сделаны благодаря прекрасным условиям, которые
созданы в школе. Сам за себя говорит тот факт, что
ее директор Геннадий Анатольевич Шевченко не
только помогал в подготовке семинара, но и
участвовал его работе.
Знания и опыт, которые слушатели
получили в результате, вышли за рамки,
ограниченные названием семинара. Судя по
отзывам, его вполне можно было бы назвать «Опыт
организации психологического сопровождения в
школе» или «Модель взаимодействия
психологической службы с руководством и
педагогическим коллективом школы». «Мы первый
раз увидели психологическую службу с большой
буквы» — таково общее мнение участников.
Семинар был построен таким образом,
что слушатели смогли активно включиться в
игровой процесс. Каждая игра долго и подробно
обсуждалась. Присутствующие уточняли неясные
детали и особенности методики, выступали с
конструктивными предложениями, в том числе и
критическими.
Проведенные в первые два дня игры «Я —
репортер» (развивающая психологическая игра с
шестиклассниками) и «Я выбираю»
(профориентационная игра с десятиклассниками)
продемонстрировали возможности детей по
осознанию своих поступков, по осмыслению их
последствий.
Самый сложный момент — принятие
решения.
Хорошо, когда рядом опытный психолог
Особенное впечатление произвел
наглядный процесс осознания школьниками выбора
будущей профессии в игре «Я выбираю». В течение
трех часов у детей, не имеющих до этого опыта
игровой работы, наблюдалась серьезная динамика
взглядов на будущее. Оказалось, что многие из них
делают профориентационный выбор, не соизмеряя
его со своими реальными желаниями и
возможностями. В течение игры десятиклассники
поняли, что выбор профессии — дело серьезное. И,
принимая то или иное решение в этом направлении,
стоит соотносить свои цели с желаниями и
возможностями.
В вечерней программе «семинаристам»
представилась прекрасная возможность поиграть
самим. И многие с радостью этим воспользовались,
получив уникальный опыт познания себя и других.
Играть вообще надо чаще, поскольку это
помогает избавиться от нерешенных и часто
неосознанных проблем. На играх «Звездные
перекрестки» и «Спасатели», которые поначалу
показались просто интересным
времяпрепровождением, кипели настоящие страсти.
Необыкновенно сильный
психодраматический эффект произвела игра-драма
для старшеклассников и педагогов «Звездные
перекрестки». После ее окончания большинство
терзалось целой гаммой противоречивых чувств.
Кто-то даже провел бессонную ночь.
Неотреагированная агрессия, возникшая
в первый день, нашла выход через сутки во время
игры «Спасатели».
Обе игры были зрелищными и
многоплановыми. Их проведение требовало
серьезной подготовки и отлаженности действий.
Тем более что работать со специалистами, уже
имеющими опыт проведения игровых занятий,
ведущим было достаточно сложно.
В результате все остались довольны,
хотя и было над чем поразмыслить. Ведь, в конечном
счете, каждый играет в ту игру, которую сам
выбирает...
Участникам "взрослых" игр также
пришлось несладко.
Попробуйте, к примеру, вступить
в контакт с таким созданием
Игры (особенно с элементами
психодрамы) требуют от ведущих осторожности и
высокого профессионализма: всегда есть
опасность актуализации различных негативных
эмоциональных состояний. Марина Битянова
отметила это особо. Она считает, что участие в
таких играх — дело добровольное, но не всем
подросткам это рекомендовано. Психологи должны
предостеречь от участия в играх с элементами
психодрамы детей с предрасположенностью к
психопатиям. В любом случае начинать лучше с
простых вариантов, переходя постепенно к более
сложным. Главное — не бояться. А для этого надо,
по мнению участников семинара, победить в себе
«комплекс отличника».
На семинаре при проведении игр
использовались костюмы, реквизит, звуковые и
световые эффекты. В некоторых моментах были
задействованы технические средства
(видеокамера, радиотелефоны, компьютерный
проектор), которые, безусловно, расширяли игровые
возможности.
На третий день мы стали первыми
зрителями новой игры «Виртуальный мир». Так же
как и другие, она состояла из нескольких заданий,
объединенных общим сюжетом. Психологи ЭШЛ
попытались смоделировать для подростков
ситуацию компьютерной игры. Не секрет, что многих
взрослых беспокоит упрощенное отношение к
понятию «жизнь», заложенное в виртуальных играх.
На экране жизнь так же легко отнять, как и
получить. В «настоящем» мире все обстоит иначе.
Но всегда ли неокрепшее детское сознание может
отличить одну реальность от другой? Поэтому
одной из основных задач «Виртуального мира»
стало формирование определенного отношения к
«жизни» в компьютерных играх.
После «Виртуального мира»
семиклассники ЭШЛ честно признались, что
участвовать в «живой» игре им было гораздо
интереснее, чем в компьютерной.
Три дня пролетели незаметно. Участники
глубоко и серьезно погрузились в этот необычайно
теплый, дружественный и интересный мир, который
никак не хотелось покидать. Лейтмотивом всего
семинара можно считать высказывание одной
участницы, адресованное ведущим: «Вы очень
щедрые!» Действительно, психологи ЭШЛ на
семинаре выложились полностью. Они даже ночевали
в эти дни в школе, чтобы не тратить время на
дорогу, а готовиться к играм.
И народ это оценил! На заключительном
«круге» все были крайне единодушны. Сошлись на
том, что участие в таком семинаре дает
возможность по-настоящему освоить игру. Одно
дело — прочитать описание в газете, а другое —
посмотреть, как она реально проводится, и
услышать самые подробные комментарии.
По выражению одной из участниц,
семинар «стал пинком, который вывел из
пассивного состояния». Практически все
психологи получили импульс для творчества:
«После этого семинара мне хочется взлететь!»,
«Это новая точка отсчета для моей дальнейшей
работы».
«Игра — это своеобразная прививка для
будущей жизни», — считает Марина Битянова. А
прививка — дело хотя и неприятное (даже
болезненное), но зато надежно оберегающее от
возможных серьезных проблем в дальнейшем!
Марина Битянова управляла процессом игры, как
капитан кораблем
Ольга РЕШЕТНИКОВА
НОУ «Экономическая
школа-лицей», г. Москва
Тел.: (095) 171-43-71